проект «Профессии нашего поселка»
методическая разработка (старшая группа) на тему
В проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_proforientir_2017.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Наименование | Содержание |
название проекта | «Профессии нашего поселка», информационный, исследовательский, фронтальный, долгосрочный |
руководитель проекта: - ФИО - должность | Садырина Наталья Петровна воспитатель первой квалификационной категории |
команда проекта: - ФИО - должность | Садырина Наталья Петровна воспитатель первой квалификационной категории |
аннотация (краткое описание содержания) | В проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Ознакомление ребят с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают или обсуждают, что способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии. |
актуальность проекта (описание проблемы) | Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий; труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. Наш детский сад находится в поселке Ясногорский. Многие родители воспитанников работают в поселке. У детей дошкольного возраста естественен интерес к работам родителей, желание стать такими, как папа и мама. Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям своих родителей. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Родители воспитанников работают на разных предприятиях родного поселка. У детей естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации и успешной адаптации в социуме. Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. |
цель | обеспечить целостность образовательного процесса через систему работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации; обогащение знаниями и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности, её ролью в жизни нашего поселка; воспитывать нравственное отношение к людям труда. |
задачи | 1. расширить представления детей о различных профессиях, дать понятие слову- профессия; формировать представления о роли современной техники в трудовой деятельности и жизни человека; 2. расширить и пополнить словарный запас детей, учить анализировать, обобщать и делать выводы; 3. воспитывать уважение к людям труда, способствовать формированию желания беречь результаты труда. 4.совершенствовать трудовую деятельность детей для воспитания положительного отношения к труду; 5.развивать положительные эмоции от коллективной трудовой деятельности. 6.вовлекать родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений. |
целевая аудитория | Педагоги, родители, дети старшего дошкольного возраста |
механизм реализации (формы и методы) | Практические (игровые): Консультации и родительские собрания Конструирование Сюжетно-ролевая игра Игра-драматизация Экскурсии Дидактические средства: Наглядный материал (книги, панно) Демонстрационный материал Основные средства: Создание обогащенной развивающей среды в группе. Проведение бесед, экскурсий. Создание игровых ситуаций. Проведение сюжетно-ролевых игр. Проведение праздников, развлечений, театрализованных представлений. |
ресурсы | Материально-техническое обеспечение: музыкальный зал, групповые комнаты ДОО; мультимедийные средства, компьютеры; художественная литература, папки с иллюстрациями и картинами, фото- и видео презентации и фильмы на соответствующую тематику. |
ожидаемые результаты: -количественные - качественные | -Дети:22 ребенка взрослые:от 22 до 45 (по желанию) -Предполагается, что используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, варьирование приёмов и средств воспитательно-образовательной работы способствует развитию интереса к труду родителей, постепенно расширяясь до интересов к жизни общества и своей будущей профессии. Дети получат знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей); Родители станут равноценными участниками процесса воспитания и развития детей, предлагают свою помощь, помогают в пополнении развивающей среды и т. д. Педагогический коллектив детского сада пополнит педагогическую копилку новыми методическими разработками. |
партнеры | МБОУ «Ясногорская СОШ», МБУ «Детская музыкальная школа», МБУ «Дом культуры ясногорского поселения кемеровского муниципального района», МБУ «ЦБС», ООО «ТД Кемеровская птицефабрика», ФАП, Почта России, парикмахерская, магазины( Мария Ра, Золотой ключик) |
График реализации проекта
Этап | Сроки | Содержание | Ответст венные | Планируемый результат |
1 этап. Организационный | Сентябрь 2017 | Анализ теоретических исследований, передового педагогического опыта по проблеме ранней профориентации детей дошкольного возраста Составление плана работы. Подбор методической литературы, пособий по выбранной тематики проекта. Подготовить экскурсии на предприятия. | педагоги | Аналитические материалы, банк данных. Открытые мероприятия |
2 этап. Планирование реализации проекта. | Октябрь 2017 | Определение задач воспитательно-образовательной работы. Планирование деятельности. Разработка конспектов деятельности. | педагоги | Проведены организационно-мотивирующие мероприятия Разработана нормативная база мероприятий проекта Заключены договоры с социальными партнерами Подготовлены материалы по диагностике профессионального самоопределения детей Разработано программно- методическое обеспечение проекта Созданы условия для реализации плановых мероприятий проекта |
3 этап. Реализация проекта. | Ноябрь 2017- Март 2018 | 1. Осуществить диагностику. 2. Апробировать модель сопровождения ранней профориентации детей в разных видах деятельности. 3. Реализовать сетевое взаимодействие и социальное партнерство в рамках раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возраста. 4. Обеспечить научное и методическое сопровождение реализации проекта. 5. Обеспечить и обогатить условия для реализации проекта. 6. Обеспечить аналитическое сопровождение реализации проекта. | Педагоги, родители | Профессиональная направленность развития личности ребенка: Человек - природа Человек – техника Человек - человек Человек – знаковая система Человек – художественный образ Мероприятия с педагогами: − Семинар – практикум «Ролевая игра- форма моделирования ребенком социальных отношений» − Круглый стол «Создание профессионально-ориентированной развивающей среды» − Конференция для педагогов «Выбирая свою дорогу» − Педагогический совет «Выбор профессии — выбор будущего» − Проведение открытых развивающих занятий в совместной образовательной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Просветительская работа с родителями − Видеолекторий "Профессии, востребованные на рынке труда" − Родительское собрание "Роль семьи в определении будущей профессии детей" − Тематические мероприятия «Гость группы: встречи с людьми разных профессий» − Семейные проекты «Кем быть», «Один день на работе у мамы (папы)» − Родительская школа «Чем пахнут ремесла?» (привлечение для работы с детьми людей разных профессий) − Консультация для родителей «Ранняя профориентация для дошкольников - начало успеха». |
IV этап — Системно-аналитический. Презентационный | Апрель Май 2018 | 1.Создание презентации: «Профессии наших родителей», 2. Распространение положительного опыта ДОО по теме проекта. 3.Оценка эффективности модели ранней профориентации детей дошкольного возраста. 4.Коррекция затруднений в реализации проекта, определение перспектив развития. | − Методическое пособие «Институциональная модель по ранней профориентации дошкольников «Ребёнок в мире профессий». − Электронные дидактические пособия для работы с воспитанниками по ранней профориентации детей дошкольного возраста. − Уголки профориентации в группах. − Постоянно действующая тематическая информационная выставка для родиелей «Путь в профессию». На уровне педагогов Сформированность компетентности в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста; увеличение доли педагогов, транслирующих свой опыт ранней профориентации педагогическому сообществу; увеличение доли педагогов, активно привлекающих социальных партеров к решению задач ранней профориентации дошкольников. На уровне родителей увеличение доли родителей, проявляющих интерес к ДОО, к вопросам ранней профориентации дошкольников; увеличение доли родителей, активно участвующих в совместных с ДОО мероприятиях. На уровне социальных партнеров увеличение количества организаций, учреждений, проявляющих интерес к деятельности ДОО; увеличение активности социальных партнеров в воспитательно-образовательном процессе ДОО. | |
Литература:
- Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
- Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.:Мозаика-Синтез, 2011 – 136 с.
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим
и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2002
4. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010
6. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
7. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
8. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей
старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3
9. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
10. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014
11. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей,
гувернеров и родителей.М.: Гном, 2013
12. Гусева Т. Кем быть?// Поём, танцуем и рисуем – 2009
13. Кондашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно
– методическое пособие.- Балашов: Издательство « Николаев», 2004
14.Манакова М. Моя первая книга о профессиях. – Ростов н/Д. :Проф-Пресс, 2007
15. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет.– М.: Мозаика-Синтез, 2012 – 128 с.
Приложение
План проекта по образовательным областям:
Образовательные области | Виды деятельности | Темы |
Социально-коммуникативное развитие | ООД | « Труд человека» « Хлеб всему голова» « Все профессии важны, все профессии нужны» |
Беседы | « Как вести себя на рабочем месте» « Кем я стану, когда вырасту?» | |
Дидактические игры | « Кому что нужно для работы», « Назови профессию», « Что чем делают», « Подскажи словечко», « Потерянные инструменты» | |
Сюжетно-ролевые игры | « Строители», « Больница», « Парикмахерская», « Ателье», « Овощной магазин», « МЧС» | |
Познавательное развитие | Домашнее задание | Фотогазета « Все профессии важны, все профессии нужны», изготовление атрибутов |
Экскурсии | В магазин, в библиотеку,в школу,на почту, на птицефабрику,в паркмахерскую | |
Презентация | « Знакомим дошкольников с профессиями» | |
Физическое развитие | Подвижные игры | С мячом « Ассоциации», « Все наоборот», «Скажи по-другому» |
Двигательная деятельность | Ознакомление с профессиями, связанные со спортом | |
Спортивные развлечения | Эстафеты, « День здоровья », « Осенний марафон», « Делай с нами, делай ,как мы, делай лучше нас!» | |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: | • «Город добрых дел» Р. Скарри • «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях) • «А что у вас?» С. Михалков • «Кем быть?» В. Маяковский • «Строители» Б. Заходер • «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков • «Чем пахнут ремесла?», «Кому что нужно?». Д. Родари • «Доктор Айболит» К. Чуковский • «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов |
Разучивание стихотворений о различных профессиях | Конкурс чтецов «Все профессии важны, все профессии нужны» | |
Рассматривание сюжетных картинок «Профессии», иллюстрации с видом деятельности по профессиям | ||
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | Домашнее задание « Профессия мамы», атрибут « Хочу быть» |
Лепка | Предметы для трудовой деятельности разных профессий | |
Конструирование | « Юные архитекторы», « юные изобретатели», мастер-класс « Наши пироги для мам» | |
Аппликация | По народным промыслам |
План осуществления проекта:
Месяц | Совместная работа педагога с детьми | Совместная работа родителей с детьми | Свободная творческая деятельность детей |
Сентябрь 1 неделя | Начало проекта «Все профессии нужны все профессии важны» Ознакомление с профессиями сотрудников ДОО. | Вовлечение родителей в проектную деятельность. | Рисунки детей о профессиях сотрудников ДОУ. |
Сентябрь | «Внимание! Дети на дороге» Ознакомление с профессиями сотрудников полиции | Участие родителей в конкурсе костюмов к сюжетно-ролевым играм по ПДД. | Конкурс чтецов «Азбука безопасности», детских рисунков |
Сентябрь | «Правила мы знаем их соблюдаем» Знакомство с профессией пожарных. | Участие родителей в изготовлении атрибутов к с.р.и. «Пожарные» | Рисунки на тему пожарной безопасности, изготовление транспортных средств из броссового материала. |
Сентябрь | День дошкольного работника. Ознакомление детей с профессией воспитатель детского сада. | Участие родителей в праздничном концерте, посвященном Дню дошкольного работника | Изготовление подарков, открыток, сюрпризов для воспитателей и их помощников. |
Октябрь 1-неделя | Ознакомление детей с инфраструктурой поселка: магазины, библиотека, почта, музыкальная школа, Дом культуры, птицефабоика, | Участие родителей в организации экскурсии по поселку. | Изготовление книжек своими руками. |
Октябрь 2-я неделя | Ознакомление детей с семейным бюджетом. | Рекомендуемые консультации для родителей дома с детьми. | Создание коллективного плаката с фотографиями детей. |
Октябрь | Знакомство с профессией «медсестра». Уточнить имеющиеся знания о данной профессии; воспитывать положительное отношение к ней. | Развлечение «Вместе дружная семья» (совместно с родителями, дедушками и бабушками) | Игра-занятие: «Экономик экономит электроэнергию». |
Ноябрь | Повышать уровень знаний о труде людей, живущих в сельской местности; воспитывать уважение к труженикам села; знакомство с профессией «хлебороб». | Участие родителей в выставке фотогазет «Профессия моих родителей». | Игра «Кто больше назовет профессий» |
Ноябрь | Формировать культуру труда; учить работать рационально, результативно, в общем темпе; воспитывать трудолюбие, старательность. | Участие родителей в открытом занятии «Кулинарный поединок» | Конкурс чтецов «Все профессии нужны – все профессии важны» |
Декабрь | Знакомство с профессией «художник». | Участие родителей в изготовлении атрибутов к Новогоднему празднику. | Игра «Услуга – товар» |
Декабрь | Расширять кругозор; воспитывать уважение к различным профессиям, гордость за родителей | Участие родителей в Новогоднем утреннике. | Игровое упражнение: «Назови правильно». |
Январь | Знакомство с профессией «дизайнер». | Участие родителей в изготовлении новогодних масок. | Конкурс «Новогодняя маска» |
Январь | Знакомство с профессией «почтальон». | Участие родителей в организации экскурсии по поселку. | Игра-занятие «Так – не так». |
Февраль | Знакомство с профессией «животновод» и «садовод». | Организовать родителей к приобретению семян для посадки в группе. | Конкурс «Огород на окне» |
Февраль | Знакомство с профессией «военный». | Участие пап в празднике ко Дню ЗащитникаОтечества. | Игра: «Если бы я был(а) папой (мамой) » |
Март | Знакомство с профессиями мам и бабушек: «повар», «кондитер», «парикмахер». | Участие мам, бабушек и сестер в празднике к Международному Женскому Дню. | С\р игра «Магазин цветов» |
Март | Уточнить знания о различных профессиях; расширять кругозор; воспитывать интерес к труду. | Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин». | Игра: «Продавцы и покупатели». |
Апрель | Знакомство с профессией «астроном» и «космонавт». | Участие родителей в изготовлении поделок ко Дню космонавтики. | Занятие «В гостях у гнома Эконома» |
Апрель | Знакомство с профессией «фермер». Мероприятие «Все профессии нужны, все профессии важны» | Участие родителей в конкурсе «Лучшая клумба дома» | Игра «Выбор» |
Май | Закреплять знания детей о различных профессиях; расширять кругозор; воспитывать положительное отношение к труду. | Участие родителей в изготовлении костюмов на военную тематику. | Вечер досуга: «Путешествие в страну Волшебницы Экономики» |
Май | Обобщить знания о различных профессиях. | Участие родителей в организации экскурсии по поселку. | Викторина: «Знаете ли вы экономику?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Профессии наших родителей"
Дано примерное планирование совместной проектной деятельности. Указаны цели, задачи, используемые методы и приемы...
Экологический проект "Деревья нашего поселка"
Проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста...
Проект: "Профессии наших родителей"
Проект: "Профессии наших родителей"...
Профессии нашего поселка
Конспект организованной образовательной деятельностипо теме «Профессии нашего поселка»для детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Деревья нашего поселка"
В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все многообразие окружающего для него мира, он только учиться замечать красоту природы и видеть, насколько многообразны и ...
Проект "Памятники нашего поселка"
Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с историей своей малой родины....
Творческий проект "Достопримечательности нашего поселка"
В ходе реализации проекта дети не только приобрели знания об истории поселка, символике, достопримечательностях, но и начали проявлять интерес к событи...