Формы взаимодействия с родителями в период адаптации.
материал на тему
В период адаптации детей к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями особенно актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_dou_i_semi.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа ответственного родителя – как одно из действенных форм работы с семьей в адаптационный период.
«…Родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями …. Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви у Бога и людей».
Я.А. Коменский «Материнская школа».
Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав тем самым поддержку альтернативной системе обучения. В основе новой концепции взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Однако, новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи и образовательных учреждений. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка и росте недоверия к образовательным учреждениям.
Негативное отношение может произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых, а также из средств массовой информации, периодической печати, интернета, которые содержат не всегда проверенные сведения, нанося тем самым вред системе дошкольного образования в целом. Возникают субъективные причины, к которым можно отнести неоправданно позитивные ожидания родителей от ДОУ, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада.
Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями.
Проблема адаптации детей насущна, так как воспитатели испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей ДОУ.
В период адаптации детей к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями особенно актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Практика показывает, что родители, не владея в достаточной мере знанием психологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению. Для актуализации в сознании молодых родителей и старшего поколения понимания самоценности дошкольного периода детства, как базиса всей последующей жизни человека, в нашем ДОУ внедряется система работы по организации сотрудничества с родительской общественностью.
Цель работы - обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, посредством педагогического просвещения родителей с использованием инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях.
Направления деятельности
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом в ходе воспитания и развития детей.
Задачи
- Диагностика внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.
- Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
- Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.
- Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями, тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта
Формы взаимодействия с родителями
тема | цель | форма |
Психологическое здоровье ребенка в процессе адаптации к ДОУ. | Оказывать квалифицированную помощь родителям в период подготовки и привыкания ребёнка к дошкольному учреждению. | Мини- собрания. |
«16 фраз, которые нужно говорить своим детям». | Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь семье в вопросах воспитания детей. | Памятка. |
Здоровьесберегающие технологии дома | Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т. д.). | Практикум. |
«Ворчаньем наскучишь – примером научишь». | Продолжать знакомить родителей с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. | Деловая игра. |
Покорному дитяти все кстати. | Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее. | Индивидуальное консультирование, оформление памяток, буклетов. |
Домашняя игротека. | Познакомить родителей с разновидностями дидактических и развивающих игр и дать знания о их ведении, материалах, задачах | Практикум, открытые просмотры занятий и других видов деятельности. |
Веселые посделки. | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. | Совместные досуги и праздники, родительские собрания. |
«Трудовой десант», «Картотека добрых дел» и др. | Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, создание благоприятных условий для взаимодействия с родителями, установление доверительных и партнерских отношений. | Участие родителей. |
Семейный и групповые альбомы «Воспитание со всех сторон» | Активизировать взаимодействие родителей с педагогами и детьми; интегрировать средства общественного и семейного воспитания дошкольников. | Семейный и групповые альбомы. |
Учиться - всегда пригодится! | Создание библиотеки психолого-педагогической, методической и медицинской литературы в помощь родителям в организации жизни и познавательной деятельности детей. | Мини-библиотека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей младшей группы общеразвивающей направленности на тему: «Первый раз в детский сад»
Проект организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей младшей группы общеразвивающей направленности на тему: «Первый раз в детский сад»....
«Игровые сеансы как модель взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду»
В современных условиях актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление...
Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Работа с родителями в адаптационный период. Из личного опыта....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Лев Толстой в свое время говорил о том, что все самое главное в личности ребенка закладывается до 5 лет: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние...
презентация " взаимодействие с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду .младшая группа"
работа с родителями в период адоптации детей к детскому саду...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формы конструктивного взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Мастер - класс направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, посредством демонстрвции техник и приемов эффективного ...
Формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
АннотацияАктуальность. На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители о...