Картотека музыкально дидактических игр по программе «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» Щипицына Л.М., Защиринская О.В.
материал по музыке по теме
Программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. Раздел «МИР ПОЗНАНИЯ» (единство с природой) |
Тема «ВРЕМЕНА ГОДА» (общение с природой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_muz_did_igr_po_programme-azbuka-obshheniya.doc | 158.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Д/И «ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ» Цели: — различать изменения природы в разные времена года; — понимать и ценить красоту родной природы; — уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы; — общаться с природой, что поможет им стать лучше и добрее, научит различать хорошее и плохое. Ход игры: У детей — конверты с картинками, изображающими сюжеты летнего времени года, они отгадывают загадки, поднимая карточку с картинкой. Педагог загадывает загадки о лете, а потом о других временах года. Разноцветное коромысло Без рук, без ног, Над рекою повисло. А ворота открывает. (Радуга) (Ветер) Весь Антошка — Белое одеяло Шляпка да ножка Землю одевало. Дождь пойдет — Солнце припекло — Он подрастет. Одеяло потекло. (Гриб) (Снег) Педагог: Дети, почему никто мне не показывает картин ку-отгадку? Правильно, это снег. А к какому времени года нужно отне сти эту загадку? Конечно, к весне. Слушайте дальше. Белый на белом Написал, где бегал. Рыжая прочтет — Белого найдет. (Заячьи следы) Педагог: Странно, почему опять не показываете мне от гадки? Ну конечно, это заячьи следы. А когда они видны? Дети: Зимой! Педагог: Конечно, это относится к зиме. Молодцы, ребята! Без пути и без дороги Чьи там крики у пруда? Ходит самый длинноногий. Квасу, квасу нам сюда! В тучах прячется во мгле, Ква-ква-квасу, простоквашу, Только ноги на земле. Надоела нам вода. (Дождь) (Лягушки) |
Д/И «ВРЕМЕНА ГОДА» Цели: — различать изменения природы в разные времена года; — понимать и ценить красоту родной природы; — уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы; — общаться с природой, что поможет им стать лучше и добрее, научит различать хорошее и плохое. Игра дает общие представления о признаках лета, весны, зимы, осени. Ход игры. Педагог делит детей на 4 группы и каждой вы дает большую сюжетную картинку об одном из времен года. Дети должны ответить, какое время года изображено на кар тинке и почему они его узнали. Далее дети находят у себя в конвертах карточки с изображением соответствующего време ни года и помещают их под большой картинкой. Педагог просит детей рассказать, что характерно для данного времени года. Затем обобщает рассказы детей, говоря о характерных приметах лета, зимы, осени и весны и их отличиях между собой. Например, приметы лета. Летние месяцы — июнь, июль, август. Стоят длинные теп лые дни, короткие летние ночи. В жаркие дни проходят грозы с сильными дождями. Во время дождя, если светит солнце, на небе появляется разноцветная радуга. В жаркие дни утром и вечером на траве появляется роса. Поспевают в лесу ягоды и грибы, созревают орехи. В цветниках и парках распускаются цветы. Созревают овощи, фрукты и ягоды. | ||
Д/И «ЗАГАДКИ ПРО ПОГОДУ» Цели: — различать изменения природы в разные времена года; — понимать и ценить красоту родной природы; — уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы; — общаться с природой, что поможет им стать лучше и добрее, научит различать хорошее и плохое. Ход игры: Педагог: Дети, а сейчас давайте вспомним с вами приго рки, загадки и стихи о солнышке. (Дети читают стихи, поговорки, загадки.) Солнышко-ведрышко, выйди из-за облачка, Сядь на пенек, погуляй весь денек. Среди поля голубого — Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце, Ну конечно, это...(Солнце) Педагог: Дети, а можно ли говорить о людях словами, которые мы использовали для определения солнышка? О каких людях это можно сказать? О ком из своих друзей и близких вы могли бы так сказать? Далее педагог вместе с детьми вспоминает, какая, кроме солнечной, бывает погода (дождь, снег, гром, ветер, буря и пр.), затем предлагает разгадать загадки, доставая из конверта кар точку с изображением отгадки. Живет — лежит, Без рук, без ног, Умрет — побежит. А ворота отворяет. (Снег) (Ветер) Без досок, без топоров Пушистая вата плывет куда-то, Через речку мост готов. Чем вата ниже, тем дождик ближе. Мост как синее стекло — (Облака) Скользко, весело, светло. (Лед) Сперва блеск, Лежал, лежал За блеском треск, Да в реку побежал. За треском плеск. (Снег) (Гроза) Я нужен зеленым лугам, я нужен полям и лесам, Я нужен цветам и кустам. И если я вдруг опоздаю — Все вянет кругом, засыхая. Ждут люди меня с нетерпеньем И смотрят на небо с волненьем. Но стоит меня им заслышать Попрячутся сразу под крыши. Кто я? (Дождь) Кто играет проводами, поднимает пыль клубами? Кто к земле деревья клонит? Кто волну речную гонит? (Ветер) |
Д/И «КАКАЯ БЫВАЕТ ПОГОДА» Цели: — различать изменения природы в разные времена года; — понимать и ценить красоту родной природы; — уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы; — общаться с природой, что поможет им стать лучше и добрее, научит различать хорошее и плохое. Ход игры: Педагог: Дети, у меня на фланелеграфе картинки. Сейчас я вам буду читать небольшие стихи, а вы к ним должны подобрать картинки с различной погодой. Например: Тихо, тихо снег идет, Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе лопатой. — А вы должны показать картинку, на которой можно видеть, как идет снег. Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки. (Дети показывают картинку с дождем.) Вышел я на лужок, очень солнышко жжет — Стала моя кожица краснеть и ежиться. (Дети показывают картинку с солнышком.) Такой мороз! Такой мороз! Берет за нос, дерет до слез, Такой мороз трескучий! Пристал, пристал, прискучил. (Дети показывают картинку о морозе.) Снег растаял, снег растаял! Это новость не простая, Это значит, наступает настоящая весна. (Дети показывают картинку с весной.) Посмотрите все в окно, сколько снегу нанесло! И в лесу, и в саду сосны, ели — все в снегу. (Дети показывают картинку со снегом.) Сели дети на салазки, как блестят весельем глазки! Покатились, понеслись, покатились по льду вниз. (Дети показывают картинку с зимой.) В заключение педагог еще раз показывает картинки и объясняет их содержание. |
Д/И «ЗАГАДКИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ» Цели: - гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними; - учить детей различать диких зверей и домашних животных; - распознавать детенышей и взрослых животных; - видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком(по жестам, движениям, эмоциональным реакциям). Ход игры: Педагог рассказывает о животных, живущих в лесу, загадывает о них загадки. У детей — конверты с картинками, изображающими различных животных. Отгадывая загадки, они поднимают карточку с картинкой или выставляют ее на фланелеграфе. Пусть я слишком длинноух, По деревьям скок-скок Но зато и слух за двух. И орешек щелк-щелк. Дашь капусты, (Белка) Я — грызун, Погрозишься, На овчарку он похож. Я — бегун. Что ни зуб — то острый нож! Кто это? Он бежит, оскалив пасть, (Заяц) На овцу готов напасть. (Волк) Ходит летом косолапо, А зимой сосет он лапу. Где живет он? В самой чаще, (Медведь) Самой-самой настоящей. Там гуляет, там и спит, Кур таскает. Любит груши, любит мед, (Лиса) Сладкоежкою слывет. Но всего сильнее он Бродит злой, голодный. Ляжет осенью, а встанет, (Волк) Лишь когда весна нагрянет. Кто это? Ползун ползет, (Медведь) Иголки везет. (Еж) В конце игры дети рассказывают, какое животное им понравилось больше всего и почему. |
Д/И «ЗАГАДКИ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ» Цели: - гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними; - учить детей различать диких зверей и домашних животных; - распознавать детенышей и взрослых животных; - видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком(по жестам, движениям, эмоциональным реакциям). Ход игры: У детей — конверты с картинками, на которых изображены разные животные. Дети отгадывают загадки (поднимая карточку с картинкой или выставляя ее на фланелеграфе). Встал он прямо у дорожки: Заплелись густые травы, И мычит бедняга: «Му! Да и сам я весь кудрявый, Шаг я сделать не могу!» Даже завитком рога. (Бычок) (Баран) Я в любую непогоду Заворчал живой замок, Уважаю очень воду. Лег у двери поперек. Я от грязи берегусь — Две медали на груди, Чистоплотный серый... Лучше в дом не заходи! (Гусь) (Собака) Отворилась тихо дверь, Белый камешек разбился — И вошел усатый зверь, Богатырь на свет родился: Сел у печки, жмурясь сладко, Богатырь на курьих ножках, (Кот) (Петушок) Мягкие лапки, Я и дом сторожу А в лапках цап-царапки. И поклажу вожу, (Кошка) Я и в холод, я и в зной Утром рано встает, Человеку служу. Голосисто поет. Кто я? (Петушок) (Собака) Очень я го-го-горжусь, Что не утка я, а... (Гусь) | ||
Д/И «РАССКАЖИ О ЖИВОТНЫХ КОТОРЫЕ ЖИВУТ В ТВОЕМ ДОМЕ» Цели: - гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними; - учить детей различать диких зверей и домашних животных; - распознавать детенышей и взрослых животных; - видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком(по жестам, движениям, эмоциональным реакциям). Ход игры. Педагог дает детям задание рассказать, какие животные есть в их доме и как они за ними ухаживают. По выбору педагога может быть прочитано одно из художественных произведений: М.Пришвин «Ребята и утята», «Еж»; Л.Толстой «Пожарные собаки», «Котенок»; А. Барто «Уехали»; К. Ушин-ский «Петушок с семьей», «Коровка» и др. ПРИМЕРЫ РАССКАЗОВ К. Ушинский Петушок с семьей Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: — Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестрень кие, рябенькие! Черненькие, беленькие! Собирайтесь с цыплят ками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас! Курочки с цыплятами собрались, раскудахтались, зерныш ком не поделились — передрались. Петя-петушок беспорядок не любит — сейчас семью по мирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!» К. Ушинский Коровка Некрасива коровка, да молочко дает. Лоб у нее широк, уши в сторону, во рту зубов недочет, зато рожища большая, хре бет — острием, хвост — помелом, бока оттопырились, копыта двойные. Она травушку рвет, жвачку жует, пойло пьет, мычит и ревет, хозяйку зовет: «Выходи, хозяюшка; выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, гус тых сливочек». |
Д/И «РАССКАЖИ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И ИХ ДЕТЕНЫШАХ» Цели: - гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними; - учить детей различать диких зверей и домашних животных; - распознавать детенышей и взрослых животных; - видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком(по жестам, движениям, эмоциональным реакциям). Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки (на рисунках изображены взрослые животные, например, собака, корова, свинья, лошадь и отдельно их детеныши — щенок, теленок, поросенок, жеребенок) и назвать животных и их детенышей. Как можно назвать этих животных? (Домашними,) Каких еще домашних животных вы знаете? Педагог предлагает детям рассказать, как человек заботится о домашних животных, а затем сам рассказывает о каком-либо животном и его детеныше (по выбору) по плану: названий, внешний вид, где живет, какую приносит пользу, как и чем помогает людям. Рассказ «Лошадь и жеребенок» Это лошадь Рыжуха. У нее есть маленький рыжий жеребенок. Рыжуха — крупная, длинная. А жеребенок еще маленький. Голова у лошади большая, продолговатая, а у жеребенка поменьше, узенькая. И у лошади, и у жеребенка большие карие глаза. Очень красивые у лошади грива и хвост. Грива пышная, шелковистая, развевается по ветру, хвост длинный. А у жеребенка хвост метелкой. Ноги у лошади прямые, сильные, с крепкими копытами. У жеребенка ноги тоненькие, резвые, с белыми пятнышками возле самых копыт. Живет Рыжуха с жеребенком в конюшне. Конюх возит на лошади дрова и воду, и жеребенок бежит рядом. Затем педагог учит детей сравнивать животных по размеру и давать правильное словесное обозначение животных, их детенышей с использованием для этого контурных изображений (например, лошадь и жеребенок). — Рассмотри нераскрашенное изображение животного. Жеребенок — детеныш этого животного. Назови взрослое животное. Жеребенок маленький, а его мама какая? Далее детям предлагается раскрасить изображение животных. | ||
Д/И «ПОСЫЛКА ОТ ОБЕЗЬЯНКИ» Цель: Дать детям представление: - о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром; - о важности и значительности органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения. Ход игры. Педагог помещает в мешочек фрукты (муляжи: банан, яблоко, грушу) и предлагает на ощупь определить какой-то один фрукт: «Нам обезьянка прислала посылку, а что в ней находится, вы должны догадаться». После того как каждый ребенок принял участие в определении содержимого мешочка, педагог спрашивает всех детей: «когда вы на ощупь узнавали, что находится в мешочке, то как вы это делали, с помощью чего?» И затем сам отвечает на опросы, помогая детям правильно определить решение: «Вы определили форму предмета, его поверхность с помощью руки, которая помогает узнать предметы, так как наша рука может чувствовать любой предмет. Когда вы его достали, то увидели цвет, форму и т. д. С помощью чего? Глаз. Глаза — тоже наши помощники, которые помогают узнавать предметы». Далее педагог предлагает отгадать фрукты по запаху (например, банан и яблоко) и сообщает, что третий помощник в узнавании предметов — это нос, он ощущает запахи. А затем предлагает новую задачу: — А теперь сравните, какие же эти фрукты на вкус. Что можно сказать о банане? Он сладкий, мягкий... Яблоко — кисло-сладкое, сочное, твердое. Как мы могли узнать любимый фрукт? На вкус, который мы ощущаем ртом, значит, рот — то же наш «умный помощник» в жизни. Очень хорошие фрукты нам прислала обезьянка. Мы смогли и пощупать, и потрогать, и рассмотреть, и понюхать, и попробовать. |
Д/И «РАДИО» Цель: Дать детям представление: - о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром; - о важности и значительности органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения. Ход игры. Педагог, обращаясь к детям, говорит: — Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку? Так педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас»,— говорит педагог. Нового диктора выбирают при помощи считалки. Педагог следит, чтобы дети перечисляли характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям. Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: «Нет такой девочки (мальчика) у нас!» |
Д/И «НАСТРОЕНИЕ» Цель: Дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, обучить передавать свои эмоции другим людям разными средствами. Ход игры. Педагог рассказывает детям о том, что у каждого человека бывают разные настроения. Он называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не отпускает тебя на прогулку; папа по дарил тебе большую, красивую игрушку и пр. Педагог показывает детям картинки с основными настроениями и называет их: грусть, радость, испуг, злость, внимание, удивление. Педагог читает стихотворение: Бывают чувства у зверей, У рыбок, птичек и людей. Влияет, без сомнения, На всех нас настроение. Кто веселится? Кто грустит? Кто испугался? Кто сердит? Рассеет все сомнения Азбука настроения. Затем предлагает поиграть в игру с карточками. (Каждому ребенку дается конверт с изображением людей и животных, выражающих настроение.) Для этого педагог просит каждого ребенка найти среди карточек сначала всех веселых людей и зверей, потом всех недовольных и т. д. Пусть он внимательно рассмотрит всех персонажей, выражающих определенную эмоцию. Затем нужно предложить ребенку изобразить на своем лице сходное настроение, разрешая ему подсматривать на соответствующие картинки. Если в игре участвуют несколько детей, то они выполняют это задание по очереди. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех. Если же все дети испытывают затруднения, то в игру включается педагог и демонстрирует настроение сам. Когда дети научатся воспроизводить настроение с помощью зрительной подсказки, можно пытаться выполнять то же задание без картинки, только по названию настроения. |
Д/И «МОЙ ПОРТРЕТ» Цель: Дать детям представление о чувстве собственного достоинства. Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста. Дидактический материал — картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры, фланелеграф. Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях) и определить, какими они себя считают — большими, маленькими или не очень маленькими. Могут ли они сказать и показать на пальчиках, сколько им лет, или они это еще не знают. Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображен. Педагог спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, хороший или плохой. Читает стихотворение: Если сам ты небольшой, Но с высокою душой, Значит, твой реальный рост Выше самых дальних звезд. На следующем занятии педагог предлагает детям рассмотреть у себя и друзей, какие у них глаза, брови, нос, рот, уши, прическа, а затем нарисовать свой автопортрет. |
Д/И «ЧТО ЕСТЬ У ИГРУШКИ» Цель. Игра воспитывает у ребенка чувство самоопределении в предметном мире, осознания своего тела и его специфическим особенностей. Дидактический материал — игрушки зверей, человечков и прочие картинки с изображениями разных людей. Ход игры. Педагог предлагает ребенку сравнить себя с той или иной игрушкой: уточкой, петушком, медведем, клоуном, солдатиком, космонавтом, куклой Барби и др. Поощряются высказывания типа: «У уточки клювик, а у меня носик», «Мишка лохматый, а у меня кожа гладкая», «У мишки четыре лапы, а у меня две руки и две ноги», «И солдатик, и я смелые», «Мы с клоуном вместе любим ходить в цирк», «Я живая, а кукла Барби хоть и двигается, но все равно не живая, а только кукла», Можно видоизменять упражнение, предлагая детям сравнивать себя с любимыми героями (сказочными, телевизионными) и, наконец, друг с другом (например, мальчика с девочкой, разного или одинакового роста, по цвету одежды, любимым занятиям, умению красиво что-то делать и т. п.). |
Д/И «МОЙ ДЕНЬ»
Цель. Игра развивает у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир. Дидактический материал — картинки с изображением по ведения детей в быту, их игр и забав; карандаши, фломастеры, фланелеграф. Ход игры. Педагог предлагает детям послушать стихотворение «Мой день»: Утром я проснулся сам, Утром я оделся сам, А потом умылся сам, Съел свой завтрак тоже сам. Днем я прогулялся сам И домой вернулся сам. Дома поиграл я сам, Книжку почитал я сам, Вечером разделся сам, Спать улегся в тишине... Увидал звезду в окне. Не скандалил и не хныкал. Вот и все. Спасибо мне! Педагог. Дети, расскажите, как вы ведете себя дома и что умеете делать самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь себя в этом стихотворении? Объясните, плохо или хорошо вел себя мальчик в стихотворении и как бы вы вели себя, понравится ли ваше поведение папе и маме, если вы будете такими, как этот мальчик. Затем педагог предлагает детям нарисовать, как они ведут себя дома. |
Д/И «МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ» Цель. Игра учит детей радовать своих родных, оказывай им посильную помощь, воспитывает у детей желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности, Дидактический материал — различные наборы из 3-4 предметов: ведро, тряпка, швабра, совок, очки, спицы, носок, журнал «Вязание», шарф, шапка, варежки, платок, клей, кисточка, книжка, обложка от книги, молоток, гвозди, клещи, отвертка и т. п. Ход игры. Дети расставляют стульчики и раскладывают игровой материал по всей группе: на столах, на свободных по лочках, на стульях и т. п. Педагог помогает им. Закончив подготовку к игре, малыши садятся на стульчики, а педагог — напротив них и начинает рассказывать: «Я знаю, что все вы уже умеете помогать своим папам, мамам, бабушкам, дедушкам, давайте сейчас поиграем. Мы научимся помогать близким людям. Для этого вам придется выполнить разные поручения. Вы согласны? » После ответа детей педагог подзывает к себе четверых из них. Педагог рассказывает детям о том, что бабушка связала носок. Но она совсем позабыла, куда убрала необ ходимый ей журнал, спицы, носок, очки. Он обращается к первой четверке детей с просьбой помочь найти эти вещи. Педагог помогает детям договориться, какой предмет будет искать каждый из них. Названия предметов дети повторяют вслух. После этого помощники разбегаются по группе и ищут предметы. Найдя их, они возвращаются на место и показывают, что нашли. Остальные участники игры вместе с педагогом проверяют правильность выполнения задания каждым помощником. Педагог от имени бабушки благодарит их за помощь. Первые бабушкины помощники садятся отдыхать, а педагог подзывает следующую четверку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети группы не примут участия в игре. Для продолжения игры педагог предлагает следующие ситуации: — Папа решил починить стул. Для этого ему необходимо собрать следующие инструменты: молоток, гвозди, клещи, отвертку. — Маме надо помочь подмести и вымыть пол. Помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру и совок. — Маленький братик собрался на прогулку. Но он растерял свою одежду и не может ее найти. Помогите ему. Где его шапка, шарф, рукавицы, платок? — Порвалась твоя любимая книжка. Попросили дедушку ее склеить, но ему надо помочь. Для этого нужен клей, кисточка, книжка и оторванная от нее обложка. В конце игры педагог благодарит детей и говорит, что они ,растут настоящими помощниками для своей семьи. |
Д/И «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ДЕЙСТВИЙ» Цель. Игра учит детей соотносить действия людей различ ных профессий. Игровые правила: называть только одно действие данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, то он ударяет мячом о пол, ловит его и бросает назад ведущему. Игровые действия: бросание и ловля мяча. Ход игры. Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов, используемых в различных профессиях, действиях. Затем говорит: — Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у Антонины Василь евны, которая готовит нам обед? (Дети отвечают: «Повар».) Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то дей ствия. Что же делает повар? (Дети отвечают.) Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии. Педагог говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из играющих. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции, дает лекарство». Педагог называет знакомые детям профессии: няня, прач ка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих Профессий. |
Д/И «ГДЕ ЭТО МОЖНО КУПИТЬ» Цель. Игра закрепляет знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи-фрук ты», «Булочная», «Молоко»; промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары»); учит детей раз личать магазины по их названию, ориентироваться в окружаю щей обстановке; воспитывает желание помогать родителям де лать несложные покупки, общаться в совместной деятельности. Дидактический материал — предметы, изображенные на маленьких картинках, на больших карточках. Ход игры. Игра проводится по типу лото. Выигрывает тот, кто первым закроет все карточки и ни разу не оши бется. В начале игры педагог проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от их дома, помогают ли |
Д/И «МАГАЗИН ИГРУШЕК» Цель. Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах. Дидактический материал — игрушки. Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит: — У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему опи санию продавец узнает ее и продаст вам. Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры: — Здравствуйте! Я хочу купить игрушку. Она круглая, ре зиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети. Продавец подает покупателю мяч. — Спасибо, какой красивый мяч! — говорит воспитатель и садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: - А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки. Продавец подает игрушку-лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки. Роль продавца могут выполнять но сколько ребят по очереди. Дети, «купившие» игрушки, играют с ними в комнате или на прогулке. Педагог приносит в магазин и такие игрушки, с которыми дети давно не играли, чтобы пробудить интерес к ним, напомнить, какие они интересные, красивые. Примечание. По такому же принципу проводится игра «Магазин цветов», где дети описывают комнатные растения, их листья, стебель, цветок. | ||
Д/И «МЫ РАЗНЫЕ» Цель. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей. Дидактический материал — картинки, на которых изображены птицы, рыбы, звери; принадлежности для рисования. Ход игры. Дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:
— У кого в одежде присутствует красный (синий, зеленый и пр.) цвет? — У кого из детей одинаковая обувь? И т. п. Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные». Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых — цвет глаз. Педагог показы вает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, какие у них глаза, затем дети определяют цвет глаз друг у друга, рисуют и раскрашивают нужным цветом глаза на изо бражении. Затем педагог в доступной форме рассказывает детям о глазах человека: какого цвета они бывают, какое настроение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг другу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеется, как и почему мы пла чем. На следующем занятии тема игры может быть продолжена, Но уже с рассмотрением значения носа, рта, ушей и др. Например, педагог читает стихотворение: Шлеп, шлеп! Дальше На лужайке Носа своего Шлепаются в грязь Они не видят Зазнайки, Ничего. Педагог спрашивает у детей, какие по форме бывают носы (показывает картинки носов у разных животных: короткий и длинный, веселый и унылый, с горбинкой и т.п.), предлагает на схеме «лицо» нарисовать детям свой нос. Далее дети выясняют, для чего нужен нос (не только для определения запахов и вдыхания воздуха, но и в общении). Какой нос у зазнайки? Почему плохо «задирать свой нос?» Педагог уточняет также гигиенические требования к уходу за носом и необходимость всегда иметь с собой чистый носовой платок. |
Д/И «НЕ ЗАБЫВАЙ О ТОВАРИЩАХ» Цель. Игра формирует положительные взаимоотношения между детьми, побуждает их к добрым поступкам. Подготовка к игре. Заранее необходимо собрать в корзину наиболее любимые детьми игрушки для предстоящей прогулки и подготовить для инсценировки кукол (Алешу и Наташу), одежду для кукол, мелкие игрушки, ширму для кукольного спектакля. Ход игры. Дети одеваются на прогулку. В этот момент к ним приходят куклы Алеша и Наташа. Педагог. Алеша и Наташа, здравствуйте. Вы пришли к нам в гости? Собирайтесь на прогулку, пойдете гулять с нами вместе. (Алеша и Наташа начинают неверно и неаккуратно одеваться, выхватывать друг у друга игрушки.) Дети. Как наш Юра! (Они смеются, а Юра смущен.) Педагог. Алеша и Наташа, вы не умеете собираться на прогулку, наши ребята сейчас научат вас. Дети, покажите Алеше и Наташе, как надо одеваться на прогулку. (Дети одеваются, а куклы внимательно смотрят, высказывают свое отношение к увиденному и сами начинают правильно одеваться). Педагог. А теперь, Юра, покажи, пожалуйста, какие любимые игрушки наших ребят ты возьмешь на прогулку. (Юра тщательно отбирает игрушки и показывает приготовленное.) Педагог. Дети, для всех ли Юра взял игрушки? Ни о ком не забыл? Молодец, Юра! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др.
Программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. Раздел «МИР ПОЗНАНИЯ» (единство с природой) Тема «ВРЕМЕНА ГОДА» (общение с природой)...
Серия занятий по программе "Азбука общения"
АЗБУКА ОБЩЕНИЯВоспитывать культуру поведения — одна из важнейших задач нравственного воспитания. Программа «Азбука общения» поможет вам дать детям представление о различных формах вежливого общения м...
Презентация Программы "Азбука общения родителя с ребенком"
Презентация программы работы с семьей. Содержит: цель, задачи, формы работы, условия проведения, структуру занятий. Материалы в приложении: Анкета для родителя (можно повторить на заключительном...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по программе "Азбука общения посредством сказки"
В статье рассомтрены здоровьесберегающие технологии, направленные на обеспечение социально-психологического здоровья ребенка, а также их применение на занятиях по программе "Азбука общения посредством...
Дополнительная образовательная программа "АЗБУКА ОБЩЕНИЯ"
В программе представлен теоретический и практический материал для проведения коррекционной работы, направленной на профилактику речевыхъ нарушений, формирование коммуникативных навыков и умения общать...
Парциальная программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
Программа "Азбука общения" имеет коммуникативную направленность...
Программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др.
Программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др....
- Мне нравится (1)