Рабочая коррекционная программа
рабочая программа (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_korrektsionno-razvivayushchaya_programma.docx | 96.9 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКОМ С ДЦП
(ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ)
НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равномерное включение развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Постепенное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников с помощью взрослого требует от педагога новых психологических установок на формирование умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Такой ребенок может реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером его психического развития.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа МДОУ «Пограничный детский сад» для ребенка с ОВЗ (детский церебральный паралич), разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249
- Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).
- Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
- Основная образовательной программа дошкольного образования ДОУ «Пограничный детский сад».
Программа обеспечивает комплексную психолого-педагогическую и медико-социальной помощь, ориентируясь на основные характеристики образовательной системы учреждения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров Программы).
Программа предусмотрена для освоения ребенком с ДЦП в возрасте 5-7 лет образовательных отношений в общеразвивающей группе сверстников.
Программа разработана на основе базовых специальных коррекционных программ: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. «Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста» / Н.В. Симонова
1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной коррекционно-развивающей образовательной программы для ребенка с ОВЗ
Цель реализации Программы:
- ранняя коррекция психофизического развития ребенка с детским церебральным параличом с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей в условиях общеразвивающей группы сверстников.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- создать условия для всестороннего развития ребенка с ДЦП в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников;
- осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии ребенка;
- формировать у ребенка представления о самом себе и элементарных навыках для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с детским церебральным параличом.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах:
- онтогенетическом, основанном на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет учесть общие закономерности развития применительно к ребёнку с ДЦП, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций;
- развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с ДЦП возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития»;
- коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно-образовательного процесса;
- учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;
- системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;
- психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
- целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях;
- вариативности, детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия;
- непрерывности, обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- гибкого распределения компонентов режима в течение дня;
- интерактивный принцип построения образовательного процесса на основе разработанной «Сетки важных дел» в основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, в которую включены основные события, ориентированные на все направления развития ребенка дошкольного возраста.
Такой подход обеспечивает: «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы; многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
Учреждение образовательную деятельность осуществляет по адресу: Багратионовский район п. Пограничный ул. Новая 14 - 1.
Режим работы дошкольного учреждения – 10,5 часов, рабочая неделя – 5 дней.
Учреждение располагает достаточно хорошей материально-технической базой: предметная среда в группе) оптимально насыщены, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции.
Характеристика ребенка с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это одно из наиболее тяжелых заболеваний центральной нервной системы, которое возникает в результате органического поражения мозга и приводит больного к инвалидности.
В зависимости от этиологического фактора и от локализации основных нарушений мозга формируются различные клинические формы заболевания.
Согласно классификации, предложенной К.А.Семеновой и утвержденной МЗ СССР в 1978 году, выделяется пять форм детского церебрального паралича.
1.Спастическая диплегия. Характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях (тетрапарез). При этой форме руки поражены значительно меньше, чем ноги. Большинство детей с этой формой имеют благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в моторном развитии, могут обслуживать себя, могут научиться писать и овладевать рядом трудовых навыков.
2.Гемипаретическая форма. Спастические парезы верхней и нижней конечностей наблюдаются на одной стороне тела (правосторонняя гемиплегия или левосторонняя гемиплегия). Прогноз, как правило, благоприятный и в психическом, и в физическом отношении.
3.Гиперкинетическая форма. Основными симптомами при этом являются мышечная гипотония и гиперкинезы (насильственные движения, обычно выявляются в 4-6 месячном возрасте. Они возникают непроизвольно, исчезают во сне, усиливаются при движениях).
Помимо гиперкинезов у детей с этой формой нередко наблюдаются синкинезии – насильственные содружественные движения. Большинство детей с гиперкинетической формой успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно – в моторном.
4.Атонически-астатическая форма. Характеризуется атаксией – нарушением равновесия и гиперметрией – чрезмерной размашистостью движений, что приводит к нарушению координации движений. Обычно поражение мозжечка сопровождается мышечной гипотонией. Если эта форма не сочетается с другими расстройствами, то эти дети не имеют отклонений в психическом развитии, а двигательные расстройства с возрастом компенсируются.
5.Двойная гемиплегия является наиболее тяжелой формой ДЦП. Тетрапарез, при котором руки поражены не менее тяжело, чем ноги, то есть двигательные возможности практически отсутствуют, и очень часто имеет место умственная отсталость тяжелой и глубокой степени.
Независимо от формы церебрального паралича, у детей наблюдаются психопатоподобные расстройства в виде синдрома психической неустойчивости; дети слабовольны, несобранны, инфантильны, внушаемы. Эти дети склонны к агрессии и жестокости. Состояние аффекта возникает быстро и по незначительному поводу. Временами появляется раздражительность, озлобленность, гневливость
При детском церебральном параличе отмечаются и нарушения сенсорного восприятия - зрительного, слухового, двигательно-кинестетического. У большинства детей с церебральным параличом отмечаются глазо-двигатсльные нарушения, наблюдается косоглазие, снижена острота зрения, встречается ограничение взора вверх, нарушения фиксации взора, плавного прослеживания. В связи с этим старшие дошкольники недостаточно фиксируют взор на занятиях. У детей с преимущественным поражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение полей зрения, и дети игнорируют правую или левую половину листа бумаги. При гсмипаретической форме и
спастической диплегии возможны оптико-пространственные нарушения, которые проявляются в виде зеркального письма. Такие дети рисуют и пишут левой рукой справа налево. При ДЦП ведущим дефектом являются двигательные нарушения, определяющие специфику психического развития детей.
В зависимости от двигательного дефекта различают три степени тяжести ДЦП:
- Легкую – физический дефект позволяет самостоятельно передвигаться, пользоваться городским транспортом, овладевать навыками самообслуживания.
- Среднюю – дети нуждаются в частичной помощи окружающих при передвижении и самообслуживании.
- Тяжелую – дети целиком зависят от окружающих.
У большинства детей с церебральным параличом имеются нарушения схемы тела и пространственного восприятия; нарушения речедвигательной функции: наиболее часто встречается спастическая дизартрия, при которой речь ребенка смазанная, не всегда доступна пониманию. Голос у ребенка тихий, прерывистый нарушено дыхание, выдох укорочен, повышено слюноотделение.
Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом представляют собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состояния интеллекта, с временем начала систематической лечебно-коррекционной работы.
Характеристика воспитанника
Воспитанник – 5,5 лет, ДЦП. Гемипаретическая форма. Плоско-вальгусные стопы. Варусная деформация голени. Смешанная гидроцефалия. Задержка психо-речевого и моторного развития.
Ребёнок контактен, доброжелателен, настроение в целом позитивное.
Общение с новыми взрослыми затруднено, устанавливается в процессе предметно-игровых действий. Понимает простейшие инструкции, помощь взрослого принимает, сложные инструкции требуют повторения и разъяснения, к результату не критичен. Интерес к взаимодействию со сверстниками слабый.
Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности достаточен (15-20 мин), но зависит от настроения и заинтересованности заданием.
Навыки самообслуживания сформированы частично: пользуется туалетом, раздевается и одевается с помощью взрослого.
Все виды памяти имеют не значительное сужение, в целом преобладает зрительное запоминание.
Восприятие развито не достаточно, (зрительное восприятие преобладает над слуховым), процесс наблюдения на стадии формирования.
Активное внимание не нарушено, но быстро истощаемо. Переключаемость и распределение внимания характеризуется незавершенностью, отвлекаемостью, не значительно снижены распределение внимания и его концентрация.
Мышление наглядно-действенное. Задания невербального характера выполняются ребёнком значительно лучше, чем вербализированные задания, это связано с недостаточной сформированностью речевой деятельности. Преобладает предметно-манипулятивная деятельность.
Работа с простыми контурами не затруднена Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета величины, формы, цвета. Цвета соотносит. Запас представлений об окружающем ограничен обиходно-бытовой тематикой.
Познавательная активность незначительно снижена, истощаема. Преобладает игровой интерес.
Общая координация движений грубо нарушена (но ребенок самостоятельно передвигается, ложится, садится, встает, имеет место бег). Слабо развита мелкая моторика.
Волевые установки развиты недостаточно.
Системное недоразвитие речи.
Уровень актуального развития 4 года.
Целевые ориентиры дошкольного образования | Динамика формирования целевых ориентиров для ребенка с детским церебральным параличом (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка) |
1.Развита крупная моторика, ребёнок стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и п.); использует специфические культурно-фиксированные предметные действия. Знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша) и умеет пользоваться ими; в владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. | Речевое развитие. Называет основные гигиенические процедуры (мыть руки, умываться, вытираться полотенцем, есть ложкой, вытирать рот салфеткой и т.п.). Воспринимает напоминания взрослого о значении гигиенических процедур для здорового образа жизни (надо есть чистыми руками, чтобы микробы не попали в рот и не заболел живот и т.д.). Познавательное развитие. Имеет элементарные представления о культурно-гигиенических навыках. Физическое развитие. Самостоятельно ходит, пытается бегать за сверстниками. Вместе со сверстниками выполняет культурно-гигиенические процедуры. Самостоятельно ест, не выходя из-за стола. Самостоятельно надевает некоторые предметы одежды (трусы, майку, рубашку, носки), застегивает обувь на липучке, пытается застегивать пуговицы на рубашке. |
2.Владеет речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. | Речевое развитие. Отвечает на вопросы репродуктивного характера, задаваемые взрослым. Начинает задавать вопросы сам в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? как его зовут? и т.п.). Инициатива общения преимущественно принадлежит взрослому. Познавательное развитие. Проявляет познавательную активность, интерес к новым объектам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ними. Физическое развитие. Формируются речевой выдох, правильные артикуляционные уклады для произношения гласных и некоторых согласных звуков. |
3.Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. | Познавательное развитие. Сохраняет положительный эмоциональный настрой в процессе познавательной деятельности, при знакомстве с новыми объектами и способами их использования. Стремится делиться своими эмоциями с партнерами (взрослыми и детьми) в совместной познавательно-исследовательской деятельности. Физическое развитие. Самостоятельно рассматривает иллюстрации в книгах, просит почитать стихи и сказки. Выполняет очень простые танцевальные движения под музыку. |
4.Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. | Речевое развитие. Взаимодействует с детьми при объединении в пары, в играх с одним предметом; обращается к сверстнику по имени, здоровается, прощается. Практическое овладение нормами речи. Формирование словаря. Называет части тела человека и части тела животных, выполняет простые инструкции (найди, дай, назови и т.п.), понимает прилагательные (дай большой мяч). Употребляет прилагательные, обозначающие названия основных цветов, материалов (красный, теплый), некоторых параметров величины (большой, маленький); умеет использовать в активной речи притяжательные местоимения и числительные; понимает в импрессивной речи указания, обозначающие пространственные характеристики (поставь на стол, посмотри вверх). Грамматический строй речи. Понимает согласование в роде прилагательных с именем существительным, значения приставок некоторых глаголов. Связная речь. Понимает и выполняет двухступенчатые инструкции; употребляет словосочетания прилагательного с существительным, двусоставные простые предложения (существительное + глагол); воспроизводит по подражанию простые предложения. Предпочитает индивидуальное общение со взрослым, но участвует в коллективном взаимодействии, воспринимая и понимая обращения педагога. Познавательное развитие. Использует общение со взрослым для расширения представлений об окружающем. Задает первые познавательные вопросы. |
5.Вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. | Познавательное развитие. Поисковые действия приобретают направленный характер с учетом достигаемого результата. Проявляет упорство в стремлении удовлетворить познавательный интерес. Физическое развитие. Самостоятельно сооружает простые постройки из напольного строительного материала, использует в игре предмет-заместитель. Воспроизводит элементарные сюжетные игровые действия. |
6.Имеет первичные представления о себе, своей семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. | Речевое развитие. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. В общении с воспитателем и сверстниками называет растения и животных ближайшего окружения и обитателей уголка природы, их действия, яркие признаки внешнего вида (рыбка живет в аквариуме, плавает ест корм, у нее красивый хвост и плавники). Познавательное развитие. Ориентируется на свойства предметов при их узнавании и при выполнении разнообразных действий с ними; вычленяет зрительно, тактильно, двигательно, на слух и на вкус свойства предметов. |
7.Владеет некоторыми умениями и навыками | Познавательное развитие. Узнает предметы обихода и игрушки по инструкции взрослого и показу, выделяет их в ряду разнородных объектов, владеет элементарными математическими навыками, воспринимает предметы по количественному признаку, выполняет элементарные перцептивные действия. Способен к целостному восприятию объектов; собирает разрезные картинки без фона из двух частей. Физическое развитие. Умеет держать карандаш, выполнять свободные движения рукой. Фиксирует взгляд на объекте, прослеживает за его перемещением в малом пространстве. Совмещает фигуры с прорезью, действует последовательно, целенаправленно, собирает пирамидки из трех колец с учетом величины; разбирает и складывает двусоставную матрешку. |
1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником индивидуальной коррекционной образовательной программы
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с детским церебральным параличом (скорости целенаправленных психических процессов, выносливости, эффективности долговременной декларативной памяти), свойств, обеспечивающих управление психическими процессами (устойчивости целенаправленного поведения, гибкости психических процессов, торможения психических реакций, планирования поведения); сенсомоторных возможностей (удержания равновесия и передвижения, зрительно-моторной координации, билатерального взаимодействия рук); интегративных возможностей (зрительно-моторного, слухоречевого подражания, ориентировочно-исследовательского поведения).
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка в рамках психолого-педагогического мониторинга (диагностики), включающего следующие этапы:
Мониторинг индивидуального детского развития проводится два раза в год (в сентябре и в мае), целью которого является определение уровня психического развития и состояния интеллекта ребенка с детским церебральным параличом.
Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с родителями ребёнка, педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого может отмечаться мотивационный аспект деятельности (методики предложены в диагностическом инструментарии).
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка с ДЦП.
II. Содержательный раздел
2.1. Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка с детским церебральным параличом, представленными в пяти образовательных областях
Содержание программы ориентировано на разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей, поэтому должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования дошкольников:
-социально-коммуникативное развитие,
-познавательное развитие,
-речевое развитие,
-художественно-эстетическое развитие,
-физическое развитие.
Содержание образовательных областей
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
Конструктивные игры и конструирование
|
Представления о себе и об окружающем мире
развивать познавательные процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление (операции анализа и синтеза, сравнения, элементарной классификации и обобщения).
|
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ |
Игра
|
Безопасное поведение в быту и в социуме
|
Труд
|
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
Физическая культура
|
Представления о здоровом образе жизни и гигиене
|
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
|
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
Изобразительная деятельность
|
Музыка
|
Содержание образовательных областей предполагает перспективное тематическое планирование коррекционно-образовательного процесса на 2017-2018 учебный год
2.2.Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника с ОВЗ, специфики его образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности, социального запроса родителей (законных представителей).
Виды детской деятельности:
Образовательная область | Формы организации детских видов деятельности |
Социально- коммуникативное развитие | Игровые ситуации, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др. Беседы, речевые ситуации, составление рассказов, сказок, творческие пересказы, разгадывание з агадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные со взрослыми проекты и другие индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный труд и др. |
Познавательное развитие | Непосредственно образовательная деятельность, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты и др. |
Речевое развитие | Непосредственно образовательная деятельность, ситуация общения, игры, учебно-игровые ситуации, экскурсии, проекты, проблемные ситуации, лего-элементы и др. |
Художественно- эстетическое развитие | Непосредственно образовательная деятельность. Выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, рассказы, беседы об искусстве, творческие проекты эстетического содержания и др. Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации и др. |
Физическое развитие | Непосредственно образовательная деятельность, утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, двигательные паузы, соревнования, праздники, эстафеты, и др. |
Для решения образовательных задач Программы используются следующие методы обучения:
Методы по источнику знаний | Методы по характеру образовательной деятельности |
Словесные Наглядные Практические | Информационно-рецептивный Репродуктивный Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский Активные методы |
Формы организации образовательной деятельности – индивидуальная, продолжительностью 15 - 20 минут.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольником с ОВЗ в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с воспитанником, используют в разных формах организации детской деятельности именно игровой метод как ведущий.
В середине каждой непосредственно образовательной деятельности статического характера педагог проводит физкультурные минутки. Обязательны десятиминутные перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
С целью обеспечения воспитаннику радостно и содержательно прожить период дошкольного детства ритм жизни ребенка в детском саду задается чередованием различных видов деятельности.
Ритмическая структура дня
День делится на три блока:
1. Утренний образовательный блок – продолжительность с 07.15 до 09.00 часов, включает в себя:
- самостоятельную деятельность;
- образовательную деятельность ребенка в ходе режимных моментов;
- взаимодействие с семьей.
Организуется в виде группового сбора «Утро радостных встреч».
Его задачи:
-установить комфортный социально-психологический климат;
- пообщаться с ребенком, посмеяться и повеселиться;
- познакомить ребенка с новыми материалами;
- ввести новую тему и обсудить ее.
2. Развивающий блок – продолжительность с 09.00 до 12.15 часов, включает в себя
- организованную образовательную деятельность;
- образовательную деятельность в ходе режимных моментов.
3. Вечерний образовательный блок – продолжительность с 15.30 до 18.45 часов - включает в себя:
- организованную образовательную деятельность;
- самостоятельную деятельность;
- образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
- взаимодействие с семьей.
Организуется в виде группового сбора «Вечер воспоминаний»
. Задачи вечернего сбора:
- пообщаться по поводу прожитого дня;
- обменяться впечатлениями;
- пообщаться с ребенком, посмеяться и повеселиться;
- подвести итоги разных видов активности в течение дня.
2.4. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с детским церебральным параличом
Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для ребенка с ДЦП являются индивидуальные педагогические мероприятия, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию пребывания ребенка в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.
Цель коррекционной работы – это максимальная коррекция и компенсация двигательных нарушений, психических процессов и познавательных способностей ребенка с детским церебральным параличом; освоение им коммуникативной функции языка, приближенными к возрастным нормативам.
Для определения наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в ДОУ функционирует ППМС служба сопровождения дошкольников.
В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
- сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
- систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
- интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;
- использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.
Коррекционная работа включает время, отведенное на:
- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога;
- непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в психофизическом развитии ребенка;
- образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в развитии ребенка, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность ребенка;
- взаимодействие с семьей ребенка по реализации индивидуальной адаптированной программы дошкольного образования для ребенка с ДЦП.
I блок. Диагностический
Для успешности воспитания и обучения ребенка необходима правильная оценка его возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ДЦП;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребенка;
- консультировать родителей ребенка.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ДЦП всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское (на уровне медицинских учреждений) и психолого-педагогическое обследование.
Обследование ребенка проводится индивидуально педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем. На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме выносится коллегиальное заключение, и составляются рекомендации для разработки индивидуальной адаптированной программы, с учетом его возможностей и особенностей, ведется планирование коррекционных мероприятий.
В середине учебного года ПМПк специалистов проводит промежуточный мониторинг динамики развития, его успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения. В конце учебного года (май) консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения ребенка на основании динамического наблюдения и делает вывод об эффективности коррекционно-образовательной работы.
Педагог-психолог осуществляет диагностику (плановая и по запросу) интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой сферы, детско-родительских отношений в семье, межличностных отношений в детской группе.
Учитель-дефектолог проводит комплексную оценку интеллектуального развития воспитанника, особенностей развития психических процессов.
Учитель-логопед проводит комплексное обследование речи детей, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического строя речи, связной речи.
Воспитатель осуществляет наблюдение за ребенком в течение дня.
Медицинское обследование включает изучение данных анамнеза, изучение и оценку соматического здоровья в соответствии с возрастом ребенка и диагнозом.
II блок. Коррекционно-развивающий
Коррекционно-развивающая работа с ребенком осуществляется индивидуально ежедневно (в чередовании разными специалистами).
Большая часть мероприятий проводится в отдельных, специально оборудованных для этого кабинетах. Кабинеты оснащены дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной коррекционной работы.
Продолжительность одного организованного педагогического мероприятия составляет 10-15 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с сеткой важных дел, пальчиковые игры и игровые упражнения, артикуляционную гимнастику, интерактивные мультимедийные презентации, подвижные и речевые игры, исследовательскую деятельность, организационные и заключительные моменты занятия.
Содержание материала подобрано таким образом, чтобы способствовать не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы ребенка, но и его социальной адаптации к окружающей действительности, формированию познавательных интересов.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению ребенком образовательных областей в группе наряду с задачами, отражающими специфику образовательной области, включает реализацию коррекционно-развивающих задач.
Коррекционно-развивающая работа строится на основе личностно-дифференцированного подхода с включением оперирования разными видами обучения, методами и приемами актуализации знаний ребенка и его психических процессов.
Дифференциация деятельности педагогических работников группы и Содержание работы определяется с учетом индивидуальных (двигательных) и возрастных особенностей ребенка, структуры отклоняющего дефекта в рамках единой лексической темы и планируется на каждую неделю.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, музыкально-театральная среда и др.).
Важным условием при организации работы в группе является соблюдение специального режима, в том числе речевого. Воспитателю необходимо создать в группе благоприятную внешнюю среду, спокойный эмоциональный фон, постоянно стимулировать ребенка к речевому общению. При подготовке праздников воспитателю следует подбирать лексический материал (стихи, тексты) в соответствии с возможностями ребенка.
Реализация Программы предусматривает обеспечение здоровьесберегающих условий и предполагает:
- внесение изменений в режим дня: увеличено время на проведение гигиенических процедур, время, отводимое на сон, прием пищи;
- профилактику физических, умственных и психологических перегрузок воспитанника (оптимальный режим учебных нагрузок; широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной деятельности: использование при планировании работы наиболее доступных методов работы: практических и наглядных, включение движения в образовательный процесс).
Для оптимизации коррекционно-образовательного процесса, повышения его эффективности педагогами используются современные педагогические технологии: игровая технология, технология проектирования, ИКТ.
Реализация основной образовательной программы обеспечивает участие всех детей, независимо от степени выраженности нарушений их развития вместе с нормально-развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
III блок. Информационно просветительская работа
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна в условиях общеобразовательной группы сверстников. Для реализации этой задачи организуется работа семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. Ответственные за организацию и проведение информационно-просветительской работы: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель.
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка с ДЦП. Задача реализуется через посещение и организацию воспитателями группы, учителем-логопедом, учителем-дефектологом семинаров, методических объединений, изучение новинок методической литературы в области логопедии, дефектологии, детской психологии.
IV блок. Консультативная работа
Консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения ребенка с детским церебральным параличом через взаимодействие учителя-логопеда, учителя-дефектолога с педагогами, специалистами учреждения, семьей воспитанника в вопросах организации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации, а также реализации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.
Основные формы взаимодействия с семьей:
1.Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семьи.
2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, буклетов. Использование современных устройств, для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи. Размещение информации на сайте учреждения.
3.Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком. Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными
возможностями.
4.Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
III. Организационный раздел
Организационный раздел индивидуальной адаптированной программы, предполагающий режим дня воспитанника; материально-техническое обеспечение; особенности традиционных событий, праздников и мероприятий; организацию развивающей предметно-пространственной среды соответствует организационному разделу основной образовательной программы ДОУ
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Диагностический инструментарий
Направления развития | Диагностические методики |
Интеллектуальное развитие – ответственный учитель-дефектолог | |
Сформированность знаний об окружающем мире. Исследование зрительной памяти. | Методики Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. |
Изучение особенностей установления причинно- следственных связей. | Методика «Последовательные картинки» С.Д. Забранная (3-4 года), Н.Я. Семаго, Н.М. Семагго (4-6 лет). |
Выявление уровня развития зрительно-моторной координации. | Методика «Графическая деятельность» О.В. Конаплева, А.Ю. Меньшутина |
Уровень развития мышления. | Методика работы с разрезными картинками. С.Д. Забранная |
Выявление умения анализировать и сравнивать изображения. | Методика «Найди пару» Е.А. Стребелева |
Определение объема непосредственной образной памяти. | Методика Анкета «Наблюдение за поведением ребенка» А.Романова (3-4 года) Методика «10 картинок для запоминания» Т.Д. Мартенковская (4-5 лет) Методика «10 предметов» Т.Д. Мартенковская (5-6 лет) |
Развитие мелкой моторики. | Методика «Соедини точки» О.В. Коноплева, А.Ю. Меньшутина (4-6 лет) |
Особенности развития внимания. | Методика «Найди отличия» Черемошкина Л.В. (4-6 лет) |
Особенности развития памяти. | Методика нахождения недостающих деталей» Д.Векслер (4-6 лет) Н.Я Семаго, М.М. Семаго (4-6 лет). |
Сформированность Пространственных представлений. | Методика «Простые невербальные аналогии» Н.Я Семаго, М.М. Семаго. |
Интеллектуальное развитие. | Методика «Четвертый – лишний» (4-6 лет) |
Речевое развитие – ответственный учитель-логопед | |
Звукопроизношение | Методика О.Б. Иншаковой О.Е. Грибовой. |
Фонематическое восприятие. | Методика В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста |
Словарь и словообразование. | Методика Р.А. Кирьяновой. Комплексная диагностика дошкольников. |
Слоговая структура слова. Грамматический строй речи. Связная речь. | Методика С.Е. Большаковой. Логопедическое обследование ребенка. |
Эмоционально-волевая сфера – ответственный педагог-психолог | |
Адаптация детей дошкольного возраста к детскому саду. | Методика Н.В. Соколовской «Адаптация ребенка к условиям детского сада» |
Наблюдение за поведением ребенка в группе. | (карта) Е.Г. Юдина. |
Эмоциональное состояние ребёнка. | Модификация цветового теста М.Люшера, методика «Поезд» |
Выявлению понимания детьми эмоциональных состояний по мимике. | Методика С.Д.Забрамной, О.В.Боровик |
Исследование тревожности ребенка по отношению к жизненным ситуациям общения с другими людьми. | «Детский тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) |
Методическое обеспечение программы
Перечень программ и технологий | Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.М. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет. Дефектология, 2002 . Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -Спб. :Издательство «Союз», 2001. Екжанова. Е. А, Стребелева. Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Программа воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом (проект) / Сост. Н.В. Симонова. М., 1987. Проект программы обучения детей с ЗПР в диагностико-коррекционной группе/ под ред. С.Г.Шевченко. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением // Дефектология. – 2002. |
Перечень пособий | Алехина А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна//Дефектология-1999. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. Дефектология, 2002 Алфёрова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП // Дефектология, 2001 Громова О.Е. лексические темы по развитию речи детей : метод. пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатин, - М.: ТЦ Сфера, 2005 Гусейнов А.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, 7. Коррекционно – педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата\Под ред. И.А.Смирновой. – СПб., 2000. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1988, №4 – Материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Деффектология – №2, 1998. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие / Стребелева Е.А. – 3-е издание М.: Просвещение, 2007 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с детьми от 5 до 6 лет...
Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)
Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...
Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда Тимофеевой О. А. на 2014 - 2015 уч. год
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ІІ уровнем речевого развития....
Рабочая образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР
Пояснительная записка Введение Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №72 «Калинка» в старшей логопедической группе для д...
Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи
Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи составлена с учетом примерной образовательной программы дошкольног...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для ребенка старшего возраста с общим недоразвитием речи.
Программа для детей с общим недоразвитием речи для детей старшей группы....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (С.Г.Шевченко, М.А.Васильевой) для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности (6 л – 7 л) на 2017 – 2018 учебный год.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих со...