Песочная терапия в сенсорном развитии детей раннего возраста
консультация на тему
«Песочная терапия в сенсорном развитии детей раннего возраста»
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».
Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.
К.Д. Ушинский призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.
Ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях с детьми старшего дошкольного возраста. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния («Листочек для бабочки»-какой он формы, а какого цвета бабочка на круглом листочке; какого цвета машинка на широкой дорожке и т.д.)
«Мини-песочницы» в группе:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.
Организованную деятельность по песочной терапии в группе можно проводить как индивидуально, так и по подгруппам разыгрывая с детьми различные ситуации.
Во время проведения НОД с использованием пескотерапии применяются такие формы работы с детьми, как:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) .
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») .
Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно-игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».
Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:
значительно повышается общий эмоциональный фон;
снижается уровень тревожности;
быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
усиливается самостоятельность ребенка;
развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память и мышление, а так же речь и моторика.
Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terepiya_v_sensornom_razvitii.docx | 17.23 КБ |
pesochnaya_terepiya_v_sensornom_razvitii.docx | 17.23 КБ |
pesochnaya_terepiya_v_sensornom_razvitii.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Песочная терапия в сенсорном развитии детей раннего возраста»
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».
Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.
К.Д. Ушинский призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.
Ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях с детьми старшего дошкольного возраста. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния («Листочек для бабочки»-какой он формы, а какого цвета бабочка на круглом листочке; какого цвета машинка на широкой дорожке и т.д.)
«Мини-песочницы» в группе:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.
Организованную деятельность по песочной терапии в группе можно проводить как индивидуально, так и по подгруппам разыгрывая с детьми различные ситуации.
Во время проведения НОД с использованием пескотерапии применяются такие формы работы с детьми, как:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) .
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») .
Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно-игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».
Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:
значительно повышается общий эмоциональный фон;
снижается уровень тревожности;
быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
усиливается самостоятельность ребенка;
развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память и мышление, а так же речь и моторика.
Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.
Предварительный просмотр:
«Песочная терапия в сенсорном развитии детей раннего возраста»
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».
Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.
К.Д. Ушинский призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.
Ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях с детьми старшего дошкольного возраста. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния («Листочек для бабочки»-какой он формы, а какого цвета бабочка на круглом листочке; какого цвета машинка на широкой дорожке и т.д.)
«Мини-песочницы» в группе:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.
Организованную деятельность по песочной терапии в группе можно проводить как индивидуально, так и по подгруппам разыгрывая с детьми различные ситуации.
Во время проведения НОД с использованием пескотерапии применяются такие формы работы с детьми, как:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) .
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») .
Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно-игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».
Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:
значительно повышается общий эмоциональный фон;
снижается уровень тревожности;
быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
усиливается самостоятельность ребенка;
развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память и мышление, а так же речь и моторика.
Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.
Предварительный просмотр:
«Песочная терапия в сенсорном развитии детей раннего возраста»
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».
Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.
К.Д. Ушинский призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.
Ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях с детьми старшего дошкольного возраста. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния («Листочек для бабочки»-какой он формы, а какого цвета бабочка на круглом листочке; какого цвета машинка на широкой дорожке и т.д.)
«Мини-песочницы» в группе:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.
Организованную деятельность по песочной терапии в группе можно проводить как индивидуально, так и по подгруппам разыгрывая с детьми различные ситуации.
Во время проведения НОД с использованием пескотерапии применяются такие формы работы с детьми, как:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) .
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») .
Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно-игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».
Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:
значительно повышается общий эмоциональный фон;
снижается уровень тревожности;
быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
усиливается самостоятельность ребенка;
развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память и мышление, а так же речь и моторика.
Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
«Песочная терапия в сенсорном развитии детей раннего возраста»
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ». Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанник...
«Песочная терапия в сенсорном развитии детей раннего возраста»
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ». Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанник...
"Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста".
Адаптации детей раннего возраста....
Песочная терапия в речевом развитии детей дошкольного возраста
Использование песочной терапиив совместной деятельности с детьми по речевому развитиюПесочная терапия.Играть с песком можно не только на улице.Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ разви...
Сенсорное развитие детей раннего возраста»" Песочное чудо".
Воспитывать заботливое отношение к живым объектам, аккуратность при выполнении работы на песке.Материалы: cветовой стол, песок, ракушки, рыбки, мультимедийный экран, проектор, мультимедийная презентац...
Статья: "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста...