Особенности воображения у дошкольников
статья на тему
Предварительный просмотр:
Особенности воображения у дошкольников
Воображение - это способность представлять отсутствующие или не существующие в реальности ситуации, условия, объекты, удерживать их в сознании и мысленно манипулировать ими. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Деятельность дошкольников во многом основана на воображении. Их игры - плод богатой фантазии, но воображение обеспечивает еще и следующую деятельность ребенка:
- построение образа конечного результата его деятельности;
- создание программы поведения в ситуации неопределенности;
- создание образов, заменяющих деятельность;
- создание образов описываемых объектов.
Все функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти. Отечественный психолог В.Н.Брушлинский считает, что воображение - одна из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо».
Первый период развития воображения иллюстрирует кривая 1-М,
а рассудочную деятельность К. — X. Этот период приблизительно охватывает первые 15 лет жизни человека. Затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие (кривая X- О), а воображение, в большинстве случаев, характеризуется падением интенсивности (кривая М- Н). Чем меньше падение кривой М-Н, тем большие способности проявляет человек. Когда же кривая воображения сохраняет стабильность или свое прогрессивное направление (М-Н), то мы говорим об одаренности или гениальности.
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.
Затухание функции воображения с возрастом - отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи «открытого типа», т.е. имеющие не единственно верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.
Активизация функций воображения интенсивна в старшем дошкольном
и младшем школьном возрасте. Вначале воссоздающее воображение, т. е. позволяющее представлять образы, например, сказочные, а затем и творческое, благодаря которому создаются принципиально новые образы. Этот период - сензитивный для формирования образного мышления и воображения. Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта, его часто называют фантазией. Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается не готовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить.
Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями - восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением - не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.
Психологи заметили, что ребенок с богатой фантазией успешнее решает нестандартные, а значит, сложные задачи, легче переживает неприятности и пользуется уважением сверстников. Такой ребенок становиться заводилой, ведь он умеет сам придумывать интересные занятия, игры. По одному его слову скамейка превращается в корабль, а забор - во вражеский замок.
Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема: «Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
материал предназначен для педагогов детских садов...
Статья "ОБ УЧЕТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ КАК УСЛОВИИ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЩМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
В данной статье говорится о воображении, как одном из условий успешной интеграции...
Особенности развития воображения у дошкольников
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления...
Особенности воображения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Презентация Особенности воображения у детей младшего школьного возраста с ЗПР....
Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"
В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....
«Особенности развития творческого воображения у дошкольников»
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В с...