"Экономия речи» при обучении детей с аутизмом?"
консультация на тему
Консультация для педагогов и родителей о том, что значит понятие "экономия речи" при взаимодействии с ребенком с аутизмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomiya_rechi_pri_obuchenii_detey_s_autizmom.docx | 14 КБ |
igry_pri_ras_akkuratnyy_podhod.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экономия речи» при обучении детей с аутизмом?
Важное правило при взаимодействии с детьми, у которых есть трудности с пониманием речи
Иногда ребенок не выполняет инструкцию просто потому, что он не очень понимает, чего от него хотят. Взрослые часто совершают типичную ошибку - говорят слишком мног слов, когда дают указания, особенно, если спешат. И замечают, что ребенок выполнил только часть инструкции. Подобная ситуация может вызвать у взрослого раздражение, но проблема в том, что он сам плохо дал инструкцию. Это вина взрослого человека! Было бы эффективнее, если бы ребенку дали короткую и четкую инструкцию. Например, "Надень шапку", чем "Иди в коридор, надень шапку и жди меня у двери".
В книге «Учи как чемпион» Дуг Лемов называет это «экономией речи». Термин значит, что чем меньше слов вы говорите, тем лучше вы доносите свою мысль. (Кстати, «Учи как чемпион» — это книга для ВСЕХ педагогов, а не только для дефектологов. Эта стратегия работает для всех, не только для детей с аутизмом!) Этот подход особенно важен, если вы работаете с детьми, у которых есть проблемы с пониманием услышанного, концентрацией внимания или инструкциями из нескольких шагов.
Вот несколько советов, которые помогут вам применять экономию речи на практике:
Планируйте заранее. Записывайте те инструкции, которые часто будете говорить ребенку, и заранее планируйте, как именно Вы будете их предоставлять. С маленькими детьми используйте несколько одинаковых и очень коротких инструкций, а потом постепенно усложняйте их.
Используйте знаки руками. Сопровождайте устную инструкцию жестом. Это может быть особенно полезно, когда вам нужно подсказать ребенку, что делать, без слов — так он будет заранее знать, что значит то или иное движение руками.
Только один шаг за один раз. Не забывайте о навыках понимания речи на слух и умении следовать инструкциям у конкретного ребенка. Если вы заметили, что ребенок часто выполняет только первый или только последний пункт вашей просьбы, значит вам стоит предоставлять только одну инструкцию за один раз.
Избегайте длинных объяснений. Это типичная ловушка, в которую можно попасть. Когда вы озвучиваете объяснения, это помогает вам самим сосредоточиться на том, что нужно сделать при том или ином переходе, но результатом может стать ступор у ребенка.
Глубоко вдохните. Если ребенок не реагирует правильно на ваши указания, то возьмите паузу, сделайте глубокий вдох и подумайте о том, как можно сделать инструкцию проще.
Предварительный просмотр:
Игры для детей с РАС – аккуратное использование
Дети с РАС особенные и неординарные, очень творческие и музыкально-развитые, искренние и добрые. Безусловно, к ним нужен другой подход в воспитании и развитии, причем игра является самым главным элементом в цепочке стараний, которые взрослым придется приложить.
Сенсорные игры
У особенных деток очень обострены тактильные ощущения, они иначе воспринимают звуки окружающего мира, и Ваша задача состоит в том, чтобы дать малышу как можно больше информации с помощью подручных материалов. Так, если Вы покупаете книжку, то отдайте предпочтение той, которая имеет текстильные или меховые вставки. Тогда ребенок будет не просто слушать рассказ, а ощущать его всем своим существом, проникаясь содержанием полностью.
Конструктор идеально подойдет для игры, и чем его детали крупнее и рельефней, тем лучше. Если это кубики, то они должны быть тканевыми, музыкальными, с шуршащим или звенящим наполнением внутри.
Прислушивайтесь к детям
Если обычному малышу можно купить чуть ли не целый магазин с игрушками, то особенный ребенок не оценит таких стараний, и скорее растеряется в разнообразии, испугается. Таким деткам намного больше понравится ограниченное количество развлечений, но тех, которые пришлись по вкусу именно им.
Никогда не заставляйте ребенка играть, если ему этого не хочется. Дети с РАС очень чувствительны к малейшему давлению, и Ваша настойчивость может вызвать истерику и взрыв вовсе не положительных эмоций. И еще, прежде чем предложить малышу игру, внимательно оцените его настроение, ведь, возможно, именно сейчас ему хочется попрыгать и побегать , а не сидеть за настольными играми.
Терапевтические игры
Так как детки воспринимают все через ощущения, то самое время превращать обычную игру в полезную. Вот что можно предложить:
Игры с крупами
Подготовьте разные виды круп (рис, горох, фасоль, гречку), и начинайте игру. Пусть ребенок сначала просто посмотрит, потрогает, запустит в миску пальчики и ручки целиком. Будьте готовы к тому, что вся крупа может полететь на пол, и вот когда это начнет происходить, комментируйте:
· упали рис и гречка – пошел дождик. Повторите это несколько раз, пусть малыш насладится звуком, пропустит его через себя и ощутит;
· посыпалась фасоль с горохом – надо же, а вот и град. Какой он сильный, не правда ли?
Игры с ватой
Вата мягкая и приятная, из нее можно делать снежинки, отщипывая по чуть-чуть и подкидывая вверх, а также легко слепить снежки и устроить снежный бой даже посреди жаркого лета.
Вода
Очень хороший терапевтический инструмент в игре, потому что вода может бежать с разным звуком, в зависимости от напора и емкости. Позвольте ребенку плескаться ею, разбрызгивать, топать по образовавшимся лужам и прислушиваться к звукам.
Подвижные игры
Не забываем и о физическом развитии особенных деток, ведь они нужны каждому ребенку. Конечно, ребенок может и не сразу включиться в игру, тем более, если другие участники отличаются от него, и в этом случае нужно просто дать какое-то время на адаптацию, понимание правил и условий.
Отлично подходят такие игры, как:
- Солнечный зайчик.
- Покажи нос;
- Охота на тигров;
- Покажи по-разному;
Все они объединены одной темой – научить ребенка контактировать с другими детьми, играть в коллективе, ощущать себя любимым и нужным.
Аутизм – это просто особенность, делающая ребят непохожими на большинство, но такими же индивидуальными, как и каждый из нас. Используйте игры для детей аутистов постоянно, и Ваш ребенок научится доверять не только Вам, но и окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию речи и обучению детей татарскому языку во второй младшей группе по теме "Домашние животные и их детеныши"
Занятие проводится во второй младшей группе по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. На занятии применен метод сравнения ...
План-конспект совместной деятельности учителя- логопеда с детьми по развитию связной речи и обучению детей грамоте «Прощание с весной».
План-конспект совместной деятельности учителя- логопеда с детьми по развитию связной речи и обучению детей грамоте «Прощание с весной». Пантелеева Ирина Олеговна, МБДОУ «Детский сад №...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН
Одним из условий успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...
Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению детей грамоте для детей 5-6лет
Материал предлагаемого конспекта содержит следующую информацию: 1) учит проводить звуковой анализ слова «лампа», закреплять знания о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках, выделять пер...