Доклад из опыта работы "Мы - часть природы"
материал на тему
Я с данным докладом приняля участие в конкурсе докладов "Экосистема дошкольного образования" конференции по дошкольному образованию в рамках VIII Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" в 2017 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ekosistema_doshk_obr.docx | 41.96 КБ |
svidetelstvo_ob_uchastii_v_konkurse_dokladov.pdf | 439.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экосистема дошкольного образования»
Доклад по теме: «Мы –часть природы»(Из опыта работы).
Выполнил воспитатель: Павлова Эльвира Альбертовна.
Имеющееся категория: высшая.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
С раннего детства ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, - это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.
С чего начать?
Создать определенную развивающую среду, приобрести необходимое оборудование, методические рекомендации. Все это очень важные предпосылки экологического обучения, но ответ на вопрос будет несколько другим — начать нужно с себя!
До сих пор педагоги, объясняя детям необходимость охраны природы, нередко используют антиэкологические по своей сути аргументы. Например, часто можно услышать, что речку нужно беречь потому, что в ней мы купаемся, ловим рыбу. Это типичный пример потребительского подхода к природе. Другой пример — широко распространенный метод деления животных, растений на вредных и полезных, красивых и некрасивых. Гусениц мы не любим и уничтожаем, а появившихся из них бабочек ценим за красоту и охраняем. Птиц, поедающих гусениц, мы называем «полезными», а тех, кто покушается на наш урожай, — «вредными». На самом деле у каждого живого организм своя роль в ПРИРОДЕ. Среди них нет лишних и вредных.
Самоценность природы — вот что мы должны формировать у детей с самого раннего возраста. Бережно относиться ко всему окружающему, охранять не потому, что это принесет пользу человеку, а потому, что это — природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного и которая, несмотря на кажущееся могущество человека, живет по своим законам. Изменять эти законы человек не может и не должен. Он обязан изучить их и стараться действовать в рамках этих законов. Может ли человек существовать без природы? Нет, не может. А вот природа без людей может.
Чему учить?
Что мы понимаем под словом «экология»?
Мы уже знаем, что экология — наука комплексная. Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического образования (обучения, воспитания, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:
Цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически- деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
- Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
- Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.)
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая литература; пособия; схемы, таблицы; дидактические пособия; игры экологического содержания.
В работе с детьми я широко использую этот дидактический, наглядный материал. В моей группе создан уголок природы, где детей знакомлю с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
В течение всего учебного года в утренние и вечерние часы я провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями в уголке природы.
Дети учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определить, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении я должна найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по уходу за объектами природы повышает экологическую воспитанность детей.
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы.
Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.
Во время прогулки, ежедневные наблюдения за погодой позволяют детям: рассматривать небо, уточнять характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определить степень тепла и холода.
Во время прогулки дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).
Для таких игр на участке использую следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, перчатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает? «, «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень нравиться играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность.
Общаясь с детьми, стараюсь задавать четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивая их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное – хвалю за правильный ответ, похвала стимулирует дальнейший поиск информации.
Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями провожу опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями это -заполнение календаря природы. Мы с детьми регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы.
В младших и средних группах помогаю детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. В старших группах учу ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.
В разгар зимней подкормки используем календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой обучаю детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучаю детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, осуществляется познавательное общение с дошкольниками, - показываю, где и что надо изобразить, поясняю, поправляю, - в общем, доброжелательно помогаю им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки,( вместе с родителями) дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Со своими детьми я старалась
организовывать интересные экскурсии: «Прогулка по весеннему парку», «Золотой луг» (осенний парк), «Зимняя сказка» (зимний парк) и др. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т.д.
Немаловажное значение в моей работе имеет «экологическая тропа».
На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавали тропу мы вместе с нашим дружным коллективом, при этом мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве объектов для наблюдения, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы, цветы и травы. Также на тропе можно наблюдать за лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.
На тропе мы проводим: наблюдения, игры, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д. Свои впечатления об увиденном выражаем на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.
Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Может показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно, но всегда найдется что-то новое и необычное.
Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, пололи, опрыскивали. На примере сорняков объясняла многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, наглядно показала детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняла о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
Своих воспитанников и их родителей стараюсь включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые проходят в нашем детском саду. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Дети старшего дошкольного возраста и родители принимают участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, «Помогите птицам зимой» - изготовление кормушек и развешивание их на территории детского сада и дома, «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году, и др.
Свои впечатления от наблюдений за природой дети выражают на занятиях по изобразительной деятельности: по рисованию «Золотая осень», «Деревья весной», аппликации «Осенний ковер», «Божья коровка», лепке «Лукошко с грибами», «Гусеница» и других, слушая аудио запись «Звуки природы» работы детей получались намного лучше. Стараюсь привлечь детей вместе с родителями участвовать в различных конкурсах «Лучшая поделка из природного материала», макет «Природа Башкортостана», «Берегите природу» и д.р. Дети старались дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
В.А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. В своей работе применяю информационно-коммуникационные технологии. Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Пищевая цепочка», «Зимующие и перелетные птицы»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Живые кубики», «Времена года», «Путаница» и другие.
Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка»,» «Найди лишнее», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С помощью игрушек и картинок я знакомлю детей с домашними и дикими животными и их детенышами, с растениями и насекомыми.
Большое внимание я уделяю сказке, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А. Рыжова. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают.
В своей практике я прибегала к помощи игрового персонажа – «Старичок-Лесовичок».
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов.
Часто на занятиях, во время экскурсий, прогулок и наблюдений использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы. Из этого видно, как в их глазах проявляется сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.
Я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мной использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, буклеты, папки-передвижки, беседы), так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания", я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».
Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические папки- передвижки, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках.
Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Вывод:
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Литература.
- «Система экологического воспитания в ДОУ» О.Ф.Горбаненко.
- «Наш дом природа» Н.А.Рыжова
- «Живая Экология» А.И.Иванова
- « Общение с природой начинается с детства» С.Н.Николаева.
- «В дружбе с людьми и природой» А.П.Букин.
- «Дети, взрослые и мир вокруг» Н.Ф.Виноградова. Т.А.Куликова.
- «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» Л.И. Марченко.
- «Тропинка в природу» В.В.Смирнова. Н.И.Батуева. Т.М.Парфенова.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы "Работа над совершенствованием связной и звуковой речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе"
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является одним из фактором оценки речевой го...
доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"
Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...
ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»
Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...
Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"
Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...
Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...
Презентация из опыта работы «Наблюдения в природе, как часть экологического воспитания детей»
Экологическое воспитание – это необходимость нашего времени: детям необходимо раскрывать связь человека с природой. Сформировать любовь к природе, родному краю...
Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой. (доклад из опыта работы)
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высши...