Азбука общения
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_obshcheniya.docx | 703.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект развивающего занятия «Азбука общения»
Цель: развитие коммуникативных способностей детей
Задачи:
- расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;
- дать дополнительные сведения о важности и значимости жестов, движений, органов чувств, эмоций в процессе общения;
- сформировать позитивное отношение к сверстникам;
- учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам.
Ожидаемый результат:
- обучение невербальным способам общения;
- развитие внимательности и саморегуляции;
- обучение сотрудничеству.
Материально-техническое обеспечение: магнитофон и запись лёгкой, приятной музыки; карточки из развивающей игры «Театр настроения» (рис. 1); карточки к игре «Говорящая рука» (рис. 2, 3)
Ход занятия:
1. Упражнение «Подарим друг другу улыбку»
Дети встают в круг. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
2. Беседа о способах общения
Психолог задаёт вопрос: «Ребята, скажите, с помощью чего мы общаемся с другими людьми?». (Дети отвечают: с помощью слов, речи). «А представьте себе, что люди вдруг разучились говорить. Как бы они тогда общались между собой и передавали информацию?». (Дети отвечают: с помощью жестов, движений, рисунков и т.д.).
В конце беседы делается вывод, что информацию можно передать не только с помощью слов, но и с помощью невербальных средств.
3. Игра «Через стекло».
Дети делятся на пары. Каждая пара по очереди представляет, что между ними стекло, через которое не проникают звуки, и пытается объяснить что-то друг другу без слов, с помощью жестов.
Можно предложить детям следующие темы:
- «Выходи на улицу гулять, поиграем в футбол» - «Я сейчас поем и выйду»;
- «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» - «Я не знаю, где стакан»;
- «Надень шапку, на улице холодно» - «Я не буду надевать, я не замёрзну» и т.п.
4. Игра «Волшебный карман»
Психолог говорит: «Ребята, закройте глаза. Представьте себе какой-либо предмет, рассмотрите его получше, вспомните, как с ним нужно обращаться. Откройте глаза. Мысленно положите свой предмет в карман; он у вас волшебный и может вместить даже большой предмет. А теперь пусть первый ребёнок – водящий достанет из кармана свой воображаемый предмет и выполнит с ним какие-либо характерные для этого предмета действия. Тот, кто первым угадает этот предмет, сам станет водящим».
Дети выполняют задание.
5. Упражнение «Берёзки»
Психолог: «Встаньте там, где хотите. Представьте, что вы превратились в берёзки и все вместе образуете берёзовую рощу».
Включается лёгкая музыка; дети изображают деревья в разное время года, следуя словам-подсказкам ведущего:
«Лето: берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.
Осень: облетают листья на берёзках. Всё чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону, заставляет дрожать их ветки.
Зима: веточки на берёзках дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.
Весна: снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки».
6. Игра «Угадай эмоцию»
Каждый участник по очереди берёт карточку с изображением настроений (из игры «Театр настроения», рис. 1), не показывая её остальным. Задача играющего – по картинке узнать эмоцию и изобразить её с помощью мимики, жестов и движений. Остальные дети должны угадать, какое настроение изображает водящий.
Рисунок 1. Карточки из игры «Театр настроения»
7. Упражнение «Говорящая рука»
Психолог: «Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы научились понимать другого человека по движению его рук. (Предъявляются карточки к игре «Говорящая рука», рис. 2, 3). Как вы думаете, что хочет сказать нам каждая рука?».
Ответы детей.
Рисунок 2. Карточки к игре «Говорящая рука»
Рисунок 3. Карточки к игре «Говорящая рука»
8. Упражнение «Расскажи стихи руками»
Выбирается стихотворение и дети придумывают к нему движения. Затем стихотворение «рассказывается» без слов.
Пример стихотворения:
Есть в лесу под ёлкой хата,
Там уснули медвежата,
А меньшой не хочет спать,
Маме стал надоедать.
Капризуля косолапый
Просит: «Ужин мне состряпай,
Принеси скорей сюда
Мёду, рыбки из пруда».
«Баю-баю, надо спать», -
Напевает сыну мать.
«Ты уснёшь, и сон придёт –
Всё в корзинке принесёт».
(П. Воронько)
9. Рефлексия
Дети делятся с психологом своими впечатлениями, рассказывают, что им больше понравилось на занятии, что вызывало трудности, чему они научились.
Литература:
- Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М., 2003.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2007.
- Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – СПб., 2010.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др.
Программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. Раздел «МИР ПОЗНАНИЯ» (единство с природой) Тема «ВРЕМЕНА ГОДА» (общение с природой)...
Азбука общения с детьми.
Советы для родителей....
Картотека музыкально дидактических игр по программе «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» Щипицына Л.М., Защиринская О.В.
Программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др.Раздел «МИР ПОЗНАНИЯ» (единство с природой) Тема «ВРЕМЕНА ГОДА» (общение с природой)...
Серия занятий по программе "Азбука общения"
АЗБУКА ОБЩЕНИЯВоспитывать культуру поведения — одна из важнейших задач нравственного воспитания. Программа «Азбука общения» поможет вам дать детям представление о различных формах вежливого общения м...
Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у сказки" для детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....
Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у Винни-Пуха"
Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....