познание
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие с детьми подготовительной группы на тему: «Ах ты, Зимушка-зима»
Цель.
- Обобщить и дополнить представление детей о времени года зима.
- Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру.
Задачи.
Образовательные:
- Закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе;
- Формировать понятие здорового образа жизни в холодное время года;
- Развивать языковое чутьё путём образования родственных слов.
Развивающие: совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение.
Воспитательные: воспитание интереса к занятию, стремление к активной деятельности.
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла на работу, а в группе лежало письмо.
И вместо адресата – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного письма.
«Дел у меня не мало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю
Белю поля, леса, дома
А зовут меня…. (зима).
Воспитатель: Давайте, скорей прочитаем это письмо!
Здравствуйте, дорогие ребятки!
Я – волшебница Зима
Много снега намела
С вами я в снежки играю
И на санках всех катаю
Бабу снежную леплю
Долго я у вас гощу
Чтоб у вас в гостях остаться,
Мне нужно очень постараться
Помогите мне скорей.
Вместе будет веселей
Вы письмо моё читайте
Все заданья выполняйте!
Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы?!
Тогда, садитесь правильно и слушайте первое задание:
1. А, ну-ка, ребятки, отгадайте мои загадки.
Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица: белокоса, белолица.
Как махнула рукавом всё покрыло серебром.
Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?
Дети: Это зима.
Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?
Дети: Это зимние месяцы.
Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?
Дети: Три месяца.
Воспитатель:
«Году конец и начало зиме!» -
Такую загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
Метель на дворе,
К нам в гости приходит
Зима в …(декабре)
Воспитатель: О каком месяце шла речь?
Дети: О месяце декабре.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.
(Презентация слайд.)
Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длимые ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь это последний месяц года.
Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце.
Открываем календарь,
Первый месяц в нем…(январь).
О каком месяце в этой загадке?
Дети: О январе
Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?
Дети: Второй месяц зимы
(Презентация слайд.)
Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна.
Воспитатель: А сейчас ещё загадка:
Солнце землю осветило,
Зиму в отпуск отпустило.
Только нам совсем не жаль,
Что короче стал …(февраль).
Дети: Это февраль.
Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?
Дети: В феврале бывают вьюги и метели.
(Презентация слайд.)
Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, все загадки отгадали, и с первым заданием справились. Читаем письмо дальше.
2. Игра «Доскажи словечко».
Зима: «Ребята, зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
Воспитатель: В стихотворении пропущены какие-то слова, и нам их надо отгадать.
«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят - всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка - эта девочка — (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри - с красной грудкой. (Снегири.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! Давайте, ещё раз вспомним, какие слова были пропущены в стихотворении: (снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири).
Воспитатель: Оказывается, что у любого слова, есть слова родственники, родственные слова. Это значит, что в родственных словах, есть, что-то общее, одинаковое. Что же одинакового в этих словах? Они звучать почти одинаково, все они начинаются со слова снег и изменяются только в конце.
Воспитатель: Ну что, читаем письмо дальше.
3. Логоритмическая игра «Снеговик»
Воспитатель читает: «Ребята, мой друг, снеговик загрустил, помогите, его развеселить!» Ну, что поможем? А давайте поиграем в игру, которая называется «Снеговик»
Раз – рука, два – рука,
Лепим мы снеговика.
Дети протягивают руки вперед поочередно,
а потом лепят снежный ком.
Три – четыре, три – четыре –
Нарисуем нос пошире.
Опять протягивают руки вперед поочередно,
Указательными пальцами рисуют улыбку.
Пять – найдем морковь для носа,
Соединяют кулачки обеих рук, выполняют полуобороты вправо- влево, колени пружинят.
Угольки найдем для глаз.
Изображают «бинокль»
Шесть – наденем шляпу косо,
Руками изображают шляпу
Пусть смеется он у нас.
Кружатся вокруг себя и произносят: «Ха – ха – ха!»
Воспитатель: Молодцы, ещё с одним заданием справились. Ну, что читаем письмо дальше? Что же нам еще приготовила Зимушка?
- Психогимнастика.
Зима: «Ребята, все вы знаете, что зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Помогите, мне подуть на снежинки, чтобы они разлетелись далеко-далеко, и вся земля покрылась белым снегом».
Воспитатель: Кажется, я придумала. Я знаю одну игру
(Раздаёт детям снежинки.)
Сейчас, я вас заколдую, превращу в холодный ветерок, и мы сможем помочь Зимушке. Только, давайте вспомним, как правильно нужно дуть?
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем и дуем долго-долго. Молодцы вспомнили.
А, теперь, закрывайте, глаза, я вас превращу в ветерок.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Воспитатель: А ну-ка, чтобы снег вас не засыпал, подуйте скорей на него, ещё и ещё!!! Молодцы. У нас получилась метель, давайте мне снежинки и садитесь скорей на места. Мы возьмём их с собой на улицу и ещё поиграем со снежинками.
Воспитатель: Ребята, зима – холодное время года. Как же мы должны следит за своим здоровьем зимой?
Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять.
Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер.
Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот?
Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.
Воспитатель: правильно, а если вы всё- таки долго находились на улице и замёрзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть?! (Ответы детей.)
Воспитатель: А я знаю ещё способ, хотите, научу?! Можно сделать самомассаж. Он поможет согреться и спасёт от простуды. Вставайте возле стульчиков и повторяйте за мной:
Массаж биологически активных зон «наступили холода» для профилактики простудных заболеваний:
Да-да-да - наступили холода (потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да-да - превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)
Ду -ду-ду - я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды - на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)
Воспитатель: Ну, что согрелись?
Воспитатель: Зима приносит холод не только людям, но ещё и животным. Давайте вспомним про лес. В лесу много деревьев. Все они зимой без чего?
Дети: Без листьев.
Воспитатель: Но есть деревья, которые и летом и зимой бывают зелёными? Какие это деревья?
Дети: Это ели и сосны.
Воспитатель: Почему они зелёные?
Дети: Потому что у них не листья, а хвоя. А хвою деревья не сбрасывают на зиму.
Воспитатель: А, что вы знаете про диких животных, как они готовятся к зиме?
Дети:
Воспитатель: Правильно. А что происходит с птицами? Почему? Каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: перечисляют…
(Воспитатель вывешивает иллюстрации птиц на мольберте.)
Воспитатель: Вот, посмотрите, на иллюстрации, всех птиц мы назвали?
Давайте, поиграем. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот превращается в зимующую птичку, и рассказывает нам о ней: какая она, как выглядит, какого цвета у неё пёрышки, но не говорит, как она называется, а ребята должны будут отгадать, в какую птичку вы превратились?
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием мы с вами справились. Давайте. Почитаем, что там ещё в письме написано?
Письмо: «Спасибо, Вам, дорогие ребята, вы помогли мне справиться со всеми заданиями. Надеюсь, вам было интересно. Ну, что, ж вот вам в подарок мои весёлые загадки:
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки.)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи.)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки.)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик.)
Воспитатель: И, правда, весёлые загадки! О, чём, они?
Дети: О зимних забавах. Хоть зима и холодное время года, но она нам приносит радость и много интересного! Правда, ребята?
Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями и помогли Зимушке. Я думаю. Что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.
Итог: Ребята вам понравились задания, которые приготовила вам
Зимушка-Зима? Что вам, понравилось или запомнилось больше всего? А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему?!
Дети: Зимой природа отдыхает, чтобы дать хороший урожай осенью и радовать нас весной и летом. А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.
Воспитатель: Ну, что ж, раз вам всё понравилось, давайте нарисуем снежинки и подарим их родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-242117-1423679282.jpg)
МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".
Конспект НОД по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-242237-1366025940.jpg)
Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»
формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-346771-1385012465.jpg)
Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/23/picture-196994-1361636187.jpg)
Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-183344-1358611592.jpg)
Статья с мини-презентацией по теме:“ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/13/picture-448035-1673602163.jpg)
Конспект итоговой НОД по образовательным областям:"Познание.ФЭМП" и "Познание.Формирование целостной картины мира" в средней группе №6 "Солнечная полянка".Тема:"Весенняя сказка".
Конспект итогового занятия в средней группе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-257163-1386607688.jpg)
КОНСПЕКТ Итоговой непосредственно – образовательной деятельности по образовательным областям: «Познание» (ФЭМП), «Познание» (Развитие познавательно – исслед
КОНСПЕКТИтоговой непосредственно – образовательной ...