ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «БЕРЕЧЬ ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЕТ НАС РОССИЯНАМИ»
материал на тему
Актуальность программы: воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством и обществом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Надежда» г. Благовещенска»
ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
«БЕРЕЧЬ ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЕТ НАС РОССИЯНАМИ».
Автор:
ХристенкоС.Н.
воспитатель высшей категории
МАДОУ «ДС №3 «Надежда» г. Благовещенска»
525362
г. Благовещенск
2015 год
Оглавление:
- Актуальность…………………………………………………………..3
- Цели………………………………………………………………………3
- Задачи……………………………………………………………………3
- Направление по блокам……………………………………………….4
- Ожидаемый результат………………………………………………….4
- Принципы………………………………………………………………..5
- Формы работы…………………………………………………………..6
- Методы и приемы…………………………………………………..…..8
- Используемые технологии……………………………………………..9
- Перспективное планирование………………………………………10
- Консультации для родителей………………………………………..23
- Информационное обеспечение ………………………………………24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность программы: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством и обществом.
В концепции модернизации российского образования сказано:
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Сегодня о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Цель: Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
- Привить интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, традициями, народным творчеством, искусством.
- Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
- Развивать творческие и познавательные способности детей.
- Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей.
Программа рассчитана на четыре возрастные группы: с 3 до 4, с 4 до 5, с 5 до 6, с 6 до 7. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а так же уровню развития ребенка.
Направление по блокам:
- Знакомство с устным народным творчеством, русской народной песней.
- Знакомство с русским народным искусством, народными художественными промыслами.
- Знакомство с традициями русской народной культуры: места проживания наших предков, строительство жилища; быт и основные занятия русских людей; из истории мужской и женской одежды, обуви, головных уборов; из истории русской кухни, русский самовар и чаепитие на Руси.
- Использование фольклора в развитии двигательной активности детей.
- Знакомство с народными календарно – обрядовыми праздниками.
Ожидаемые результаты:
Для детей: в ходе реализации данной программы происходит совершенствование восприятия, все большего осмысления прослушанных и заученных русских народных сказок, потешек, зазывалок, пословиц и поговорок, обогащение чувств; развивается эмоциональная отзывчивость, по отношению к русскому народному творчеству; формируется внимание к выразительным средствам языка; повышается интерес к традициям русской народной культуры, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуется социальные навыки поведения. Игры – драматизации, хороводы на основе русского фольклора становятся одним из средств развития детского творчества.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; самореализация; личностный и профессиональный рост.
Для родителей: появляется интерес в своем педагогическом образовании, стремление учиться и узнавать что-то новое вместе с детьми; появляется возможность поделиться опытом в проведении праздников, реализуя свой творческий потенциал; «домашняя копилка» пополняется знаниями о быте и традициях народа; происходит осознание богатства русского языка и желании довести это до своих детей.
Работа строится на общепринятых принципах:
- Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации. Весь материал составляет систему в перспективном планировании и конспектах.
- Принцип культуроссообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям. Весь перспективный план построен на основе народного календаря, в котором четко прописаны все календарные, народные обрядовые праздники. Внимание акцентировано на дни народного календаря, доступные пониманию дошкольников.
- Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры. У детей могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие научные понятия, способность к обогащению, анализу, классификации, группировке знаний, абстрактному мышлению. Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на более важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени. Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов, которые прослеживают путь происхождения предмета.
- Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей. Данная программа может быть интегрирована с занятиями по развитию речи, с занятиями познавательного и духовного развития. Так, например, без музыкального руководителя не обойтись при проведении народных праздников. При знакомстве с дымковской игрушкой необходима работа по изодеятельности; развлечения на основе народных игр проводятся на занятиях по физической культуре.
- Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.
- Принцип наглядности, просматривается при проведении наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков. Принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное; наглядно-образное. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.
Формы работы.
•Интерактивные занятия. По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия». Ведущим принципом построения занятия является принцип развивающего обучения. Цель занятий будет достигнута только при активном взаимодействии детского сада, семьи и музея. Дети не только рассматривают экспонаты в музее, репродукции, но и примеряют костюмы, лепят, рисуют, играют. В такой атмосфере гораздо легче учатся русские песни и народные игры, танцы, хороводы, происходят знакомства с народным бытом. Задача таких занятий не только в том, чтобы передавать информацию, возбудить любопытство и интерес к обсуждаемому предмету, но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое из других источников информации – книг, радио, телевидения. В конечном итоге интерактивные занятия призваны развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление, чувственно-эмоциональную сферу, познавательную и творческую активность детей. Они воспитывают доброту, отзывчивость, способность сопереживанию, чувство национальной гордости.
•Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.
•Познавательные беседы – развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию.
•Предпраздничные посиделки. Основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, игры, затевают хороводы, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; знакомятся с народной игрушкой, декоративно прикладным искусством, устным народным творчеством. Посиделки интересны слиянием индивидуального и коллективного творчества. Дети приходят в русских народных костюмах.
•Оформление в группе мини-музея и выставок. Выставки бывают тематическими и сезонными. Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества членов семьи и самих ребят: вышивки, кружева, домотканые коврики, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.
•Творческая продуктивная и игровая деятельность детей. Творчество-главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, картона они изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
•Праздники, ярмарки. Праздник – это день, который наполнен радостью, весельем. А вместе с тем деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Ярмарка- народный обряд является большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе обряды и ярмарки, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в памяти оставляем глубокий след.
•Работа с родителями. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Нужно воскресить отношение в семье, которое существовали в старину. Оформить папки передвижки, где рассказывать родителям о культуре и истории родного края, организовывать совместные выставки и экскурсии, готовить праздничные мероприятия. Совместные переживания взрослых и детей сближает семью, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка.
Методы и приемы.
•Метод интерактивной игры. Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка. Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем – либо. Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводятся к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главное организации интерактивной – создание условий для приобретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети узнают новое, учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
•Наглядный метод. Познавательная и практическая деятельность детей на занятиях организована с помощью наглядного метода, что дает возможность ребенку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы.
•Словесные методы. Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути ее решения. Словесные методы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
•Практические методы. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребенок познает свойства, качества признаки, связи недоступные непосредственному восприятию. Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала; на усвоение ими новых знаний, умений и навыков и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных.
Используемые технологии.
•Технология проектирования.
•Информационно-коммуникационные технологии.
•Здоровьесберегающие технологии.
•Игровая технология интеллектуально-творческого развития.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Младшая группа.
№ | Тема | Программные задачи | Месяц |
1 | «Милости просим, гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа. Проведение гимнастики под русскую народную песню «Два веселых гуся». Развивать интерес к малому фольклору. | сентябрь |
2 | «Во саду ли в огороде» | Знакомство с огородом детского сада. Разучивание потешек об овощах, считалочек. Проведение русских народных игр «Утица», «Пчелы и ласточка». Знакомство с русской народной сказкой «Репка». Загадывание загадок об овощах. Развивать интерес к малому фольклору. | октябрь |
3 | «Баю – баюшки - баю, баю Машеньку мою» | Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико». Развивать интерес к малому фольклору. | октябрь |
4 | «Котик, котик, поиграй». | Знакомство детей с домашними животными. Заучивание потешки «Как у нашего кота». Утренняя гимнастика с использованием потешек о домашних животных «Пастух и стадо». Проведение русских народных игр «Птички», «Кот и мыши», «Салки-догонялки». | ноябрь |
5 | «Идет коза рогатая». | Разучивание потешки «Идет коза рогатая». Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят». Физкультурное занятие «Волк и семеро козлят». Активизировать словарь. Развивать интерес к песенкам, потешкам. Развивать интерес к малому фольклору. | ноябрь |
6 | Развлечение. | Проведение русских народных игр, хороводов, пляска под русскую народную мелодию. | ноябрь |
7 | «Я от бабушки ушел». | Знакомство со сказкой «Колобок». Физкультурное занятие «Я от бабушки ушел». Воспитывать интерес к физическим упражнениям посредством русского фольклора. Разучивание потешки «Едет дедушка Егор» | декабрь |
8 | «Волк и козлята». | Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят». Физкультурное занятие по мотивам русской народной сказки. Проведение игр: «Волк и семеро козлят», «Салки-догонялки». Хоровод под русскую народную мелодию. Воспитывать интерес к физическим упражнениям посредством русского фольклора. | декабрь |
9 | «В гости к хозяюшке». | Развлечение. Проведение русских народных игр, хороводов. Загадывание загадок. Развивать интерес к народному фольклору. | январь |
10 | «Масленица дорогая - наша гостьюшка дорогая» | Знакомство с народным календарно-обрядовым праздником. Проведение народных игр с использованием народного фольклора. Воспитывать уважительное отношение к народным праздникам. | февраль |
11 | «Маша варежку надела» | Знакомство с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Воспитывать бережное отношение к вещам как результату труда взрослых. | февраль |
12 | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Этическая беседа «Моя любимая мама». Разучивание стихотворений, песен о маме. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за маму. | март |
13 | «Приди весна с радостью». | Разучивание закличек, потешек о весне. Проведение русских народных игр. Воспитывать интерес к малым формам фольклора. | март |
14 | «Здравствуй колоколнышко». | Развлечение. Проведение русских народных игр, хороводов. Заклички о весне. Закрепить знания о приметах весны, развивать речь через рассказывание закличек, потешек. | апрель |
15 | «Кот, Дрозд и Петух». | Знакомство с русской народной сказкой. Утренняя гимнастика с использованием потешек о домашних животных, русские народные игры. Развивать речь детей посредством использования русского фольклора | апрель |
16 | «Во поле береза стояла». | Формирование знаний о березке: беседы, рассказ воспитателя, показа мультимидио. Разучивание хоровода, песни о русской березке. Воспитывать любовь к родному краю, посредством использования русского фольклора. | май |
Средняя группа.
№ | Тема | Программные задачи | Месяц |
1 | «Во саду ли, в огороде» | Повторить приметы, пословицы, заклички об осени. Загадывание загадок об овощах и фруктах. Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Проведение русских народных игр: «Пчелы», «Пирог». Закрепить представления детей о труде людей осенью. | сентябрь |
2 | «Что одному не под силу, то все вместе осилим». | Закрепить представления детей о труде людей осенью, сборе урожая, укладе семей жизни наших предков. Познакомить с образцами устного народного творчества – сказкой «Репка», потешкой «Наш козел». Русская народная игра «Огуречик, огуречик», | сентябрь |
3 | «Приглашаем в гости к нам» | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о домашних животных. Утренняя гимнастика «Путешествие в чудесную страну русских потешек». Воспитывать интерес к физическим упражнениям посредством русского фольклора. | сентябрь |
4 | «Гуси-лебеди» | Знакомство со сказкой. Беседы о перелетных птицах. Разучивание потешек. Утренняя гимнастика «Петушок-Золотой гребешок». Русская народная игра «Гуси, гуси». Воспитывать любовь к окружающему миру. Развивать речь. | октябрь |
5 | «Русская матрешка». | Знакомство с русской народной игрушкой. Исполнение песен, плясок. Проведение игр. Побуждать восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. | октябрь |
6 | «Осеннины». | Праздник. Ярмарка. Проведение русских народных игр. Знакомить с народными обрядами, обычаями. Закрепить представления об осени. | октябрь |
7 | «Веселые музыканты». | Знакомство русскими музыкальными инструментами. Балалайка. Утренняя гимнастика «Волшебный бубен». Обогащать словарный запас. Развивать интерес к русским народным музыкальным инструментам. | ноябрь |
8 | «Возьмем в руки молоток и построим теремок» | Знакомство с жилищем наших предков. Изба. Утренняя гимнастика «Теремок». Знакомство со сказкой «Теремок». Заучивание пословиц и поговорок. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. | ноябрь |
9 | «Милости просим гости дорогие». | Знакомство детей с предметами обихода, обитателями «избы» - котом Васькой. Заучивание потешек. Подвижная народная игра «Сторожа и воры. Мяу!» ». Активизировать словарь. Прививать любовь к самобытной красоте наших предков. | ноябрь |
10 | «Кот, Петух и Дрозд». | Знакомство со сказкой. Драматизация сказки. Воспитывать интерес к фольклору. Развивать речь посредством пересказа сказки. | ноябрь |
11 | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. Чтение русской народной сказки «По щучьему велению». Активизировать словарь. Прививать любовь к самобытной красоте наших предков. | декабрь |
12 | «Лисичка со скалочкой». | Знакомство с предметом обихода - скалкой. Чтение сказки. Дидактическая игра «Кто спрятался?», отгадывание загадок о домашних животных. Физкультурный досуг «Петушок-Золотой гребешок». Развивать интерес к старине. | декабрь |
13 | «Здравствуй зимушка-зима». | Приметы, пословицы, поговорки о зиме. Разучивание потешки декабрь « Как на тоненький ледок». Физкультурное занятие с использованием сюжета русской народной сказки «Заюшкина избушка». Проведение русской народной игры «Салки-догонялки». Воспитывать интерес к физическим упражнениям посредством русского фольклора. | декабрь |
14 | «Зимовье зверей». | Знакомство со сказкой. Аппликация по готовым формам. Пересказ сказки детьми. Закрепить представления детей о животных. Развивать связную речь. | декабрь |
15 | «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. «Как наши предки праздновали Новый год?». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос». Воспитывать уважение к народной культуре. | декабрь |
16 | «Пришла Коляда, отворяй ворота!» | Знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками. Разучивание колядок. Проведение русских народных игр. Знакомство с образцами устного народного творчества. Воспитывать уважение к народной культуре. | январь |
17 | «Колодец, колодец, дай воды напиться». | Знакомство с «колодцем». Разучивание потешек, конструирование «колодца». Проведение опытов с водой. Проведение русских народных игр. Прививать любовь к самобытной красоте наших предков. | февраль |
18 | «Хозяйкины помощники». | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Заучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была». Расширить словарный запас. Развивать интерес к прошлому нашего народа. | февраль |
19 | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Проведение масленичной недели с играми, песнями, шутками, прибаутками. Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; воспитывать интерес и уважение к жизни наших предков и их обычаям и традициям. | февраль |
20 | «При солнышке – тепло, при матушке - добро» | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песен, рассказывание стихотворений о маме, изготовление подарков. Развивать речь, при составлении рассказа. | март |
21 | «Весна, весна, поди, сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание закличек. Проведение русских народных игр. Изготовление журавликов (оригами). Лепка из соленого теста. Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре. | март |
22 | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомство с историей возникновения чайника, его предшественником с самоваром. Посиделки с играми, песнями. Д/игра «Напоим куклу чаем». | март |
23 | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. | апрель |
24 | Вербное воскресенье. | Ярмарка. Знакомство с традициями народных гуляний. Словесные игры. Пение частушек. Драматизация сказок. Спортивные состязания. Знакомство с традициями русского народа, с обычаями проводить ярмарки. | апрель |
25 | Русская свистулька. | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек, разукрашивание. Д/ игра «Узнай по звуку». Проведение русских народных игр. Развивать интерес к русским народным музыкальным инструментам. | апрель |
26 | «Волшебный сундучок» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. | апрель |
27 | Прощание с «избой». | Расширить представления о выразительных средствах в иллюстрациях. Праздник «Во поле береза стояла». Развивать знания о традициях и обычаях наших предков. | май |
Старшая группа.
№ | Тема | Программные задачи | Месяц |
1 | «Что летом родиться, - зимой пригодиться» | Русские посиделки в избе. Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. | сентябрь |
2 | «Что нам осень принесла?» | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, пословиц, загадок, потешек. Дидактическая игра «С какого дерева детки?». Закрепить представления детей об осенних изменениях в природе. | сентябрь |
3 | «Вершки и корешки». | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание загадок. Закреплять и развивать знания детей о труде наших предков осенью. | сентябрь |
4 | «Хлеб - всему голова». | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. | октябрь |
5 | «Гуляй, да присматривайся». | Беседа о характерных явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергеев день) Проведение подвижных игр. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. | октябрь |
6 | Дикие животные. | Беседа «Как дикие животные готовятся к зиме?». Разучивание потешек о животных, загадывание загадок. Аппликация из природного материала. | октябрь |
7 | «У страха глаза велики». | Знакомство со сказкой. Пересказ. Драматизация сказки. Пословицы и поговорки о страхе. Воспитывать интерес к малым формам фольклора. | октябрь |
8 | «Гуси – лебеди». | Беседы о птицах. Проведение подвижных, хороводных игр. Повторение закличек об осени. | октябрь |
9 | Экологический праздник «Синичкин день». | Заучивание потешек о птицах. Закрепление знаний о перелетных птицах. Вывешивание кормушек. Вызвать сопереживание животным и чувство ответственности за их безопасность. | ноябрь |
10 | «Сошью Маше сарафан». | Знакомство с русским народным костюмом. Разукрашивание сарафана. Знакомство с графическим узором. Развивать творчество и интерес к прошлому. | ноябрь |
11 | «Золотое веретено». | Знакомство с русским народным ремеслом – прядение, орудиями труда: прялкой, веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено». Развивать интерес к старине. | ноябрь |
12 | «А за ним такая гладь - ни морщинки не видать». | Знакомство с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. Развивать интерес к предметам народного быта. | ноябрь |
13 | «Эх, лапти мои, лапти липовые». | Беседа «Во что обувались наши предки». Пословицы и поговорки. Знакомство с историей возникновения традиционно русской обувью. | декабрь |
14 | «Русский валенок». | Беседа о том, откуда берется шерсть. Просматривание мультимедио. Разукрашивание шаблонов «валенок». Проведение подвижных игр. Разучивание песни. Формировать потребность получать новые знания об истории русского костюма. | декабрь |
15 | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа, о характерных признаках зимы, используя соответствующие пословицы, поговорки. Повторение заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз» Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы». Воспитывать интерес к малым формам фольклора. | декабрь |
16 | «Лиса - обманщица». | Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Развивать творческие способности детей. | декабрь |
17 | « С Новым годом со всем родом!» | Рассказ о традициях празднования Нового года. О рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. Знакомство с традициями народных гуляний. | декабрь |
18 | «Гуляй, да присматривайся». | Народные православные календарные праздники. Колядование. Знакомство со сказкой «Морозко». | январь |
19 | «Хороший город «Городец». | Рассказ о городе Городец и городецкой росписи. Рисование городецкой росписи. Закреплять и развивать интерес к изобразительной деятельности с включением элементов народной росписи. | январь |
20 | Городецкая роспись. | Продолжение рассказа о городецкой росписи. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. Аппликация «Сказочные птицы». | январь |
21 | Из прошлого ложки. | Знакомить с кухонной утварью, ее возникновением и использованием. Лепка из слоеного теста ложки. Развивать интерес к ремеслам наших предков. | февраль |
22 | «Золотая хохлома». | Знакомство с хохломским промыслом. Разукрашивание ложки. Развивать декоративное творчество на основе усвоения народного искусства. | февраль |
23 | «Госпожа честная Масленица». | Знакомство с традициями русского народа (обрядовым праздником Масленица). Заучивание закличек. Проведение русских народных игр. | февраль |
24 | «Гуляй, да присматривайся». | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание закличек о весне. Изготовление жаворонков (оригами). Расширять словарный запас, развивать речь, заучивая заклички, поговорки. | март |
25 | «Нет милее дружка, чем родимая матушка». | Беседа о маме. Повторить пословицы, поговорки. Изготовление поделок в подарок маме. Воспитывать у детей чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме. | март |
26 | «Новоселье птиц». | Знакомство с разными видами птиц. Проведение народных игр, хороводов. Продолжить знакомство с разными видами птиц, воспитывать бережное отношение к природе. | март |
27 | «Весна красна цветами». | Повторение закличек, пословиц о весне. Аппликация «Красивые цветы», по мотивам городецкой росписи. Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. | март |
28 | «Шутку шутить - людей насмешить». | Знакомство с потешным фольклором. Составление потешного рассказа по картинкам. Придумывание небылиц. Воспитывать интерес к малым формам фольклора. | апрель |
29 | Красная горка. | Знакомство с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Словесные игры. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. | апрель |
30 | «Апрель, ленивого не любит, проворного голубит». | Рассказ о весенних полевых работах наших предков. Знакомство с орудиями труда: плуг, мотыга, борона. Воспитывать уважение к труду человека-изобретателя, творца, созидателя. | апрель |
31 | Путешествие в прошлое часов. | Знакомство с историей прошлого часов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления. Активизировать словарь. Воспитывать уважение к труду человека-изобретателя. | апрель |
32 | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» | Рассказ о войнах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к старшим | май |
33 | Праздник «Березовая Русь». | Словесные народные игры, хороводы, пение народных песен. Формировать любовь к родному краю. | май |
Подготовительная группа.
№ | Тема | Программные задачи | Месяц |
1. | «Что летом родиться, зимой пригодиться». | Беседа об осени, ее приметах. Повторение пословиц, поговорок, закличек, песенок. Проведение подвижных игр. Расширять словарный запас, развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. | сентябрь |
2. | «Как наши предки хлеб выращивали». | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Расширять словарный запас: жернова, серп, мельница, сноп. Развивать речь, заучивая пословицы, поговорки. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян. | сентябрь |
3. | «Как рубашка в поле выросла». | Знакомство с технологией изготовления крестьянской одежды. Расширить словарный запас: трепало, мялка, лен, кудель. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян. | сентябрь |
4. | Путешествие в прошлое ручки. | Знакомство с историей ручки, процессом преобразования ее человеком. Развивать интерес и желание знать прошлое человека. | сентябрь |
5. | Народная игрушка. | Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах. Познакомить с процессом изготовления куклы-самоделки. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно. | октябрь |
6. | «Октябрь-грязик – ни колеса, ни полоза не любит». | Рассказ о народном празднике Покрове. Знакомство с народными приметами. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. | октябрь |
7. | «Злое истребление». | Рассказ о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже. Воспитывать интерес и уважение к истории русского народа. | октябрь |
8. | Предания, былины русского народа. | Знакомство с народными преданиями и былинами. Воспитывать интерес и уважение к истории русского народа. | октябрь |
9. | «Синичкин день». | Рассказ о русских народных праздниках Синичкин день и Кузьминки. Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; воспитывать интерес и уважение к жизни наших предков и их обычаям и традициям. | ноябрь |
10 | «Где живет перо Жар-птицы?». | Знакомство с хохломским промыслом. Обогащать словарь: кудрина, травка и т.д. Рисование элементов хохломской росписи. Побуждать восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. | ноябрь |
11 | «Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома». | Знакомство с традициями хохломской росписи. Роспись различных силуэтов хохломскими узорами. Воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи. | ноябрь |
12 | «Зима не лето, - в шубу одето». | Беседа о характерных особенностях зимы. Расширять и закреплять представления о приметах, пословицах, поговорках. Повторить русскую народную потешку «Как на тоненький ледок». Воспитывать интерес к малым формам фольклора. | декабрь |
13 | «Пришел мороз – береги уши и нос». | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о зиме. Развивать речь через пересказывание сказки. Воспитывать интерес к малым формам фольклора. | декабрь |
14 | Снегурочка – внучка Деда Мороза. | Знакомство со сказкой «Снегурочка». Загадывание загадок о зиме. Развивать речь через пересказывание сказки. Воспитывать интерес к малым форма фольклора. | декабрь |
15 | «Пришла Коляда накануне Рождества». | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок. Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; воспитывать интерес и уважение к жизни наших предков и их обычаям и традициям. | декабрь |
16 | «Светит, да не греет». | Формировать преставления о «прошлом» лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа). Обогатить словарь новыми словами. | январь |
17 | «Гжель прекрасная». | Знакомство с гжельским художественным промыслом. Рисование элементов гжельской росписи. Побуждать восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. | январь |
18 | «Дело мастера боится». | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Д/игра «Кому, что нужно для работы». Повторение пословиц и поговорок о труде и мастерстве. | февраль |
19 | «На героя и слава бежит». | Рассказ о русских богатырях. Знакомство с народными преданиями и былинами. Воспитывать интерес и уважение к истории русского народа. | февраль |
20 | «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько». | Беседа о Масленице. Проведение игр, пение песен. Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; воспитывать интерес и уважение к жизни наших предков и их обычаям и традициям. | февраль |
21 | «Сердце матери лучше солнца греет». | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц, поговорок. Воспитывать уважительное отношение к маме. | март |
22 | «Грач на горе – весна на дворе». | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. | март |
23 | «Путешествие на златогривой чудо-тройке». | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись. Прослушивание народных песен воспевающих русскую тройку. Воспитывать интерес и уважение к жизни наших предков и их обычаям и традициям. | март |
24 | Праздник «Ярмарка ремесел». | Знакомство с традициями русского народа, с обычаем проводить ярмарки, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордость своими умениями. | март |
25 | «Шутку шутить – людей насмешить». | Беседа о народном юморе (докучливые сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница». Воспитывать интерес к малым форма фольклора. | апрель |
26 | Красная горка. | Рассказ о Пасхе. Игры, развлечения. Словесные игры «Садовник», «Бирюльки». Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; воспитывать интерес и уважение к жизни наших предков и их обычаям и традициям. | апрель |
27 | «Мой город под названием Благовещенск» | Расширить и закрепить знания о родном городе, его достопримечательностях. Знакомство с историей возникновения города. Воспитывать чувство любви к своему городу. | апрель |
28 | «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». | Экскурсия по городу. | апрель |
29 | «Человек без Родины, что соловей без песни». | Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. | май |
30 | «Моя семья – мой дом, мой детский сад». | Русские подвижные игры, развлечения на свежем воздухе. Заключительная беседа о традициях наших предков. | май |
Консультации для родителей:
- «Места проживания наших предков. Строительство жилища».
- «Из истории мужской и женской одежды, головных уборов, обуви».
- «Русский самовар и чаепитие на Руси».
- «Русская народная игрушка-Матрешка».
- «Русская тройка».
- Русские народные праздники: «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Новогодняя елка», «Масленица».
- Народные приметы по временам года.
- «Учим вместе с детьми русский народный фольклор».
Информационное обеспечение:
- Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Забылин М. «Русский народ», его обычаи, предания, обряды. Москва. «ЭКСМО» 2003 г.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Скрипторий 2003, 2010.
- Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет: разработка занятий. Жукова Р.А.-Волгоград: Корифей, 2008 г.
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л.Князева, М.Д.Маханева. – СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Куприна Л.С.Бударина Т.А, - СПб: «Детство-пресс, 2010 г.
- Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 -7 лет. Волгоград: Учитель, 2014 г.
- Комарова Т.С. Народная культура в воспитании детей. М.: Издательство «Российское педагогическое агентство», 1997 г.
- Москва. Издательство «Белый город». Серия «История России».
Алдонина Р.П. «Святыни России»
Калашников В.И. «Славянская мифология»
Каштанов Ю.Е. «Русский костюм»
Клиентов А. «Города России», «Народные промыслы».
- Энциклопедия детского фольклора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель реализации программы: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой»
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой» (для детей дошкольного возраста 4-7лет, срок реализации 3 года)...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...