Творческий отчёт по теме «Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»
материал по математике по теме

Павлова Ксения Леонидовна

 

 «Формирование представлений

о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchyot.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

 «Формирование представлений

о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»

(творческий отчет)

Воспитатель: Павлова К.Л.

г. Советский, 2017 г.

 Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Формирование математических представлений, в частности представлений о количестве и счёте у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.

Актуальность проблемы математического развития детей с тяжёлым нарушением речи, в частности формирования у них количественных представлений, очевидна. С одной стороны, это связано с трудностями, возникающими у детей при формировании элементарных математических представлений, обусловленных специфическими особенностями речевых и неречевых нарушений при тяжёлом нарушении речи. С другой стороны, формирование первичных математических представлений является мощным средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Определив тему работы: «Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры» поставила перед собой следующие задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и методической литературы по проблеме математического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.  
  • Разработать и внедрить перспективный план работы с детьми по использованию дидактических игр с математическим содержанием.
  • Оформить в группе уголок «Математический знайка».
  • Подобрать игры по формированию количественных представлений, представлений о счёте.
  •  Вовлечь родителей в работу по формированию количественных  представлений у детей на основе использования дидактических игр.

Анализ изученной литературы, программно-методических материалов, диагностики по формированию количественных представлений позволил установить причины низкой сформированности количественных представлений дошкольников.

Определила цель работы: сформировать представления о количестве и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Поставила задачи:

  • Развить навык количественного и порядкового счёта в прямом и обратном порядке в пределах 10.
  • Сформировать навык называния чисел (соседнего, последующего, предыдущего).
  • Научить увеличивать и уменьшать число на 1, раскладывать число на два меньших.
  • Повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс формирования у детей представлений о количестве и счёте.

Спрогнозировала предполагаемый результат:

  • Дети владеют навыком количественного и порядкового счёта в прямом и обратном порядке в пределах 10.
  • Владеют навыком называния чисел (соседнего, последующего, предыдущего).
  • Умеют увеличивать и уменьшать каждое число на 1, раскладывать число на два меньших.
  • Родители вовлечены в образовательный процесс, используют приемы формирования у детей навыков счета; сформировано умение использовать математические понятия в повседневной жизни и активно участвовать при создании и использовании математических игр.
  • Новизна: выстроена система дидактических игр для формирования представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи.  

Для организации работы в данном направлении разработала методическое пособие, которое включает в себя систему работы с детьми и родителями на каждую возрастную группу.

Для качественного усвоения материала, посчитала целесообразным использовать в работе художественное слово (стихи, загадки, цикл математических сказок, физминутки с математическим содержанием), аудио и видео материал, презентации, интерактивные игры.

Помимо основных форм работы с родителями, мы предлагали участие в пополнении развивающей среды по данной теме. Благодаря чему счётный материал стал разнообразным, что заинтересовывало и мотивировало детей на игры.

В конечном итоге мы получили такие результаты диагностики.

За 2014-2015 учебный год низкий и средний уровень снизились, но возрос высокий уровень на 55%.

За 2015-2016 учебный год возрос средний уровень на 15%, высокий уровень на 69%.

За 2016-2017 учебный год возрос высокий уровень на 66%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через дидактические игры и упражнения».

Ссмообразование  предусматривает расширенрие и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствует уровень профессиональной подготовки.На основании выбранной темы  я разр...

«Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»

laquo;Формирование представленийо количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме “Варежковая сказка!” Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга...

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.

Статья о развитии лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Выступление на организационном заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп. Тема:«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи"

Ознакомление педагогов с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы сталкиваемся так же с тем, что у них нару...