Статья "Роль дидактических игр в экологическом воспитании дошкольника"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskoy_igry_v_ekologicheskoi_vospitanii_doshkolnika.docx | 15.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников».
Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимая общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов.
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Экологическое воспитание – предлагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью.
Экологическая кукльтура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.
Существует несколько значений понятия «экология»:
- Экология – наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
- Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей природы.
Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причинной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.
Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.
Наиболее распространенными в данной контексте являются дидактические игры. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть цельность отдельного организма экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека, может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Существует несколько классификаций дидактических игр, но более традиционная подразделяет игры на:
- Словесные,
- Настольно печатные,
- Игры-эксперементы,
- Моделирование ситуаций.
При проведение дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системность, доступность, принцип опоры на ведущую деятельность, развивающего обучения.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх как: «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «большие и маленькие» и др. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путишествие в Африку».
Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности детей, но и включать в занятия:
- По развитию речи – составление описательного и сравнительного рассказа и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей;
- По математике – счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания;
- По ознакомлению с окружающим миром.
Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому такое же важное значение имеет посвящение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью необходимо помещать информацию в уголки для родителей. Проводить нетрадиционные родительские собрания по темам экологии, что способствует увеличение заинтересованности со стороны детей и их родителей.
Экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствует повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них: психических процессов - воображения, памяти, мышления, внимания; нравственных качеств; воспитание бережного отношения к природе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников
муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 190Кировского района г.Волгограда КонсультацияИспользование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников...
Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценно...
« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованны...
Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 61 «Семицветик» Консультация для родителей Использование дидактич...
Консультации для воспитателей "Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников"...
Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"
Методические рекомендации для педагогов о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....