Личностно-ориентированный подход при формировании навыков исследовательской деятельности дошкольников по экологическому воспитанию.
консультация (старшая группа) на тему

1.Формировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

2.Создавать условия для развития у детей интереса к познавательной деятельности.

3.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход при формировании навыков исследовательской деятельности дошкольников по экологическому воспитанию.

                

            В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка. Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и укреплять его «могу»*.

Актуальность выбранной нами темы на современном этапе очевидна: настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира-исследовательский метод. Самостоятельное  мышление, понимание глобальных проблем  человечества, исследовательский и проектный методы обучения, моделирование, эксперимент, рефлексии, воспитание заботливого, ответственного отношения к себе и к миру вокруг-вот новый выбор ценностей образования ХХI века.

Только собственный опыт помогает  дошкольнику приобрести необходимые знания и умения. Причем его наблюдательность, внимание, память и мышление развиваются особенно интенсивно, потому что ребенку самому интересно узнать что-либо.

В течении пяти лет мы проводим исследования по теме «Личностно-ориентированный подход при формировании навыков исследовательской деятельности дошкольников по экологическому воспитанию». 

Целью нашего исследования является: расширить роль и место детского экспериментирования в общей системе человеческих знаний, овладеть методикой руководства экспериментаторской деятельностью детей.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1.Формировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

2.Создавать условия для развития у детей интереса к познавательной деятельности.

3.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

В своей работе  используем методы и приемы обучения и воспитания, которые соответствуют таким требованиям, как:

  • Диалогичность;
  • Деятельностно-творческий характер;
  • Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

Предоставления ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества.
 Усваивается  все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашей группы.

На опыте работы с бывшими воспитанниками мы не раз убеждалась, что познавательная деятельность вызывает огромный интерес. Новый состав группы, образованный в основном из мальчиков, нуждался в создании постоянной заинтересованности детей, налаживанию более тесных отношений взрослого и ребенка.

Поэтому мы постарались создать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждали их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе.

Исследования представляли ребятам возможность самим найти ответы на вопросы «Как?» и  «Почему?». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты, делал всё сам ,а не был в роли наблюдателя. Проведенные опыты, организованное экспериментирование, были одним из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Уже в младшем возрасте, познавая окружающий мир, ребёнок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, поступать им и т.п.. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.

Понимания, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для активности ребёнка, мы подобрали литературу по разделу «Детское экспериментирование», создали предметно-пространственную среду. Оборудовали  центр –экспериментирования «Юный исследователь», к оформлению которого предъявляются определённые требования. Так же в нашей группе оборудована лаборатория «Хочу всё знать», где дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, глиной, песком и не только.

Вместе с детьми были подготовлены карточки со схематическим изображение предполагаемых опытов. Результаты проведённых исследований фиксируются в дневнике наблюдений.

На прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдёт со снегом, если его положить в тепло, как освободить бусинки из ледяного плена и т.д..

Традиционным стало проведение непосредственно – образовательной  дети деятельности                    с элементами экспериментирования. Действия с магнитами, измерительными приборами, переливанием жидкостей, пересыпанием сыпучих материалов  и много другое позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

В  дети результате экспериментирования  играйка на тему «Реактивное  играя движение на основе  любая воздушного потока  усвоения из воздушного шарика» у  должна детей был  способных зафиксирован повышенный  играя интерес. На основе  развития данной тематики  выявление детям было  ребенка предложено провести  опережающее серию возможных  знаний экспериментов на воде,  роста в воздухе и на суше. Дети  ребенка с огромным интересом  влияет придумывали и осуществляли  занимается эксперименты, строили  краснов на их основе выводы  игры и заключения. Итогом  занимается деятельности стала  игровой исследовательская работа  «Загадка  взаимодействие воздушного шарика»,  которую  должна воспитанники нашей  тоявшейся группы представили  среда на муниципальном и региональном   консульт  конкурсах  исследовательских  детей и творческих проектов  всероссийского дошкольников и младших  ребенка школьников «Я – исследователь» и  факторов стали победителями  инамический в секции «Физика  нашей и техника». В мае 2016 года Иван Краснов представлял наш город на Всероссийском конкурсе юнных исследователей. Дети из 46 населённых пунктов 14 регионов Российской Федерации съехались на конкурс в город Сочи, чтобы  рассказать о своих проектах и исследовательских работах. Воспитанник нашей группы  занял  играя первое место и  созданы стал абсолютным  разрешать победителем  Всероссийского  позитивный конкурса «Я - исследователь» в секции  «Математика, Техника». Взаимодействие  спользование с родителями – через  точки различные нетрадиционные  полноценное формы работы включают в себя:  оборудование оказание  собрания помощи в развитии  универсальная у детей каких  знаний либо талантов,  развития способностей; проводятся собрания  роста в клубе, отвечая  состоялся на волнующие родителей  собрания вопросы по поводу  опережающее воспитания своих  имеющие детей, викторины, «Круглый  универсальная стол» (мастер-классы  по выявлению и развитию особых способностей у детей, консультации, памятки, буклеты, видеоуроки).

Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Главное, чтобы, интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалёком будущем «на пыльных тропинках далёких планет» останутся следы наших ребят-«дельфинят», любознаек и почемучек.

  крас

Список использованной литературы:

1.Петровский В.А., Виноградова А.М., «Учимся общаться с ребенком» -

М.: Просвещение, 1993г.

2.Менщикова Л.Н., «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» - М.: Издательство «АРКТИ»

3. Поддьяков А.И.«Комбинаторное экспериментирование дошкольников»,1990 - №5.

4.Рыжова Н. «Игры с водой и песком», //Обруг, 1997, - №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

laquo;Познавательно-исследовательская               деятельность   как метод   экологического воспитания ...

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

Технология исследовательской деятельности как средство экологического воспитания дошкольников

Технология исследовательской деятельности как средство экологического воспитания дошкольников (Формирование  экологической культуры детей  дошкольного возраста средствами эксперименталь...

Презентация "Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников"

Экологическое воспитание - процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход....

Текст доклада "Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО...