Доклад по организации элементарных опытов
консультация на тему
Данный доклад можно использовать на педагогическом совете,либо как консультацию для воспитателей. К докладу прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_organizatsii_elem.opytov.docx | 26.52 КБ |
Технология организации элементарных опытов с детьми дошкольного возраста | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (АКАДЕМИЯ ВЭГУ)
____________________________________________________________________________________________
Дисциплина:
«Теории и технологии экологического образования детей»
Елисеева Наталья Анатольевна
Тема видео-семинара:
«Современные технологии экологического образования детей»
Доклад к видео-семинару на тему:
«Технология организации элементарных опытов с детьми дошкольного возраста».
2017 г.
Слайд № 1
Детей, особенно старшего дошкольного возраста, интересуют многие явления природы, развитие растений и животных. Дети иногда пытаются сами найти ответ на возникшие вопросы. Это вызвано тем, что для ребенка, в силу ограниченности его опыта и особенностей развития мышления, не всегда понятны объяснения воспитателя.
А при проведении опыта явление приближается к ребенку, раскрывается его суть.
Слайд№ 2
Элементарные опыты в настоящее время используют как средство:
- Активизации умственной деятельности дошкольников;
- Решения задач их экологического образования.
Элементарный опыт (эксперимент), по мнению П.Г. Саморуковой – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях.
В.И. Логинова считает, что опыт – это преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.
Слайд № 3
Поддьяков Н.Н. отмечает, что детская деятельность экспериментирования позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, увидев то, что недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя. Изучение им особенностей данной деятельности дает основание для формулировки следующих положений:
- Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
- В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества – новых построек, моделей, рисунков, сказок и т.п.;
- Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
- В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации интеграционных процессов;
- Детское экспериментирование является всеобщим способом функционирования психики, пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую.
Слайд № 4
Значение элементарных опытов заключается в том, что:
- В них проявляется сознательная деятельность детей, направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы;
- Опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, т.к. им необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта. Дети учатся анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи;
- У детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы;
- Кроме того, опыты способствуют развитию речи, т.к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать вопросы, суждения, выводы;
- В опыте ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности.
Слайд № 5
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
- По характеру объектов, используемых в эксперименте (опыты с объектами неживой природы, опыты с растениями, опыты с животными, опыты, объектом которых является человек).
- По месту проведения опытов (в групповой комнате, на участке, в лесу, на поле и т.д.)
- По количеству детей (индивидуальные - 1-4 реб.; групповые - -10 детей; коллективные – вся группа)
- По причине проведения (случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка)
- По характеру включения в педагогический процесс (эпизодические – проводимые от случая к случаю; систематические)
- По продолжительности (кратковременные – 5-10 мин.; длительные)
- По месту в цикле (первичные, повторные, заключительные и итоговые)
- По характеру мыслительных операций (констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие – эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
- По способу применения в групповой комнате (демонстрационные – при которых в группе имеется всего один объект, находящийся в руках педагога; фронтальные – у детей на столах имеется раздаточный материал для экспериментирования)
Слайд № 6
Рассмотрим некоторые особенности детского экспериментирования:
- Детское экспериментирование свободно от обязательности. Нельзя заставить ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
- Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его моно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям.
- В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
- Дети не могут работать не разговаривая. Поэтому при организации экспериментов в детском саду необходимо специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.
Слайд № 7
- При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия имеющиеся между детьми. Так, у одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует.
- Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, несмотря на огромную пользу фиксирования результатов экспериментирования, т.к. необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.
- Следующий важный момент, который необходимо учитывать, - это право ребенка на ошибку.
Слайд № 8
Для того, чтобы опытническая деятельность приносила положительные результаты,
воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:
- Четкость формулировки целей и задач опыта;
- Предъявление задач в определенной последовательности: сначала простые, затем более сложные;
- Предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;
- Для того, чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;
- Разработка или использование четко выстроенной программы работы на год.
Слайд № 9
В исследовании Т.А.Ковальчук предлагается организация и руководство опытами. Автор выделяет несколько этапов:
- Этап. Подготовительный. Его цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности. Достигается цель с помощью следующих приемов: подготовка воспитателем на глазах у детей необходимого оборудования; задания дежурным подготовить оборудование, разместить его на виду у детей; выделение объекта для опыта; предварительное рассматривание материала или объекта для опыта; показ фрагментов видео- или диафильмов; рассматривание иллюстраций, подготавливающих детей к восприятию объекта или явления.
Слайд № 10
- Этап. Начало опыта. Его цель: направлять произвольное внимание детей и сосредоточить его на объекте, поддержать интерес, вызванный на I этапе, упрочить его. Воспитатель ставит перед детьми задачу, предлагает им высказать свою гипотезу, обосновать свое предположение. Педагог не оценивает правильность или неправильность предварительного решения (лишь фиксирует их).
Слайд № 11
- Этап. Основной. Цель: формирование реалистических представлений у дошкольников на основании организации элементарного опыта.
- Этап. Заключительный. Цель: подведение итогов, формулировка выводов. Воспитатель возвращается к высказанным дошкольниками гипотезам, определяет их правильность, подводит детей к формулированию окончательных выводов.
Слайд № 12 Опыт «Из чего состоят песок и камень?»
Слайд № 13 Опыт «Делаем кинетический песок сами»
Слайд № 14 Опыт «Выращиваем снежинку из соли»
Слайд № 15 Рекомендуемая литература
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Элементарные опыты в настоящее время используются как средство : Активизации умственной деятельности дошкольников; Решения задач их экологического образования. Элементарный опыт (эксперимент) , по мнению П.Г. Саморуковой – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. В. И. Логинова считает, что опыт – это преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.
Изучение Н.Н. Поддьяковым особенностей детской экспериментальной деятельности дает основание для формулировки следующих положений : детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников; в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества – новых построек, моделей, рисунков, сказок и т.п.; детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества; в детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации интеграционных процессов; детское экспериментирование является всеобщим способом функционирования психики, пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую.
Значение элементарных опытов заключается в том, что : в них проявляется сознательная деятельность детей , направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы; опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников; у детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы ; опыты способствуют развитию речи , т.к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать вопросы, суждения, выводы; в опыте ребенок получает знания не как готовый факт , а как результат, приобретенный в процессе деятельности.
Классификация экспериментов 1 По характеру объектов, используемых в эксперименте Неживая природа, р астения, животные, человек 2 По месту проведения опытов Группа, участок, в природе 3 По количеству детей Индивидуальные (1-4 ребенка), групповые (5-10 детей), коллективные (вся группа) 4 По причине проведения Случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка. 5 По характеру включения в педагогический процесс Эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические 6 По продолжительности Кратковременные (5-10 мин), длительные 7 По месту в цикле Первичные, повторные, заключительные и итоговые 8 По характеру мыслительных операций Констатирующие, сравнительные, обобщающие 9 По способу применения в групповой комнате Демонстрационные, фронтальные
Особенности детского экспериментирования: 1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. 2. Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. 3. Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. 4. Дети не могут работать не разговаривая.
Особенности детского экспериментирования: 5. Нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. 6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, несмотря на огромную пользу фиксации результатов экспериментирования. 7. Следующий важный момент, который необходимо учитывать, - это право ребенка на ошибку.
Требования к организации опытнической деятельности: 1. Четкость формулировки целей и задач опыта 2. Предъявление задач в определенной Последовательности: простые, затем более сложные. 3. Предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации 4. Чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды. 5. Разработка или использование четко выстроенной программы работы на год.
Организация и руководство опытами (Т.А. Ковальчук): Подготовительный. Цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности. Приемы: Подготовка воспитателем на глазах у детей необходимого оборудования; Задания дежурным подготовить оборудование, разместить его на виду у детей; Выделение объекта для опыта; Предварительное рассматривание материала или объекта для опытов; Показ фрагментов видео- или диафильмов; Рассматривание иллюстраций, подготавливающих детей к восприятию объекта или явления. I этап.
Организация и руководство опытами (Т.А. Ковальчук): Начало опыта. Цель: направить произвольное внимание детей и сосредоточить его на объекте, поддержать интерес, вызванный на 1 этапе, упрочить его. Воспитатель ставит перед детьми задачу, предлагает им высказать свою гипотезу, обосновать свое предположение. Педагог не оценивает правильность или неправильность предварительного решения (лишь фиксирует его). II этап.
Организация и руководство опытами (Т.А. Ковальчук): Основной. Цель: формирование реалистических представлений у дошкольников на основании организации элементарного опыта. III этап. IV этап. Заключительный. Цель: подведение итогов, формулировка выводов. Воспитатель возвращается к высказанным дошкольниками гипотезам, определяет их правильность, подводит детей к формулированию окончательных выводов
Опыты «Из чего состоят песок и камень?»
Опыт «Делаем кинетический песок сами»
Опыт «Выращиваем снежинку из соли»
Рекомендуемая литература для работы с дошкольниками в детском саду Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с. ( Развитие и воспитание дошкольника) Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений / А.И.Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с. (Программа развитие) Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие / Л.Л.Тимофеева. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 304 с. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - ИСЛЕДОВАТЕЛЬ» / А.И.Савенков. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 48 с. (Библиотека журнала «Исследователь/ Researcher ») Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников / А.И.Иванова, Н.В.Уманская. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 160 с.
Интернет-ресурсы: Микроскоп http://img-fotki.yandex.ru/get/9299/134091466.f5/0_d4d6e_ccd0a668_S Колбы http://img-fotki.yandex.ru/get/6613/134091466.a/0_8eae3_6ea58e84_S Пробирки http://img-fotki.yandex.ru/get/9300/134091466.c5/0_c98b9_19d24419_S Горелка http://img-fotki.yandex.ru/get/4904/134091466.f5/0_d4d6d_4740c1eb_S Колбы http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/134091466.9a/0_c0378_bebb161_S Блокнот с ручкой http:// img-fotki.yandex.ru/get/19/108950446.6d/0_b4102_1793a431_S Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области http://pedsovet.su/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через организацию элементарных опытов с неживой природой.
Цель опыта заключается в широком использовании метода эксперементирования с неживой природой по развитию у детей естественнонаучных представлений...
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Доклад на педсовете «Из опыта работы по организации среды с использованием методов М. Монтессори»
Доклад на педсовете«Из опыта работы по организации среды с использованием методов М. Монтессори»Разработала воспитатель Карагозян Римма Ашотовна М...
Организация элементарных опытов для детей дошкольного возраста.
Детей, особенно старшего дошкольного возраста, интересуют многие явления природы, развитие растений и животных. Дети иногда пытаются сами найти ответ на возникшие вопросы. Это вызвано тем, что для реб...
Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста...
Программа по самообразованию «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством организации элементарных опытов с объектами неживой природы»
Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе проведения элементарных опытов с ...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Мне понравился ваш доклад с
Мне понравился ваш доклад с презентацией по организации элементарных опытов, с удовольствием использую материал в своей педагогической работе.