Тема выступления «Различия между индивидуальным и личностно-ориентированным подхо¬дами»
методическая разработка на тему
Слайд 1.
В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности.
Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное.
Слайд 2.
Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование невозможно без обращения к личности.
Слайд 5
Соотношение индивидуализации обучения и личностно-ориентированного образования .
Личностно ориентированное образование
Индивидуализация обучения.
Слайд 6
Цели образовательного процесса:
Личностно ориентированное образование - развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности.
Индивидуальная модель обучения - формирование знаний умений и навыков.
Слайд 7
Ведущие принципы :
Личностно ориентированное модель образования – обучение построено по принципу «Внешнее через внутреннее»
Индивидуальная модель обучения - обучение построено по принципу «Внешнее во внутреннее»
Слайд 8
Использование в педагогической деятельности индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка.
При применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника.
Слайд 5
Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.
Слайд 7
Чтобы показать наглядно целевое и принципиальное их различие, сравним их составляющие:
Индивидуальный подход - учет особенностей ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса)
Личностно-ориентированный подход- (направленность на развитие яркой индивидуальности ребенка).
Возрастные особенности ребенка, сензитивность, физические и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т.д.), уровень имеющихся знаний, обучаемость, уровень коммуникативных качеств и т.д.
Создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка, в формировании его Я–концепции педагогическая поддержка. Я-концепция— осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
Слайд 8
Наиболее полно они отражены в таблице, в которой дана сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального подходов.
Параметры сравнения | Индивидуальный подход | Личностно-ориентированный подход |
1. Теоретико – методологическая основа | Идеи традиционной педагогической парадигмы | Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии.
|
2. Цель использования | На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию ЗУН и социально ценных качеств
| На основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности. |
3.Содержательные аспекты применения | Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования | Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.
|
4.Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования
| Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений | Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений. |
5.Критерии анализа и оценки эффективности применения. | Основные критерии - обученность учащихся как уровень сформированности ЗУН и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей
| Главный критерий – развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.
|
Слайд 9
Если приводить образное сравнение, то индивидуальные свойства личности можно выразить как элементы мозаики, без учета которых нельзя сложить личность.
Необходимо понимать, что осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности воспитанника.
Для реализации поставленной цели необходимо провести психолого-педагогическую диагностику дошкольников по следующим критериям:
познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление);
различия детей по доминанте функциональной асимметрии полушарий головного мозга;
эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, агрессии);
различия детей по темпераменту;
слайд 10
Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, принимается во внимание: динамика физического развития (анамнез);психофизиологические особенности возраста ребёнка; состояние слуха, зрения; особенности развития двигательной сферы; нарушение общей моторики; особенности работоспособности.
По результатам диагностики составляется карта психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 11
Таким образом, имея перед собой карту психолого-педагогических особенностей воспитанников, педагоги могут подбирать техники и методики обучения индивидуально на каждого ребёнка.
Необходимо помнить: если у педагогов отсутствуют результаты диагностики индивидуальных особенностей детей группы, то все разговоры о дифференциации и индивидуализации обучения являются неискренними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlichiya_mezhdu_individualnym_i_lichnostno-orientirovannym_podhodami.ppt | 727 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности.
В основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование невозможно без обращения к личности.
Соотношение индивидуализации обучения и личностно-ориентированного образования
Цели образовательного процесса Личностно –ориентированная модель обучения Индивидуальная модель обучения Развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности. Формирование знаний, умений и навыков
Ведущие принципы Личностно – ориентированная модель обучения Индивидуальная модель обучения Обучение построено по принципу «Внешнее через внутреннее» Обучение построено по принципу «Внешнее во внутреннее»
Использование в педагогической деятельности индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. При применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника.
Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.
Чтобы показать наглядно целевое и принципиальное их различие, сравним их составляющие: Индивидуальный подход - учет особенностей ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса. Личностно-ориентированный подход - направленность на развитие яркой индивидуальности ребенка. Возрастные особенности ребенка, сензитивность, физические и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т.д.), уровень имеющихся знаний, обучаемость, уровень коммуникативных качеств и т.д. Создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка, в формировании его Я - концепции, педагогическая поддержка.
Наиболее полно они отражены в таблице, в которой дана сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального подходов. Параметры сравнения Индивидуальный подход Личностно-ориентированный подход 1. Теоретико – методологическая основа идеи традиционной педагогической парадигмы Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии. 2. Цель использования На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию ЗУН и социально ценных качеств На основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности. 3.Содержательные аспекты применения Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития. 4. Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений. 5.Критерии анализа и оценки эффективности применения. Основные критерии - обученность учащихся как уровень сформированности ЗУН и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей Главный критерий – развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.
Если приводить образное сравнение, то индивидуальные свойства личности можно выразить как элементы мозаики, без учета которых нельзя сложить личность. Необходимо понимать, что осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности воспитанника. Для реализации поставленной цели необходимо провести психолого-педагогическую диагностику дошкольников по следующим критериям: познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление); различия детей по доминанте функциональной асимметрии полушарий головного мозга; эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, агрессии); различия детей по темпераменту;
Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, принимается во внимание: динамика физического развития (анамнез); психофизиологические особенности возраста ребёнка; состояние слуха, зрения; особенности развития двигательной сферы; нарушение общей моторики; особенности работоспособности. По результатам диагностики составляется карта психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, имея перед собой карту психолого-педагогических особенностей воспитанников, педагоги могут подбирать техники и методики обучения индивидуально на каждого ребёнка. Необходимо помнить: если у педагогов отсутствуют результаты диагностики индивидуальных особенностей детей группы, то все разговоры о дифференциации и индивидуализации обучения являются неискренними.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по развитию коммуникативных навыков с использованием личностно-ориентированной технологии по теме: «Страна Дружная»
Материал представлен занятием в подготовительной группе, которое помогает развивать у детей коммуникативные навыки....
Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"
Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составленик рассказов-описаний о диких животных зимой (по схеме)" Использование современных образовательных технологий: технология личностно-ориентированного взаимодействия
Лексическая тема "Дикие животные зимой" Материал составлен с применением игровых технологий....
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)
КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельностидля детей старшей группыпо теме: «Зоопарк» (с использованием личностно-ориентированной и игровой технологий)...
«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»
В работе представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...
Проект: «Личностно-ориентированный подход к дошкольникам через педагогические технологии «Постеры индивидуальных достижений» и «план-дело-анализ»
Внедрение в работу новых технологии для нового поколения «Постеры индивидуальных достижений» и «план-дело-анализ», направленных на формирование самостоятельности и инициа...
Реферат (консультация для педагогов ДОУ) "Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии, применяемые в ДОУ"
Данная работа ориентирована на педагогических работников ДОУ. Здесь представлена характеристика современных педагогических технологий....