КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_k_sobraniyu_2.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»
Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир. Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве и представляет собой, экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшее распределение предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны.
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – постоянное стремление к эксперименту, их любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Открыть, изучить, исследовать, - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей пробовать, думать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Немаловажную роль в развитии исследовательской деятельности детей играет семья. Традиционно многие родители воспринимают дошкольный возраст, как возраст подготовки ребёнка к школьному обучению. Поэтому на первом плане у родителей стоит развитие познавательных ценностей. С этой целью большинство родителей используют занятия с ребёнком в домашних условиях в форме уроков, водя его на разного рода курсы подготовки к школе.
Такой подход, как правило, приводит к негативным последствиям: ребёнок с неохотой занимается, теряется познавательная и учебная мотивация, в результате замедляется его развитие.
Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между ними, даёт возможность выработать новые формы и нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью. Добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников познавательных интересов и любознательности можно только во взаимодействии с родителями. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Ведь даже в создании уголков экспериментирования большое место занимают родители, без их помощи мы выглядели бы очень бедно.
При этом зачастую у родителей возникает вопрос: «А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью?» На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация, выставки книг, идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Следуя мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.
Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени - и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются на советы и предложение и проделывают дома различные эксперименты.
Итак, какие же советы:
• никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. ;
• не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;
• нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность ;
• нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.
Первый этап – организационно-подготовительный. На этом этапе проводится диагностическая и просветительская деятельность с родителями и детьми.
Родительские собрания. Проводятся с целью: знакомство родителей с экспериментально-исследовательской деятельностью, как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира;
Консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
Анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к данной форме работы;
Рекомендации: «Проводите с детьми дома».
Второй этап – основной (организация взаимодействия родителей и детей). На основном этапе происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности. Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём.
Хочется отметить, что не очень многие родители сами понимают, что такое поисково-исследовательская деятельность, принимая такое явление, как состояние воды жидкое, твердое, газообразное, как само собой разумеющееся, т. е. это есть и точка. Или на некоторые анкеты ответы даны в таком виде: «Любит лепить, рисовать, создавать». Не спорим, это тоже исследовательская деятельность, но не та, о которой говорим мы. И поэтому родители с детьми получали задание на исследовательскую деятельность дома.
Вывод:
Практика показывает, что метод экспериментирования позволяет:
- Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).
- Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает
максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать
и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).
В детском саду вместе с детьми мы занимаемся разными видами деятельности.
Очень хочется, чтобы родители не были сторонними наблюдателями. Задача дошкольных педагогов - помочь стать родителям активными участниками образовательного процесса.
Окружающий нас мир богат и разнообразен. Одним из способов познания мира является экспериментирование.
Предложили родителям организовать опыты и эксперименты с детьми дома. Многие родители выразили желание и проявили заинтересованность заниматься экспериментированием вместе с детьми.
Приведу некоторые примеры работ:
Очень интересный опыт «Извержение вулкана» провел вместе с родителями Яромир Х. Эксперимент красочный, яркий и очень эффектный!
Родион - очень любознательный мальчик, провел целую серию занимательных опытов!
Лиза вместе с мамой провели очень интересные опыты:
1.Резиновое яйцо.
2. Волшебники лед и соль
София с мамой провели опыт с молоком, пищевыми красителями и мылом.
Все опыты ребят собраны в альбоме «Наши чудеса», где, кроме описанных, есть много других опытов всех ребят нашей группы.
А в заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности. Совместная работа с родителями позволит им стать заинтересованными лицами в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка"Видео-материал https://drive.google.com/file/d/0B0YVwWHkF5QvTzhqYUd4cmdZMGs/view?usp=sharing
Рекомендации для родителей...
Доклад на педсовете «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»
Ральф у. Эмерсон:«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере д...
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»
Консультация«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»...
Консультация. «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон.Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворног...
Консультация "Роль семьи в развитии поисково - исследовательской деятельности детей"
Консультация "Роль семьи в развитии поисково - исследовательской деятельности детей"...
Консультация "Роль семьи в развитии патриотических чувств обучающихся старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся...
Консультация "Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка"
Информация для родителей...