Особенности воображения у дошкольников
статья на тему

Торопова Ольга Альгердасовна

Определение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx76.59 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воображения у дошкольников

Воображение - это способность представлять отсутствующие или не существующие в реальности ситуации, условия, объекты, удерживать их в сознании и мысленно манипулировать ими. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Деятельность дошкольников во многом основана на воображении. Их игры - плод богатой фантазии, но воображение обеспечивает еще и следующую деятельность ребенка:

  • построение образа конечного результата его деятельности;
  • создание программы поведения в ситуации неопределенности;
  • создание образов, заменяющих деятельность;
  • создание образов описываемых объектов.

Все функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти. Отечественный психолог В.Н.Брушлинский считает, что воображение - одна из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо».

Первый период развития воображения иллюстрирует кривая 1-М,
а рассудочную деятельность К.
X. Этот период приблизительно охватывает первые 15 лет жизни человека. Затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие (кривая X- О), а воображение, в большинстве случаев, характеризуется падением интенсивности (кривая М- Н). Чем меньше падение кривой М-Н, тем большие способности проявляет человек. Когда же кривая воображения сохраняет стабильность или свое прогрессивное направление (М-Н), то мы говорим об одаренности или гениальности.

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

Затухание функции воображения с возрастом - отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи «открытого типа», т.е. имеющие не единственно верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.

Активизация функций воображения интенсивна в старшем дошкольном
и младшем школьном возрасте. Вначале воссоздающее воображение, т. е.  позволяющее представлять образы, например, сказочные, а затем и творческое, благодаря которому создаются принципиально новые образы. Этот период - сензитивный для формирования образного мышления и воображения. Воображение
- это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта, его часто называют фантазией. Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается не готовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить.

Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями - восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением - не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.

Психологи заметили, что ребенок с богатой фантазией успешнее решает нестандартные, а значит, сложные задачи, легче переживает неприятности и пользуется уважением сверстников. Такой ребенок становиться заводилой, ведь он умеет сам придумывать интересные занятия, игры. По одному его слову скамейка превращается в корабль, а забор - во вражеский замок.

Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ОБ УЧЕТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ КАК УСЛОВИИ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЩМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В данной статье говорится о воображении, как одном из условий успешной интеграции...

Особенности развития воображения у дошкольников

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления...

Особенности воображения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Презентация Особенности воображения у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"

В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....

«Особенности развития творческого воображения у дошкольников»

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В с...