Виды и формы игры в дошкольном возрасте
статья на тему

Самошина Елена Петровна

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_formy_igry_v_doshkolnom_vozraste.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Виды и формы игры в дошкольном возрасте

          Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра – чуть ли не основной атрибут детства. Это основная деятельность ребенка, которая возникает у него как бы спонтанно, без всяких призывов и воспитательных воздействий взрослых, и увлекает его, как ничто другое

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф.Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской.

П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст - период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Он разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность — самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регулирующих отношения между играющими,; способы использования игрового материала. Но эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер. Так, дети отказываются принимать в игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, «мешает играть», хотя и не оговаривают предварительно правило «Не будем принимать в игру того, кто ссорится». Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей. В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т.п.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых.

При всем многообразии игр, можно выделить несколько типов:

  • Сенсомоторные игры: совершение движений, направленных на получение интересных для ребенка ощущений. Такие игры преобладают в первые 2-3 года жизни. Например: погремушки, удары какими-либо предметами друг о друга, стремление влезть в лужу, изваляться в грязи.
  • Сюжетные игры подразумевают такие действия с предметами, которые иллюстрируют определенный сюжет, заимствованный как из реальной жизни, так и из сказки, мультфильма и т.п. Возить машинки, кормить и укладывать спать куклу, строить город из песка – примеры таких игр. Быстрее сего они развиваются в 3-4 года, однако не исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.
  • Ролевые игры: здесь дети берут на себя определенные роли, позиции человека в обществе и воспроизводят те модели поведения, которые, как они считают, им соответствуют. Это могут быть, например, позиции, связанные с трудовой деятельностью, роли солдат и офицеров в боевых действиях и т.п. Именно эти игры наиболее значимы для развития ребенка в возрасте 4-6 лет.
  • Игры с правилами представляют собой искусственные ситуации, зачастую не имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди действуют на основе заранее сформулированных правил. Чаще всего это сопровождается состязанием .

Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника».   В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1.Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры:

- сюжетно - отобразительные;

-сюжетно-ролевые;

- режиссерские;

- театрализованные;

2.  Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

а) игры обучающие:

- дидактические;

- сюжетно-дидактические;

- подвижные;

б) досуговые игры:

- игры-забавы;

- игры-развлечения;

- интеллектуальные;

- празднично-карнавальные;

- театрально-постановочные;

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (народные), которые могут возникнуть по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).  

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в игре разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые.

  Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным. Как справедливо отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.

В плане морального развития Д. Б. Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной придется покинуть круг играющих.  Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе  оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Лизе убрать кубики». Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команду («чьё звено скорее построит дом?», игры-эстафеты).

Именно в игре дети учатся взаимодействовать, договариваться и согласовывать свои действия, обсуждать результаты, планировать совместные усилия для достижения общей цели. Приобретенные навыки сотрудничества в дальнейшем переносятся и на другие продуктивные виды деятельности (совместное рисование, конструирование).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Особенности сюжетно-ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

методические рекомендации воспитателям и родителям по теме "Особенности сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста"...

Организация занятий по психологической коррекции сюжетно–ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Организация занятий по психологической коррекции сюжетно–ролевой игры как вида деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развитияИгровая деятельность реализуетс...

Сюжетно - ролевая игра детей дошкольного возраста: значение, особенности организации. Виды сюжетно- ролевых игр.

Что такое сюжетно- ролевая игра?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых усл...

Модель игры «Тропа здоровья» с элементами спортивного ориентирования, как один из видов здоровьесберегающих технологий, для старшего дошкольного возраста

Игра с элементами спортивного ориентирования («Тропа здоровья») Спортивное ориентирование не входит в программу детского сада, но на наш взгляд, является очень хорошим средством разви...

Дидактические игры по физическому развитию "Виды спорта" для детей старшего дошкольного возраста.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ "ВИДЫ СПОРТА" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Виды и формы игры в дошкольном возрасте

Важнейшим  видом детской деятельности является – игра....