Доклад на тему «Элементарная экономика для детей»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Калтасинский детский сад №3 «Сказка» муниципального района
Калтасинский район Республики Башкортостан
Доклад на тему
«Элементарная экономика для детей»
Подготовила воспитатель первой категории
Валтиева Олеся Сергеевна
Калтасы-2018
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.
Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.
Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических знаний, представлений, чувств и привычек поведения.
Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся очень далёкими друг от друга. Часто задают вопрос: «Экономика и дошкольник. Актуально ли?» Да, актуально. И довольно давно. Воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния».
«Моё» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Необходимо подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада даёт массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувство вины или беспокойства?
Нередко приходится слышать от взрослых: зачем ребёнку беречь и экономить, не так уж велики потери оттого, что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастит, столкнётся с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.
Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих проступков постепенно складываются привычные формы поведения, вырабатывается определённый стиль жизни, изменить который будет не просто.
Детский сад – некая условная ситуация, которая не даёт полноценного опыта и практики «экономического поведения». Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хорошие результаты в области экономического воспитания и развития.
Осваивая экономические темы, дошкольники знакомятся с дошкольной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, природы на региональном материале.
Ребёнок, прежде всего, познаёт азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической деятельности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнаёт о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.
Дети получают начальные сведения об экономике своего села, профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разных форм даёт возможность проявить творчество, индивидуальность и в тоже время, что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке ему понятном.
Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я» - играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга.
В качестве средства формирования основ экономической культуры можно использовать обучающие игры. Главной особенностью обучающих игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все обучающие экономические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ нравственно-экономических знаний, представлений, чувств, привычек поведения.
Основная форма обучения – игра. Именно через игру дети учатся осваивать и познавать мир. Сделать экономику понятной детям помогают сюжетно-дидактические игры: «Моя профессия», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома».
Обучающие игры можно включать в содержание занятий и проводить вне их. Для возникновения самостоятельных обучающих игр в группе создавать необходимые условия: подбирать соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовать разные по содержанию и видам обучающие игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Значительное место отводится сказке. Сказка – это литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. В них экономическое содержание показывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативность – познавательные навыки. Способность ориентироваться в ситуациях поиска, включаясь в решение проблемной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, решение таких задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учат видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира, вещей, природы, людей.
Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимосвязи между людьми и игра. Созданные благоприятные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в экономику, через игру, математику, рисование, обеспечивает формирование и потребности в познании, способствует умственному и личностному развитию.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Однако в воспитании всё хорошо в меру. Перегнув палку в разговорах о деньгах, установка на экономическую выгоду, расчётливость, легко вырастить маленького Плюшкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Условия поддержания у детей интереса к выполнению культурно-гигиеническим навыкам»
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков....
доклад на тему "Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду"(из личного опыта)
"Организация гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду"...
Доклад на тему :«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её б...
Доклад на тему: "Сравнительная характеристика речи детей с ФФНР и ОНР 3 уровня".
Доклад включает в себя задачи и разделы коррекционного обучения детей с ФФНР и ОНР 3 уровня. Даётся сравнительная характеристика двух групп детей....
Доклад на тему: « Познавательно – речевое развитие детей в нерегламентированной деятельности» воспитателя первой младшей группы
В этом докладе я показываю оптимальные пути, помогающие ребёнку найти себя, утвердится, быстро адаптироваться в детском саду....
Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности".
В данном материале говорится о важности и необходимости развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....
Доклад на тему:Духовно-нравственное воспитание детей в семье"
В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Гегель Г.Ф. Что же мы имеем ввиду под нравственно-духовным воспитание...