Личностно-ориентированный подход при формировании навыков исследовательской деятельности дошкольников по экологическому воспитанию.
консультация (старшая группа) на тему
1.Формировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
2.Создавать условия для развития у детей интереса к познавательной деятельности.
3.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход при формировании навыков исследовательской деятельности дошкольников по экологическому воспитанию.
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка. Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и укреплять его «могу»*.
Актуальность выбранной нами темы на современном этапе очевидна: настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира-исследовательский метод. Самостоятельное мышление, понимание глобальных проблем человечества, исследовательский и проектный методы обучения, моделирование, эксперимент, рефлексии, воспитание заботливого, ответственного отношения к себе и к миру вокруг-вот новый выбор ценностей образования ХХI века.
Только собственный опыт помогает дошкольнику приобрести необходимые знания и умения. Причем его наблюдательность, внимание, память и мышление развиваются особенно интенсивно, потому что ребенку самому интересно узнать что-либо.
В течении пяти лет мы проводим исследования по теме «Личностно-ориентированный подход при формировании навыков исследовательской деятельности дошкольников по экологическому воспитанию».
Целью нашего исследования является: расширить роль и место детского экспериментирования в общей системе человеческих знаний, овладеть методикой руководства экспериментаторской деятельностью детей.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
1.Формировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
2.Создавать условия для развития у детей интереса к познавательной деятельности.
3.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
В своей работе используем методы и приемы обучения и воспитания, которые соответствуют таким требованиям, как:
- Диалогичность;
- Деятельностно-творческий характер;
- Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
Предоставления ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашей группы.
На опыте работы с бывшими воспитанниками мы не раз убеждалась, что познавательная деятельность вызывает огромный интерес. Новый состав группы, образованный в основном из мальчиков, нуждался в создании постоянной заинтересованности детей, налаживанию более тесных отношений взрослого и ребенка.
Поэтому мы постарались создать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждали их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе.
Исследования представляли ребятам возможность самим найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты, делал всё сам ,а не был в роли наблюдателя. Проведенные опыты, организованное экспериментирование, были одним из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Уже в младшем возрасте, познавая окружающий мир, ребёнок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, поступать им и т.п.. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.
Понимания, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для активности ребёнка, мы подобрали литературу по разделу «Детское экспериментирование», создали предметно-пространственную среду. Оборудовали центр –экспериментирования «Юный исследователь», к оформлению которого предъявляются определённые требования. Так же в нашей группе оборудована лаборатория «Хочу всё знать», где дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, глиной, песком и не только.
Вместе с детьми были подготовлены карточки со схематическим изображение предполагаемых опытов. Результаты проведённых исследований фиксируются в дневнике наблюдений.
На прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдёт со снегом, если его положить в тепло, как освободить бусинки из ледяного плена и т.д..
Традиционным стало проведение непосредственно – образовательной дети деятельности с элементами экспериментирования. Действия с магнитами, измерительными приборами, переливанием жидкостей, пересыпанием сыпучих материалов и много другое позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
В дети результате экспериментирования играйка на тему «Реактивное играя движение на основе любая воздушного потока усвоения из воздушного шарика» у должна детей был способных зафиксирован повышенный играя интерес. На основе развития данной тематики выявление детям было ребенка предложено провести опережающее серию возможных знаний экспериментов на воде, роста в воздухе и на суше. Дети ребенка с огромным интересом влияет придумывали и осуществляли занимается эксперименты, строили краснов на их основе выводы игры и заключения. Итогом занимается деятельности стала игровой исследовательская работа «Загадка взаимодействие воздушного шарика», которую должна воспитанники нашей тоявшейся группы представили среда на муниципальном и региональном консульт конкурсах исследовательских детей и творческих проектов всероссийского дошкольников и младших ребенка школьников «Я – исследователь» и факторов стали победителями инамический в секции «Физика нашей и техника». В мае 2016 года Иван Краснов представлял наш город на Всероссийском конкурсе юнных исследователей. Дети из 46 населённых пунктов 14 регионов Российской Федерации съехались на конкурс в город Сочи, чтобы рассказать о своих проектах и исследовательских работах. Воспитанник нашей группы занял играя первое место и созданы стал абсолютным разрешать победителем Всероссийского позитивный конкурса «Я - исследователь» в секции «Математика, Техника». Взаимодействие спользование с родителями – через точки различные нетрадиционные полноценное формы работы включают в себя: оборудование оказание собрания помощи в развитии универсальная у детей каких знаний либо талантов, развития способностей; проводятся собрания роста в клубе, отвечая состоялся на волнующие родителей собрания вопросы по поводу опережающее воспитания своих имеющие детей, викторины, «Круглый универсальная стол» (мастер-классы по выявлению и развитию особых способностей у детей, консультации, памятки, буклеты, видеоуроки).
Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Главное, чтобы, интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалёком будущем «на пыльных тропинках далёких планет» останутся следы наших ребят-«дельфинят», любознаек и почемучек.
крас
Список использованной литературы:
1.Петровский В.А., Виноградова А.М., «Учимся общаться с ребенком» -
М.: Просвещение, 1993г.
2.Менщикова Л.Н., «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» - М.: Издательство «АРКТИ»
3. Поддьяков А.И.«Комбинаторное экспериментирование дошкольников»,1990 - №5.
4.Рыжова Н. «Игры с водой и песком», //Обруг, 1997, - №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»
Наименование проекта: Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, исследовательскийКраткое содер...
«Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
laquo;Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания ...
Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.
Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников».
Методическая разработка....
Технология исследовательской деятельности как средство экологического воспитания дошкольников
Технология исследовательской деятельности как средство экологического воспитания дошкольников (Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами эксперименталь...
Презентация "Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников"
Экологическое воспитание - процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход....