Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей
материал на тему
В данном метериале представлен опыт работы по вовлечению родителей (законных представителей) воспитанников в образовательную деятельность посредством использования технологии проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nesterova_m.v.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад № 6» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 5 имени Героя Советского Союза А.Д. Вологина
городского округа Октябрьск Самарской области
445247, Самарская область, г. Октябрьск, ул. Станиславского, д. 1
Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей
Автор:
старший воспитатель
I квалификационной категории
СП «Детский сад № 6» ГБОУ ООШ №
г.о. Октябрьск
Нестерова М.В.
г.Октябрьск
2016г.
Семья является важнейшей сферой определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности маленького ребенка - потребности в признании, любви, эмоциональной защищенности.
Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребенка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Однако проблемы современного общества не могут не влиять на благополучие семьи, семейных отношений. Такие факторы как социальная нестабильность, постоянно возрастающий темп жизни, повышенное внимание к материальной обеспеченности семьи отвлекают родителей от задач воспитания и развития собственных детей.
Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель — родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОО.
Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями. В практике работы детского сада сложились формы работы с родителями по повышению их родительской компетентности, но в большинстве своем направлены на информационную составляющую компетентности, на преобладание монологической ориентации в общении педагогов с родителями. Данные формы представлены на слайде.
Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в детском саду интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к пасхальной неделе, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.
В связи с модернизацией системы дошкольного образования педагоги ДОО ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Воспитатели детских садов, психолог, повышая педагогическую компетентность семьи, постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить разностороннее гармоничное развитие личности.
Наши педагоги, изучив современнее подходы к взаимодействию ДОО и семьи, учитывая ограниченный объем ресурсов, особенности социума ограниченные возможности использования внешних ресурсов: объектов культуры, Интернет-ресурсов, уровень образования родителей мы пришли к выводу: оптимальным средством по вовлечению семьи в единый образовательный процесс является метод проектов.
Свой долгосрочный проект мы назвали «Мама, папа, сад и я – вместе дружная семья».
В данном проекте участвуют все группы детского сада. ЦЕЛЬ: - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей посредством проектной деятельности.
2. - передача личного опыта родителей (в том числе и педагогов ДОУ) в воспитании и развитии своих детей;
3. выработка единой позиции в воспитании и развитии детей всеми членами семьи и детского сада;
4. Обеспечить функционирование и развитие детско-взрослого сообщества ДОУ на основе проектной деятельности.
5. сплочение родителей.
Деятельность проекта основывалась на поиске наиболее эффективных способов развития детей, организации положительных взаимоотношений между ребенком и взрослыми.
1 этап реализации проекта, подготовительный, на котором осуществлялись Постановка цели и задач проекта; определение педагогических принципов реализации проекта; выявление эффективных форм по повышению родительской компетентности через совместную деятельность.
На втором этапе путем анкетирования и индивидуальных бесед были выявлены насущные вопросы и интересы, возникающие у родителей при воспитании детей.
Родителям была предложена анкета «Сотрудничество детского сада и семьи» Солодянкиной О. В., которая сориентировала в педагогических потребностях семей групп. Результаты оказались следующими: родители готовы сотрудничать с детским садом, выбрав самые интересующие их формы сотрудничества и наглядной информации. Так же были проведено общее родительское собрание «Мы вместе», в результате чего были выделены насущные вопросы в воспитании детей конкретных групп. Также на этом этапе сформировались группы родителей, имеющих общие интересы, что позволило определить нагрузку участникам проекта.
III этап реализации проекта.
Во всех группах детского сада воспитатели оформили стену по тематике «Я и моя семья». По каждым возрастным группам сформировались разные проблемы в вопросах воспитания детей. И получилось так, что реализация проекта «Мама, папа, сад и я» осуществляется через несколько подпроектов. Так как в нашем детском саду функционирует три группы для детей раннего возраста, для них насущной проблемой является проблема адаптации. Для родителей данных групп были проведены лекции «Секреты от бабушек» Цель: передача опыта развития и воспитания детей старшего поколения младшему. Итог проекта – папки передвижки «Бабушкины рецепты». Далее в рамках этого подпроекта готовится проведение серия мастер-классов «Молодым родителям». Цель: передача опыта взаимодействия с детьми от многодетных родителей молодым семьям.
Для родителей детей младшего и среднего возраста актуальной проблемой стало формирование безопасного поведения детей и культуры личной безопасности. Воспитателями совместно с родителями был разработан проект, основная цель которого - повышение педагогической компетенции родителей по формированию безопасного поведения детей в социуме и в быту через организацию работы родительского клуба «Азбука безопасности». Родители, являясь активными участниками клуба, инициируют тематику встреч. На заседаниях родительского клуба обсуждаются актуальные проблемы для родителей данной группы — это здоровье, безопасность детей. Деятельность клуба осуществляется в трех направлениях, которые представлены на слайде. Результаты данного проекта не сиюминутны, они отсрочены по времени, их сложно измерить цифрами и процентами. Проект предполагает пополнение знаний, как у родителей, так и у детей. Но уже на данном этапе проекта видны результаты: благодаря участию родителей постоянно меняется предметно-развивающая среда группы, пополняются выставками детско-взрослого творчества; дидактическими играми, настольно-печатными играми. В середине реализации данного проекта проводился познавательный досуг «Мы пешеходы». Для педагогов и воспитанников старше-подготовительной группы главным было вовлечь родителей в образовательное пространство детского сада. Была организована мастерская «Самоделкин».
Цель: расширять представления родителей о том, как можно детский праздник сделать интересным, создать подарки своими руками.
Не смотря на то, что проект еще не закончен, мы видим определенные результаты:
Для родителей:
♦ пробуждает интерес к познанию самих себя и детей
♦ повышает их культурную компетентность в области воспитания
♦ помогает преодолеть разногласия
Для педагогов:
♦ позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем
♦ вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей
♦ развивается личностная культуры сотрудничества.
Для детей:
♦ получают возможность гордиться родителями и педагогами и принимать непосредственное участие в общем деле
♦ сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо
- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Нашими педагогами был разработан примерный кодекс общения, которому они стараются следовать.
В перспективе мы планируем организовать психологические тренинги, где родители участвовали вместе с детьми, менялись социальными ролями. Это давало бы возможность наглядно родителям понять, что в некоторые моменты чувствуют их дети.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева О.А., Стеркина Р.Б. Программа для дошкольных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста [текст] – М.: «Просвещение». 2003.-153 с.
- Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.:ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.
- Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. «Из детства – в отрочество» [текст]/ Г.Н. Доронова Л.Н. Галигузова.-М.: «Просвещение», 2007.-303 с.
- Доронова Т.Н, Глушкова Г.В, Гризик Т.И. «Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей/ [Т.Н. Доронова Г.В. Глушкова Т.И. Гризик и др.] - 2-е изд.-М.: «Просвещение», 2006.-191 с.
- Миклякова Н.В. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» [текст] М.2006г
- Зверева О.Л., Кроткова Т.В. « Общения педагога с родителями в ДОУ» ТЦ Сфера, [текст] М2005г.. – 56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.
Статья об опытно-экспериментальной проектной деятельности в ДОУ.написана: Арсентьева Т.З.Ломовцева Л.Б.Харчевникова Т.М.Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №83 Центрально...
Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.
Данный материал поможет воспитателем повысить педагогическую компетентность родителей в рамках проектной деятельности....
Тема: Родительское собрание."Развитие речи детей, как средство повышения педагогической культуры родителей 2 младшей группы с использованием интерактивных форм и методов работыРодительское
Родительское собрание проводится в форме путешествия по станциям.Станция " Творческая", станция " Сказочная",станция " Наши руки не для скуки", станция " Игровая". Родители знакомятся с речевыми играм...
Использование метода проектов как средства повышения компетенции педагогов в условиях обеспечения качества образования в ДОУ
Современное дошкольного учреждение, обеспечивающее качество образования требует определения понятий профессионального становления и профессиональной компетентности педагога, которые понимаются к...
РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОО
Достоинством родительских тренингов, как интерактивной и нестандартной формой взаимодействия между семьей и ДОО, является получение новых знаний, навыков, моделей поведения по отношению к ребёнку, воз...
Дистанционный педагогический совет № 3 на тему: «Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей»
Организация краткосрочного проекта...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ...