Что такое магнит
план-конспект занятия (средняя, старшая группа) на тему

Ступина Ирина Николаевна

Конспект занятия по экспериментированию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Тема «Что такое магнит?»

Автор –воспитатель:

МБДОУ г. Иркутска детский сад №76,

Ступина Ирина Николаевна.

Иркутск 2017

Организация экспериментальной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема «Что такое магнит?»

Цель - познакомить детей со свойствами магнита средствами исследовательской деятельности.                                                                               Задачи: Поддерживать интерес детей к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;   развивать у детей способности анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать предметы и их свойства;  развивать способность детей вести целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту);  расширять естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств материалов, из которых сделаны предметы;                                                     мотивировать детей на дальнейшие исследования     активизировать словарный запас детей.                                                                                     Планируемый результат:                                                                                      Актуализация знаний из жизненного опыта детей о том, где встречается магнит, кому и зачем нужны свойства этого материала;

 Открытие нового знания о свойствах магнита посредством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления полученного результата.  

Ход занятия

Воспитатель: Я хочу рассказать вам одну интересную легенду: В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы.

Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.

Смело разгуливал Магнитик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает.                                                                                                                    Но Магнитик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был Магнитик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.                                                                                                           - Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?                                               - Какой способ нашел Магнитик, чтобы освободиться от этой горы? Ответы детей.                                                                                                                                     Показ магнита.

Воспитатель: Вот перед нами обычный магнит, Много секретов в себе он хранит.                                                                                                                                                    - Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?                                                           Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем: «Важное дело – эксперимент! В нем интересен нам каждый момент».

Опыт №1 «Все ли притягивает магнит?» Нам понадобится: подносы с предметами из различных материалов  (скрепки, шурупы, болты, кусочек ткани, деревянный кубик, пластмассовый кубик, заколка, бумага).

Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. На схеме с изображением различных предметов вокруг магнита каждый ребенок должен провести стрелку от магнита к тому предмету, что он притягивает

Вывод: магнит взаимодействует с металлическими предметами и не притягивает предметы из других материалов

Игра с мячом “Притянет – не притянет”

Дети становятся в полукруг

Если предмет, который называет воспитатель, не притягивается магнитом, то ребенок не должен ловить мяч и, наоборот, если предмет притягивается магнитом, то ребенок должен поймать мяч (например, шишка – не ловит мяч, иголка – ловит мяч).

Опыт №2 «Действует ли магнит через другие материалы?»

Нам понадобится: скрепки, ключ, емкость с водой,  лист картона, ткань, стол, магнит.                                                                                                                                              В емкость с водой помещаем ключ и пробуем его извлечь, не намочив руки.

Скрепку положим на лист картона, а с обратной стороны будем водить магнитом. То же самое можно провести и с кусочком ткани.

Магнит передвигаем под крышкой стола, заставляя двигаться скрепки.      Вывод: магнит действует через предметы-преграды: бумагу, ткань, дерево, воду.

Опыт №3 «Золушка»                                                                                                   Воспитатель: Ребята, а вы помните сказку “Золушка”, где злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. Кто ей помог? (Птички).

А сейчас злая мачеха перемешала горох с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку, птицы помочь в этот раз не могут, боятся сломать клювики.

- Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (При помощи магнитов).

Нам понадобится: подносы с горохом, перемешанные с болтами, скрепками и гайками, магнит

Все дети берут магниты и выбирают скрепки, болты и гайки.

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт №4 «Волшебная цепочка»

Нам понадобится: скрепки, магнит

Воспитатель: Хотите побыть волшебниками? Показываю, как из скрепок можно сделать длинную цепочку. К магниту притягивается скрепка к этой скрепке – другая скрепка и т.д. пока держатся.

Предлагаю посоревноваться, у кого получится длиннее цепочка.

Ребята, как вы думаете, почему скрепки держатся? (Их держит магнит).

Когда скрепки держатся за магнит, они намагничиваются и становятся маленькими магнитиками.

Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

Опыт №5 «Почему два магнита отталкиваются или притягиваются?»

Нам понадобится: 2 магнита

Воспитатель: Дети, поднести два магнита друг к другу. А теперь переверните один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Вывод: В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель: У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.                                                                                                    Поднесите друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.                                                                                                               Вывод: полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.                                                                                                           Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Ребята, давайте вспомним какие эксперименты, мы проводили и что вам больше всего понравилось?                                Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы сегодня замечательно поработали. А чтобы у вас была возможность еще поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали. И приглашаю вас посмотреть мультфильм о нашем Магнитике, под названием «Магнетизм».

Используемая литература:                                                                                              Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Изд: Детство-Пресс, 2015.                                                                                                                                        Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов. Изд: Детство-Пресс, 2015

Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Центр педагогического образования, 2013                                                                                  Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Изд.: Речь, 2012                           Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Изд.: Сфера, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная исследовательская деятельность с детьми старшего возраста"Магнит и магнетизм"

Познакомить детей с необычными свойствами магнита и явлением магнетизм, развивать познавательный интерес к опытам и эксперементам, развивать умение делать выводы,  размышлять....

НОД « У пернатых есть надежные друзья – такие же девочки, такие же мальчики, такие же счастливые как ты и я»

Проект на тему  « У пернатых есть надежные друзья – такие же девочки, такие же мальчики, такие же счастливые как ты и я»Цель и задачи проектаПроблема: Исчезновение пернатых.Цель: Сохранение ...

Что такое магнит?

Конспект занятия в старшей группе "Что такое магнит?...

Магнит-подарок для ветерана в технике "квиллинг" своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото. Магнит «9 Мая»

Описание: мастер-класс предназначен для дошкольников подготовительной группы, младших школьников, воспитателей детского сада и родителей.Назначение: подарок к празднику для ветеранов, на 9 м...

Конспект ОД "Такой загадочный магнит".

Формировать у детей умение проводить исследовательские действия с магнитом 0в процессе эксперементирования....