Семинар-практикум для педагогов «Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников»
материал по теме

Коробейникова Елизавета Сергеевна

Данный семинар-практикум разработан для педагогов, с целью раскрыть изобразительные возможности современных изобразительных материалов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное  бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «В гостях у сказки»

Семинар-практикум для педагогов

«Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

                                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                                       воспитатель

                                                                                                                       Коробейникова Е.С.

гп Пойковский, 2017г.


Семинар-практикум для педагогов

Тема: Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников

Цель: раскрыть изобразительные возможности современных изобразительных материалов.

Задачи:

  • изучить поливариантное использование изобразительных материалов в образовательной работе с детьми;
  • представить уже знакомые материалы в новом контексте;
  • показать влияние изобразительных материалов на развитие творчества детей дошкольного возраста.

1 слайд

I часть - Теоретическая.

Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста требуют сочетания традиционных методик обучения, воспитания и развития в соответствии с последними тенденциями, направлениями в области педагогики и социальным заказом современного общества. В настоящее время многие отечественные и зарубежные производители изобразительных материалов расширяют свой ассортимент товаров, предлагая пользователям все больший простор для творчества и фантазии.

Творческий педагог находится в постоянном поиске. Он стремится сочетать традиционную методику с современными тенденциями. Рынок изобразительных материалов позволяет в большой степени реализовать это стремлении. Современные изобразительные материалы несут в себе мощный потенциал, который можно использовать для развития ребенка в целом.

На прилавках можно встретить как неизвестные ранее материалы (краски по стеклу, гель с блестками, акриловые и темперные краски), так и традиционные в современном исполнении (например, перламутровая акварель, флуоресцентные восковые мелки и гуашь, плавающий пластилин). Все это способствует популяризации изобразительной деятельности и художественного труда среди педагогов и родителей, пробуждает еще больший интерес детей к продуктивной деятельности.

2 слайд

Выбирать изобразительные материалы для работы с детьми необходимо в соответствии с такими требованиями: 

  • безопасность материала для здоровья детей;
  • высокое качество материала, влияющее на его изобразительные свойства и способствующее получению удачного конечного рисунка и поделки (хороший результат вызывает у ребенка желание сделать еще что-либо необычное и программирует его на успех);
  • учет возрастных особенностей и возможностей детей (например, толщина грифеля восковых карандашей различна для детей 5 и 7 лет);
  • прочность формы и содержания материала для возможности экспериментирования;
  • привлекательность продукции (яркая, забавная упаковка вызывает у детей желание взять набор в руки, рассмотреть его, применить на практике).  

Предлагаю педагогам рассмотреть возможности использования следующих материалов:

3 слайд

Гель с блестками

В основе этого необычного материала лежит клей с вкраплениями частичек разноцветной фольги, поэтому может применяться дополнительно с целью придания спецэффекта и завершенного вида детской работе. Он используется в декоративных, сюжетных работах, при оформлении открыток и плакатов. Гель легко ложится на бумагу, пластилин, глину, гуашь, акварель и т. д. Техника нанесения может быть различной: с помощью носика на тюбике и растирания кисточкой. Материал способствует поддержанию положительного эмоционального настроя детей.

4 слайд

Восковые мелки

Этот замечательный инструмент для творчества изготовлен на основе воска. Он является альтернативой привычным цветным карандашам и имеет ряд преимуществ: яркость, прочность, экономичность, мягкость фактур (может передавать текстуру поверхности предмета, максимальное удобство для детской руки). Мелок может быть использован как самостоятельный материал, а для наиболее полного воплощения замысла - в сочетании с другими: акварелью и гуашью. Многообразие приемов и техник работы расширяют изобразительные возможности материала и могут быть использованы для создания ярких, декоративных и сюжетных композиций. Благодаря этому интерес к материалу постоянно поддерживается и побуждает детей.

5 слайд

Витражные краски

Краски по стеклу – это изобразительный материал для детского творчества, который сохраняет главное назначение жанра «витраж»: украшение предметов интерьера и деталей архитектуры с прозрачной поверхностью. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности. Работа с ними требует соблюдений определенной этапности. Они устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие, прозрачные, эластичные, самоклеющиеся, их можно смешивать и получать дополнительные оттенки. Эти свойства позволяют расширить спектр применения витражных красок в детском творчестве, а конечный результат позволяет ребенку вариативно применить его.

6 слайд

Клей ПВА

Представляет собой концентрированную эмульсию, разведенную водой. Клей может быть использован по прямому назначению и в качестве изобразительного материала, как для показа текстуры предмета, так и для ограничения распространения краски. Благодаря определенным свойствам - он не токсичен, практически не имеет запаха, после высыхания его белый цвет становится прозрачным, влагоемок, имеет эластичный клеевой шов, не имеет ограничения по сроку годности - границы его использования широки. В силу универсальности клей ПВА незаменим при изготовлении детьми поделок из разного рода материалов: ткани, бумаги, картона, природного и бросового материала; и разного вида работ: аппликации, мозаики, создании объемных фигур, что вызывает любопытство детей к данному материалу и работе с ним.

7 слайд

Акриловые краски (акриловые краски с блестками)

Эта синтетическая краска, ее свойства – эластичность, прочность, влагостойкость, светостойкость – позволяют долго сохранять детские рисунки и поделки. Она может использоваться как альтернатива масляной краски и имеет свои преимущества: быстро сохнет, экономична, хорошо смешивается, ложится на основу как тонким, так и толстым слоем. Акрил хорошо сочетается с акварельной краской (усиливает декор, подчеркивает богатую палитру, может также сочетаться с гуашью, пастелью, карандашом. При использовании перламутровых акриловых красок рисунок приобретает фантастичность и волшебность. Широкий спектр технических возможностей позволяет использовать материал для предметного, сюжетного и декоративного рисования; декоративной росписи объемных предметов, поделок из пластмассы, ткани, кожи, дерева, керамики. Краска хорошо ложится на стекло и применяется в детской декоративно-оформительской деятельности (рамки для фотографий, стеклянные вазы и стаканы)

8 слайд

Акварель

Традиционная техника, но с появлением новых видов получила вторую жизнь. Это – водная краска на клеевой основе. Основные качества материала – его прозрачность, чистота и яркость цвета. Это достаточно сложный материал для изобразительного творчества дошкольников, поэтому следует вводить его аккуратно и дозировано. Начинающему маленькому художнику необходимо раскрыть «секреты» материала и работы с ним. Разнообразие видов краски и приемов работы с ней (рисование по сырому, вливание краски в краску, размывание) позволяет детям создавать выразительный образ. Краска может быть использована в сюжетных и декоративных работах, а также в качестве фона к работе. Для передачи художественных образов акварель можно сочетать с другими материалами: простыми и цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, свечой, гуашью. Акварельная краска требует подбора специальной бумаги и кисточек. Соединение краски с водой приводит ребенка в мир многоцветия и волшебных превращений.

Гуашь 

Это – плотная, матовая, бархатистая краска различных видов: художественная, плакатная и флуоресцентная. В работе с детьми может быть использована для декоративных и оформительских работ, в сюжетном и предметном рисовании. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на ткани, картоне, фанере. Краска хорошо сохнет и при высыхании светлеет, образуя однородную текстуру. Одно из самых ценных свойств гуаши – хорошая кроющая поверхность. Разнообразие приемов рисования: высветливание, наложение более светлой на темную краску и наоборот, рисование мазками позволяет детям уже младшего дошкольного возраста создавать яркие красочные работы. Гуашь – самый любимый материал детей, с помощью которого они могут в полной мере реализовывать замысел.

9 слайд

Пастель

Данный материал представляет собой меловую палочку, состоящую из двух ингредиентов: цветного пигмента и специального связующего материала (камедь или смола).

Следует отметить, что существует два вида пастели: сухая и масляная. Первая выпускается как в виде мелков, так и в карандашах. Сухая пастель – наиболее востребованный у художников материал. Она пластична, легко растушевывается, позволяя создавать плавные переходы цвета. Масляная пастель более капризна. Она ложится плотным слоем, практически не допускает смешения цветов и коррекции. Как правило, ее используют для создания ученических работ или быстрых эскизов.

10 слайд

Темперные краски

Это - одни из самых древних изобразительных материалов. До изобретения и распространения масляных красок они были основным материалом живописи. Темпера занимает промежуточное положение между клеевыми (акварель, гуашь) и масляными красками: так же как и клеевые краски она разводится водой, однако, после высыхания, не растворяется; от масляной краски отличается быстрым сроком высыхания, не трескается, не отслаивается; от гуаши отличается тем, что тонкий слой довольно прозрачен, а сходна в том, что большинство темперных красок светлеет. Благодаря темпере рисунок выглядит мягким и бархатистым. Особой популярностью среди детей пользуются поделки, макеты и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, выполненные своими руками.

11 слайд

Гравюра

Это прекрасная возможность не только увлекательно, но и с пользой провести время за созданием красивой картинки. Для выполнения  гравюры необходимо - основа с контуром рисунка и штихель. Штихель - это специальное приспособление в форме ручки с заострённым металлическим кончиком. С помощью штихеля, короткими несильными нажатиями, контур рисунка процарапывается, создавая красивые блестящие линии.

12 слайд

«Аппликация песком»

 Как и любой другой вид художественно-прикладного творчества, воспитывает художественно – эстетический вкус; развивает фантазию, умение эмоционально воспринимать мир, обобщать и выражать чувства, раскрываться через свои творческие работы.

Известно, что двигательные способности рук и интеллект взаимосвязаны. Пальцы рук связаны с мозговыми центрами. Работа с песком является отличной тренировкой рук, повышающей функциональную деятельность мозга. Учеными установлено, что уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Аппликация, выполняемая песком, достаточно хорошо развивает двигательную способность пальцев, запястья, кистей обеих рук.

Данный вид творчества приучает учащихся к точности исполнения, аккуратности, терпению, усидчивости и собранности.

13 слайд

Акварельные карандаши

Акварельные карандаши - это те же цветные карандаши, только их стержень состоит из прессованной акварели, что позволяет растворять их водой. Иными словами, рисуем как цветными карандашами, а после - размываем водой и получаем рисунок акварелью.

14 слайд

Контур по ткани

Контуры по ткани используются для рисования по светлым и темным тканям, хорошо сцепляется с материалом. Чтобы краска по ткани не растекалась и цвета не смешивались, очертите границы цвета контурами для ткани.

15 слайд

Пластилинография

Пластилинография — это рисование пластилиновыми мазками на бумаге или картоне. Фон, персонажи вылепливаются, и в результате возникает выпуклая и рельефная картина. Ее можно дополнить бисером, бусинами или природными материалами.

Беседуя с дошкольниками о различных материалах, важно уже с первых занятий выработать у них понимание того, что это не просто средства для изображения, но и богатейшее поле для развития творческой мысли.

16 слайд

II часть - Практическая.

Творческое задание:

Материалы:

- ватман, акриловые краски, восковые мелки, гель с блёстками и флюоресцентный, фломастеры, пастель, контуры разных картинок, утюг, точилки, ножницы, клей, кисти, банки с водой, салфетки.

Педагоги делятся на 3 команды. В технике энкаустика команды создают коллаж на тему «Цветочные фантазии». (Восковые мелки крошат с помощью точилки на подготовленные шаблоны с контурами картинок, сверху кладут салфетку и проглаживают горячим утюгом для того, чтобы мелки расплавились. После этого, картинки вырезаются по контуру, наклеиваются на ватман, и украшаются предложенными изобразительными средствами).

Подведение итогов:

Каждая команда придумывает название своему коллажу, представляет результат своего творчества и делятся своими впечатлениями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников 1 часть Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «В гостях у сказки» Подготовила : воспитатель Коробейникова Е.С. гп Пойковский , 2017г.

Слайд 2

Требования: безопасность материала для здоровья детей; высокое качество материала; учет возрастных особенностей и возможностей детей; прочность формы и содержания; привлекательность продукции.

Слайд 3

Гель с блестками

Слайд 4

Восковые мелки

Слайд 5

Витражные краски

Слайд 6

Клей ПВА

Слайд 7

Акриловые краски


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников 2 часть Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «В гостях у сказки» Подготовила : воспитатель Коробейникова Е.С. гп Пойковский , 2017г.

Слайд 2

Акварель и гуашь

Слайд 3

Пастель

Слайд 4

Темпера

Слайд 5

Гравюра

Слайд 6

Аппликация из песка

Слайд 7

Акварельные карандаши

Слайд 8

Контур по ткани

Слайд 9

Пластилинография


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников"

Данный материал предназначен для воспитателей  дошкольных образовательных учреждений, родителей воспитанников, педагогов начальной школы.В настоящее время многие отечественные и зарубежные произв...

Изобразительная деятельность – как средство художественно- эстетического развития ребёнка. Рисование.

Рисование - одно из любимых занятий детей. Любые детские рисунки несут в себе определённый смысл, эмоциональную и психологическую окраску. Внутренний мир ребёнка ложится отражением на листок бумаги, э...

Семинар-практикум "Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников

Цель:Раскрыть изобразительные возможности современных материалов, показать их влияние на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста помочь взрослым организовать занятия с детьми как в ДОУ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ- ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН «ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕБЁНКА. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ», НА ТЕМУ: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕ

Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взросл...

Мастер – класс для педагогов «Конструирование из фольги, как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной техники конструирования для реализации образовательной области " Художественное творчество"....

Презентация"Виды изобразительного искусства. Приобщение к изобразительному искусству как средство художественно – эстетического развития дошкольников в ДОУ"

В презентации представлены виды изобразительного искусства, рекомендованные дошкольникам для ознакомления в ДОУ, а также произведения, представляющие соответствующие виды искусств....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Подвижные игры как средство социально-коммуникативного развития дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового ха...