Формирование эмоционально-личностной сферы дошкольников в процессе овладения основных видов движений.
статья на тему
В процессе образовательной деятельности гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника без физического воспитания невозможно. Двигательная активность−естественная потребность ребенка в движении, удовлетворение которой способствует повышению физической, умственной и психической работоспособности, является важнейшим условием формирования личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_emotsionalno-lichnostnoy_sfery_v_protsesse_ovladeniya_detmi_ovd.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование эмоционально-личностной сферы дошкольников в процессе овладения ОВД.
Проблема эмоционального развития дошкольников всё чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. А особо остро она стоит у детей с ОВЗ. Они не всегда умеют выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как нравственно-интеллектуальные чувства, соответствующие взрослому человеку, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями формируется замедленно на протяжение всего дошкольного детства. Развитие личности ребенка-дошкольника тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, включающей интересы и мотивы поведения, что, в свою очередь, определяется социальным окружением и реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
При специально организованной взрослыми деятельности дети учатся испытывать определенные чувства. В процессе выполнения совместных физических упражнений, трудовых действий, проведения разнообразных игр формируется эмоциональное единство группы дошкольников. Любые качественно разнообразные чувства и эмоции могут быть положительными или отрицательными, в зависимости от сложившейся ситуации. Однако дети относятся к жизненным ситуациям с оптимизмом в силу присущей им жизнерадости.
В процессе образовательной деятельности гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника без физического воспитания невозможно. Двигательная активность−естественная потребность ребенка в движении, удовлетворение которой способствует повышению физической, умственной и психической работоспособности, является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма.
Среди факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, и др.), физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности: психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного.
Основная форма организации физического воспитания – игровая, так как в поведении детей постоянно обнаруживаются игровые мотивы, которые связаны с интересом к процессу игры и переплетаются со стремлением действовать подобно взрослым. В период дошкольного детства игра способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Игровая деятельность является не только элементом культуры, но и важнейшим средством развития детей.
На занятиях по Ф.К. дошкольники учатся подчинять свое поведение определенным правилам, что способствует формированию волевых усилий. В процессе физического воспитания дошкольника создаются такие условия, в которых физические возможности детей с ОВЗ полностью раскроются. Этому способствует индивидуальный подход к детям, критерии его − состояние здоровья, уровень физической подготовленности и двигательной активности, учет особенностей психоэмоциональной сферы личности ребёнка с ОВЗ. Эмоциональный фон занятия является важным фактором. Он возникает с момента ожидания детьми занятия физической культуры и существует на всем его протяжении.
Выполнение физических упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат. Ребенок в процессе физического воспитания овладевает разнообразными двигательными жизненно важными умениями и навыками.
Подвижная игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Эмоции и чувства интенсивнее развиваются в игре, насыщенной различными переживаниями. В процессе игровой деятельности формируются все стороны личности дошкольника, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития, к обучению в школе. Значение игры в формировании эмоциональной сферы ребенка заключается в том, что он приучается действовать соответственно общественным и нравственным обязанностям, которые положено выполнять в соответствии с возложенной на себя ролью. В игровой ситуации ребенку легче управлять своим поведением и состоянием.
Игровая направленность пронизывает все формы физического воспитания. Подвижные игры, воздействующие на психоэмоциональную сферу ребенка и развитие его коммуникативных способностей.
Желание быть похожим на взрослого руководит малышом в ролевой игре. Правила и двигательные действия подвижной игры также создают и закрепляют у детей представления о поведении в реальной жизни, о существующих в обществе отношениях между людьми. Проведение сюжетных подвижных игр направлено на решение задач не только укрепления здоровья детей, развития ОВД, умственной и физической работоспособности, но и развития психических функций и эмоциональной сферы.
Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих. Подвижная игра, являясь комплексным физическим упражнением, воздействующим одновременно на большое количество мышц, в то же время способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.
Так, например, комплекс общеразвивающих упражнений, представленный под-бором игровых упражнений, неся в себе оздоровительную направленность, способствует развитию ОВД, также способствует развитию его эмоциональной сферы, так как все упражнения комплекса выполняются в одном для всех детей ритме и темпе, формируя волевые качества, и выполняются эмоционально, в соответствии с игровым сюжетом, либо ассоциациями: «солнышко светит», «птичка машет крыльями» и др.
Упражнения для развития координационных способностей, умения действовать по сигналу, развивают внимание, память
Большое место в процессе физического воспитания дошкольников отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает возможность проявления их индивидуальных двигательных способностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка, однако действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка, не снижая эмоциональной насыщенности.
Таким образом, в физкультурной деятельности детей объективно создаются условия для решения нескольких групп задач: с одной стороны, дети, развиваясь физически, овладевают основными видами движений, включаются в практическую деятельность, получают навыки самостоятельных действий; с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, если она правильно организована и каждое упражнение имеет игровую направленность. Физическое воспитание в детском образовательном учреждении направлено на укрепление и сохранение здоровья детей, способствует оптимизации процесса всесторонней физической подготовки, совершенствования функций организма, а также формированию социально значимых черт характера, при этом положительно влияя на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника.
Для решения задач по формированию у детей основных видов движений, а так же для достижения эмоционального сближения детей и родителей проводятся совместные занятия инструктора по ФК и педагога-психолога. Именно совместные занятия с родителями способствуют развитию и совершенствованию ОВД, психических процессов, а т.ж. помогают приобрести целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом, способствуют обогащению и углублению знаний друг о друге. Такие занятия являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.
Сейчас хочу представить фрагмент такого занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование произвольного поведения старших дошкольников в процессе обучения основным видам движений»
Мухамадеева Лилия Азатовна Инструктор по физической культуре...
Формирование эмоционально личностной сферы у дошкольников
Программа разработана для педагогов-психологов ДОУ (старший дошкольный возрост) , коррекция эмоционально волевой сферы у дошкольников, снятие психоэмоционального напряжения, развитие психических проце...
формирование эмоционально – личностных качеств личности детей дошкольного возраста через развлечения
в материале описаны роль и значение развлечений в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста, а также их формы и виды....
Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с ЗПР
Программа работа, направленная на развитие эмоциональной, личностной сферы детей 5-7 лет с задержкой психического развития...
Формирование произвольного поведения старших дошкольников в процессе обучения основным видам движений
Психологические предпосылки превращения индивида в личность заключается, прежде всего, в овладении своим поведением, в формировании внутренней саморегуляции деятельности.В связи с этим можно утверждат...
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Данная статья является теоретическим обоснованием использования психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоцилнально-личностных нарушений у дошкольников....
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна» Обучение диафрагмальному дыханию
В статье представлен краткий обзор возможности и целесообразности использования технологии функционального биуправления дифрагмальным дыханием в целях профилактики и коррекции эмоционально-личностных ...