Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Программа работа, направленная на развитие эмоциональной, личностной сферы детей 5-7 лет с задержкой психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_emotsionalno-lichnostnogo_razvitiya_starshih_doshkolnikov_s_zpr.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
Школа 2101 «Филевский образовательный центр»
ПРОГРАММА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Составила: педагог-психолог
Орлова Наталья Анатольевна
Пояснительная записка
Возможности обновления педагогической практики связаны с обеспечением полноценных условий реализации индивидуальности формирующейся личности (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Н.И. Непомнящая, К.Н. Поливанова, и др.) Самосознание – осознание человеком себя как индивидуальности, начинает формироваться в дошкольном возрасте. В этот период складываются важные элементы, составляющие структуру самосознания: половозрастная идентификация, притязания на признание, психологическое время личности. От своевременности развития указанных структурных элементов зависят возможности социализированного поведения (становление представлений о моральной норме) и качество саморегуляции, недостатки которой у детей с ЗПР доказаны (Н.В. Бабкиной, Г.И. Ефремовой, В.В. Кисовой и др.). Развитие самосознания, осознание себя как индивидуальности, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.). Структурные элементы самосознания (когнитивный и аффективный компоненты образа «Я», потребность в социальном признании взрослого, психологическое время личности, социальное пространство личности) у дошкольников с ЗПР дифференцируются позже, чем у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. В связи с этим необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию самосознания. Данная проблема актуальна, однако на уровне практической помощи таким детям ее решение затруднено в связи с тем, что подходы и конкретные методы личностно-ориентированной диагностики и коррекции разработаны недостаточно. Дети с ЗПР представляют собой разнородную группу, с широким диапазоном проблем, поэтому весьма непросто выработать единую программу помощи, которая удовлетворяла бы нуждам всех дошкольников с такими проблемами. Задержка психического развития - сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Однако, необходимо выделить особенности, характерные для большинства детей с ЗПР: эмоционально-волевая незрелость, слабовыраженные нарушения познавательной деятельности, слабость произвольной регуляции деятельности.
В ходе исследований на базе нашего дошкольного учреждения было выявлено, что представление о себе, о своем прошлом и будущем, а также отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно слабо дифференцировано и неустойчиво. У большинства дошкольников с ЗПР отмечается отрицательное отношение к взрослению, отсутствие позитивного интереса к себе, трудности в дифференциации эмоциональных состояний, несформированность эмоциональной децентрации.
Недоразвитие личностной, эмоциональной сферы дошкольников, несформированность произвольности невозможно преодолеть без системы целенаправленной помощи и специально организованных мероприятий. Отмечено, что несформированность саморегуляции обсуждаемой категории детей обнаруживаются и в школьном возрасте (Э.И. Кякинен, И.А. Конева, И.Ю. Кулагина, З.И. Калмыкова, Р.Д. Тригер и др.).
Совокупность обозначенных проблем, запросы практики определили выбор создания коррекционно-развивающей программы. Поэтому данная программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы, является актуальной.
Цель программы: эмоционально-личностное развитие детей 5-7 лет с ЗПР.
В соответствии с целью определялись задачи программы:
- способствовать осознанию себя как личности;
- способствовать формированию адекватной самооценки;
- развивать навыки совместной деятельности в коллективе;
- развивать способность понимать и выражать эмоциональные состояния;
- развивать самоконтроль
Методологической основой программы являются:
- общая концепция становления личности ребенка с задержкой психического развития, обоснованная в трудах отечественных ученых (Н.Л. Белопольская, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович);
- положения отечественных психологов об обусловленности онтогенеза самосознания деятельностью и общением ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин);
- теоретические подходы к пониманию роли эмоциональной сферы в формировании отношений личности (Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, К. Изард, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон);
- модель самосознания, предложенная Мухиной В.С., которая включает в себя пять основных звеньев: имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью, притязание на признание, возникающее благодаря оценочному отношению взрослого к поступкам и проявлениям ребенка, половую идентификацию, психологическое время и социальное пространство личности, т.е. условия бытия, которые вводят ребенка в сферу прав и обязанностей, заставляя контролировать поведение и соблюдать правила социального взаимодействия. Все эти звенья, которые можно условно обозначить как элементы, составляющие структуру самосознания дошкольника, тесно связаны друг с другом.
Данная программа предусматривает проведение специальных упражнений, игр, способствующих развитию личностной, эмоциональной сферы дошкольника с ЗПР, оптимизации процесса общения в группе сверстников. К ожидаемым результатам реализации программы можно отнести формирование следующих знаний и умений:
- уметь рассказывать о себе и своем социальном окружении;
- знать о существовании собственных индивидуальных особенностей и особенностей своих сверстников;
- понимать и описывать свои желания и чувства;
- выражать определённые эмоциональные состояния различными способами;
- устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием;
- контролировать свои эмоциональные реакции;
- умение соблюдать очередность в совместной деятельности
Специалист, применяющий данную программу, реализует принципы организации формирующей работы:
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- принципы личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка, предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной деятельности);
- принцип доступности (опора на уровень развития ребенка);
- принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в выполнении заданий;
- принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
- принцип научности лежит в основе применения технологий, способствующих развитию эмоциональной и личностной сферы детей с задержкой психического развития;
- максимальное использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов самосознания (режимные моменты, прогулка, свободная игра, занятия и т.д.).
Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специалист должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию.
Данная программа включает в себя способы, которые обеспечивают гарантию прав и обязанностей ее участников: специалистов, детей, родителей и педагогов. (Приложение 1)
Программа не предполагает участие детей с такими нарушениями психического здоровья как психоорганический синдром, ранний детский аутизм; с такими речевыми нарушениями как сенсомоторная алалия вследствие трудностей понимания речевых инструкций, задаваемых вопросов.
Для реализации программы необходимы следующие учебно-методические материалы:
- картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;
- игра «Азбука эмоций» (Н.Л. Белопольская);
- альбомы;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- маркеры;
- ватман;
- пальчиковые краски.
Занятия проводятся в просторном помещении, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на ковре или на стульчиках (в зависимости от вида упражнения). Дети располагаются полукругом, что создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Такое расположение дает возможность специалисту держать всех детей в поле зрения. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять психоэмоциональное напряжение. При проведении рисования необходимы удобные стулья и столы.
Сроки и этапы реализации программы
Этап № | Название этапа | Сроки проведения |
1 | Диагностический | 2 недели |
2 | Установочный | 1 неделя |
2 | Коррекционно-развивающий | 15 недель |
4 | Контрольно-диагностический | 2 недели |
5 | Этап повторной диагностики | 2 недели |
На первом этапе проводится ряд диагностических мероприятий, которые позволят выявить уровень развития самосознания, эмоциональной сферы, особенностей личности дошкольников. Этот этап реализуется с 1 – 15 сентября. Полученная информация обрабатывается, осуществляется подбор приемов и средств работы с детьми (третья неделя сентября). Коррекционно – развивающий этап подразумевает проведение практических занятий с детьми. Количество занятий – 15. Занятия проводятся с сентября по декабрь. В январе проводится первичная контрольная диагностика. Повторная диагностика проводится в мае.
Структура и содержание программы:
Данная программа предполагает проведение цикла из 15 занятий. Ведущая форма проведения – тренинги. Дети располагаются в форме полукруга на полу или на стульчиках (в зависимости от предложенных упражнений). Занятия проводятся по подгруппам. Количество человек на занятии: 6 – 7. Продолжительность каждого занятия 25 - 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа включает в себя два раздела, которые направлены на:
1) развитие личностной сферы (раздел 1: «Это Я» - 8 занятий)
2) развитие эмоциональной сферы (раздел 2: «Мои чувства» - 7 занятий)
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Цели занятия | Оборудование |
Раздел 1 «Это Я!» | |||
1 | Это Я! | -развивать представления детей о себе - содействовать развитию положительного образа «Я» - стимулировать интерес к другому человеку - создать положительный эмоциональный фон | -клубок шерстяных ниток - ватман - маркеры или фломастеры - зеркало |
2 | Это Я! Какой Я? | - содействовать развитию положительного образа «Я» - способствовать самовыражению детей - содействовать улучшению общения со сверстниками - содействовать развитию самоконтроля | - фотоаппарат - мячик - альбом - цветные карандаши (фломастеры) |
3 | Мое имя | - способствовать принятию своего имени - способствовать самовыражению детей - способствовать улучшению общения со сверстниками | - зеркало - магнитофон - аудиокассета - альбом - цветные карандаши (фломастеры) |
4 | Мальчики и девочки | - способствовать осознанию себя как представителя определенного пола - способствовать самовыражению детей - способствовать снижению эмоционального напряжения | - мячик - альбом - цветные карандаши - магнитофон - аудиокассета со спокойной музыкой |
5 | Линия жизни | - способствовать осознанию себя во времени - способствовать самовыражению детей | - набор картинок с изображением детей разного возраста - волшебная палочка |
6 | Моя семья | -развивать представления детей о своей семье - способствовать самовыражению детей - способствовать формированию у детей умения любить окружающих | - магнитофон - аудиокассета «Звуки природы» - альбом - карандаши / фломастеры |
7 | Мои друзья | -развивать представления детей о дружбе - формировать взаимопонимание - содействовать формированию доброжелательных отношений в группе | - свечка в безопасном подсвечнике - низкий стульчик |
8 | Что такое дружба | -развивать представления детей о дружбе - развивать у детей умение сотрудничать - содействовать формированию доброжелательных отношений в группе | - ватман - пальчиковые краски - крупные игрушки - большой платок |
Раздел 2 «Мои чувства» | |||
9 | Мое настроение | - развивать представления детей об эмоциональных состояниях (радость, грусть) - развивать способность выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, позы, жестов, походки - развивать способность понимать эмоциональное состояние другого | - мокрые листы бумаги - краски - картинки с изображением радостных или грустных персонажей (можно использовать игру «Азбука эмоций») - мелко нарезанная цветная бумага |
10 | Мои чувства: страх | развивать представления детей об эмоциональных состояниях (страх) - предоставить ребенку возможность для актуализации своего страха | - свечка в безопасном подсвечнике |
11 | Мои страхи | - способствовать осознанию страха как нормального человеческого чувства - учить детей выражать чувство страха в рисунке - дать детям возможность поработать с предметом своего страха | - бумага - цветные карандаши |
12 | В гостях у Бабы Яги | -способствовать преодолению стереотипного восприятия агрессивных персонажей сказок - снизить степень страха через придание объектам страха нетипичных для них характеристик | - большой лист бумаги или ватман - цветные карандаши - кукла Бабы Яги, одевающаяся на руку - набор для игры в больницу (халат врача, стетоскоп, градусник, шприц) |
13 | Мои чувства: гнев | -развивать представления об эмоции «гнев» - развивать у детей рефлексию своего агрессивного поведения - формирование доверия к окружающим | - картинки с изображением сердитых персонажей (можно использовать игру «Азбука эмоций») - мячик - картинки с изображением детей, которые ссорятся |
14 | Учусь управлять собой | - развивать самоконтроль - познакомить со способами саморегуляции | - картинки с изображением различных предметов (машина, стол, книга, лошадь, самолет и т.д.). - твердый шарик - мягкий шарик из ваты - обруч |
15 | Итоговое занятие | - закрепить полученные знания об эмоциональных состояниях - развивать самоконтроль - способствовать положительному самоотношению | - альбом - цветные карандаши - мячик - картинки с изображением разных предметов - магнитофон - аудиокассета с записью детских песен - игра «Азбука эмоций» |
Перед проведением коррекционно-развивающих занятий проводится диагностика с целью определения уровня развития самосознания и эмоциональной сферы. Это позволит специалисту подобрать приемы и техники работы, возможно, видоизменить некоторые упражнения из данной программы в соответствии с потребностями детей. Грамотно подобранные и реализованные диагностические процедуры – залог успешной реализации данной программы. Диагностические методы подобраны в соответствии с возрастом детей, учетом особенностей развития. (Приложение 2)
№ | Название методики | Цель использования | Источник |
1 | Беседа «Расскажи о себе» | Изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я», степени осознания своих особенностей | А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка» В.Новгород, 2000 |
Внеситуативно-личностная беседа | Изучение уровня самосознания | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. | |
2 | Половозрастная идентификация | Осознание половой принадлежности, отношение к взрослению | Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: УРАО, 1999. |
3 | Рисунок человека | выявление тревожности, агрессивности | А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка» В.Новгород, 2000 |
4 | Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека | Изучение понимания дошкольниками эмоциональных состояний | А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка» В.Новгород, 2000 |
5 | Эмоциональная идентификация | Изучение понимания дошкольниками эмоциональных состояний | Е.И. Изотова / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова «Эмоциональная сфера ребенка» М., 2004 |
6 | Лесенка Щур (диагностика уровня самооценки) | Изучение самооценки | А. М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка» В.Новгород, 2000 |
Каждое занятие состоит из 3 этапов:
1). В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.
2). В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:
- развивающие игры-драматизации;
- сюжетно-ролевые игры;
- коммуникативные игры;
- упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
- психогимнастические этюды;
- сказки;
- игры, направленные на развитие произвольности;
- рисование (совместное или индивидуальное)
3). Упражнения, направленные на снижение эмоционального напряжения, а также ритуальные прощальные упражнения.
Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, разных по статусу и содержанию, направлены на развитие способности к сопереживанию, воспитание умения дружить и помогать друг другу. Дети учатся принимать на себя различные роли. Психогимнастические игры направлены на принятие своего имени, осознание себя во времени, принятие своих особенностей. Коммуникативные игры способствуют налаживанию отношений в группе, учат детей сотрудничать. В играх, направленных на развитие произвольности происходит формирование самоконтроля. Занятия часто завершаются созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга.
Для эффективной реализации программы используется система контроля:
Форма контроля | Время проведения | Сроки выполнения | Применяемые методики |
Первичный контроль | январь | 2 недели | Беседа «Расскажи о себе» - Половозрастная идентификация - Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека |
Вторичный контроль | май | 2 недели | - Беседа «Расскажи о себе» - Половозрастная идентификация - Рисунок человека - Эмоциональная идентификация - Лесенка Щур (диагностика уровня самооценки) |
Полученная информация обрабатывается, данные протоколируются. |
Критериями эффективности программы являются:
Положительная динамика в развитии основных параметров личностной и эмоциональной сферы детей, сформированность определенных умений:
№ | Объект оценки | Критерии оценки |
1 | умение рассказывать о себе и своем социальном окружении | «+» – навык сформирован «–» – навык не сформирован «+?» - навык в стадии формирования |
2 | знание о существовании собственных индивидуальных особенностей | |
3 | умение выражать эмоциональные состояния вербально и невербально | |
4 | умение сравнивать эмоции | |
5 | умение устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием | |
6 | умение контролировать свои эмоциональные реакции | |
7 | умение соблюдать очередность в совместной деятельности |
Использованная литература:
1. Авдеева Н. Н. и др. Развитие представления о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. // Воспитание, обучение и психическое развитие. – М., 1977, с. 29 – 37
2. Венгер А. Л. К вопросу об оценочных действиях в дошкольном возрасте. // Новые исследования в психологии, 1982, № 2(27), с. 80 – 93
3. Выготский Л. С. Детская психология. // Собрание сочинений: В 6-ти т.,т.4 -М.: Педагогика,1984, - 433с.
4. Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольника. -Кишинев: Штиинца, 1983, - 111с.
5. Мамайчук И.И. Ильина М.Н. Психологическая помощь детям с задержкой
психического развития. С.-П. 2006
6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами
в развитии : учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург : Речь, 2006.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Изд. центр «Академия», 1998, - 456с.
8. Князева О.Л. «Я-Ты-Мы» Программа эмоционально-личностного развития дошкольников. М. 2003
9.Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998, - с. 347
10. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками. М. 2007
11. Семаго Н.Я. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Инновации в российском образовании (специальное, коррекционное образование). М.: Минобразование РФ, 1999.
12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.
13. Стеркина Р. Б. Некоторые особенности самооценки детей дошкольного возраста. // Воспитание, обучение и психическое развитие.–М.,1977, с.62-69
14. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд – во МГУ, 1983, - 286с.
15. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. / Под ред. Венгера А. Л., Эльконина Д. Б. – М.: Педагогика, 1988, - 135с.
16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: дошкольники. - М., 2008
17. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет – М., 2002
18. Чистякова М.М. Психогимнастика – М., 1995
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Описание способов, которые определяют сферу ответственности,
обеспечивают права и обязанности участников программы
Гарантия прав и обязанностей, сфер ответственности участников программы обеспечивается нормативными правовыми документами, к которым относятся:
- Нормативно-законодательные акты Российской Федерации –
Закон РФ «Об образовании»
- Устав образовательного учреждения (ГОУ д/с № 1855)
- Конвенция о правах ребенка,
- Декларация прав человека.
Осуществляя работу по данной программе, психолог руководствуется следующими принципами:
- добровольное участие ребенка: ребенок имеет право отказаться от выполнения каких-либо упражнений.
- информирование родителей: родители имеют право получать информацию об особенностях проведения тренинговых занятий, поведения своего ребенка, особенностей взаимоотношений со сверстниками.
- взаимосвязь педагогов и специалистов: коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития предполагает комплексный подход, взаимосвязь специалистов (психолога, логопеда, дефектолога, педагогов). Результаты, полученные на занятиях, поддерживают все специалисты, работающие с детьми, выполняют рекомендации психолога.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Описание используемых психодиагностических методик, технологий:
1. Внеситуативно-личностная беседа определяет:
- знания о себе (когнитивный компонент образа «Я»);
- отношение к себе (аффективный компонент образа «Я»)
- психологическое время личности (наличие психологического прошлого и будущего, отношение к взрослению)
2. Методика «Половозрастная идентификация», разработанная Н.Л. Белопольской, характеризовала:
- знания о себе как представителе определенного пола и возраста,
- отношение ребенка к взрослению
Методика применяется при диагностике детей с задержкой психического развития, в коррекционной работе и консультировании. Методика позволяет исследовать степень сформированности половой и возрастной идентичности, скорректировать понимание социальной позиции и способствовать развитию самосознания ребенка. Оригинальность методики состоит в использовании стимульного материала, охватывающего все возрастные категории (от младенчества до старости), что позволяет наиболее эффективно проводить диагностическую и коррекционную работу.
3. Проективная методика «Рисунок человека» направлена на выявление:
- личностных особенностей дошкольников (тревожности, агрессивности)
4. Методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека позволяет выявить особенности восприятия и понимания детьми эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках, позволяет судить о сформированности умения вербально описать данное эмоциональное состояние. Детям предлагаются картинки с изображением взрослых людей и детей в различных эмоциональных состояниях: грусть, радость, гнев, страх. Испытуемым предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже с целью определения умения понимать эмоцию, различать выявлять наличие интереса к экспрессии персонажа. Далее ребенку предлагалось назвать эмоцию одним словом (фиксировалась потребность в помощи со стороны психолога), выявлялось наличие у ребенка словаря эмоциональных состояний (пассивного или активного). Ребенку также предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую изображенному эмоциональному состоянию или выбрать из предложенных экспериментатором вариантов. Все ответы ребенка фиксировались в протоколе.
Методика «Эмоциональная идентификация» предполагает использование наряду с картинками детских фотографий и пиктограмм.
5. Притязания на социальное признание определялись путем экспериментального изучения самооценки (методика «Лесенка Щур» (модифицированный вариант). Ребенку предлагалась лесенка из 5 ступеней разного цвета, а также фигурка мальчика или девочки. Ребенку предлагалось поставить себя на ступеньку в зависимости от того, как он сам оценивает собственное поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.
Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства ...
Выступление "Изучение особенностей развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста"
В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личностной и эмоциональной сфер ребенка. Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком ...
Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.
Консультация для педагогов...
Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование прозрачного мольберта
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умения...
Презентация Программы социально- эмоциональное развитие старших дошкольников для педагогов ДОУ
Цель: презентавать парциальную программу педагогическому сообществу ДОУ, вызвать профессиональный интерес....