Презентация "Готовность детей к школьному обучению"
презентация на тему
В презентации представлены материалы по готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Даны методики, по которым можно определить уровень готовности к школьному обучению. Рассмотрены предпосылки универсальных учебных действий, коорыми желательно обладать детям к моменту поступления в школу. Коротко рассмотрены возрастные особюенности детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_detey_k_shkolnomu_obucheniyu.pptx | 499.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А.Сухомлинский).
Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского , быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Божович Л.И. выделяет три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе: 1- это общее развитие (достаточный уровень развития интеллектуальной сферы) 2-это воспитание умения произвольно управлять собой, своим поведением 3-формирование мотивов, побуждающих к учению
Д.Б.Эльконин , обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил: 1.умение ребенка подчинять свои действия правилу 2.умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе 3.умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу
Н.Г. Салмина в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделяет: 1. произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; 2. уровень сформированности семиотической функции; 3. личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если ребенок обладает необходимыми и достаточными для начального этапа качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников
Предпосылками личностных УУД являются: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование познавательной и социальной мотивации; формирование адекватной самооценки; формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.; формирование способности учитывать чужую точку зрения; воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Предпосылками регулятивных УУД являются: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; умение работать по инструкции взрослого; умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания; готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор; умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию; умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Предпосылками познавательных УУД являются: навыки сформированности сенсорных эталонов; ориентировка в пространстве и времени; умение применять правила и пользоваться инструкциями; умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач; умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале; умение выделять существенные признаки объектов; умение устанавливать аналогии на предметном материале; умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.); умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов; умение производить анализ и синтез объектов; умение устанавливать причинно-следственные связи. ориентировка в пространстве и времени; умение применять правила и пользоваться инструкциями; умение ориентироваться в книге; умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью; умение находить нужную страницу; умение ориентироваться по условным обозначениям в книге; умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.); умение пользоваться простейшими инструментами.
Предпосылками коммуникативных УУД являются: потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; строить монологичное высказывание и диалоговую речь; желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника. умение ставить вопросы; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания;
Психологическая готовность к школе
Возраст 6 – 7 лет относится к периоду первого детства, охватывающему возрастной диапазон 4 – 7 лет. В эту пору ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и седьмом году годичные прибавки роста составляют 8 – 10 см, а веса тела – 2,2 – 2,5 кг. Интересно, что в зимние месяцы многие дети мало растут и прибавляют в весе, зато летом так быстро вытягиваются, что в сентябре их просто не узнать. В этом же возрасте происходит первое изменение пропорций тела. Большеголовый и относительно коротконогий человечек с большим туловищем превращается к 6 – 7 годам в гармонично сложенного мальчика или девочку, у которых соотношение головы и туловища почти такое же, как у взрослых. И если до этого мальчики и девочки почти не различались по размерам и форме тела, то в 6 – 7 лет ситуация начинает меняться. В 6 – 7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы. Не закончены в этом возрасте рост и формирование костей скелета. К 6 – 7 годам еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Еще несовершенна нервная регуляция движений.
Движения, достаточная двигательная активность необходимы дошкольнику не только для нормального развития, здоровья, но и для формирования его личности. Возраст 6 – 7 лет – период интенсивного развития мозга. Рассматривая особенности развития мозга дошкольника, американский психолог и врач Глен Доман замечает: «Природа создала свое самое чудесное изобретение – человеческий мозг – таким образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с поразительной быстротой. В эти годы ребенок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого «накопителя» мы себе едва представляем. Ведущую роль в развитии ребенка до школы играет речь. В течение всего периода дошкольного детства идет накопление словарного запаса (в 6 – 7 лет запас слов ребенка от 3 до 7 тысяч). За год до школы ребенок уже может осознанно анализировать речь и звучащие буквы, очень любит играть в слова, подбирать слова-ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова.
При правильном воспитании и отсутствии органических нарушений к 6 г одам дети должны четко произносить все звуки, правильно строить предложения, уметь с выражением прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа, сказки. Основной формой речевого общения 6 – 7 летних детей является диалог. Дошкольник активно общается не только со взрослыми но и со сверстниками. Наряду с функцией общения в 6 – летнем возрасте речь выполняет и очень специфическую функцию регуляции деятельности. Это так называемая внутренняя речь.
Ребенок учится словами планировать свое действие («Сейчас я сделаю это и это…»), словами оценивать его («Так …ой, не получилось»), вносить коррективы («Нужно вот так … нет, лучше так…»). Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, жеста, игрушки или других воздействий заинтересовывает ребенка. В дальнейшем он сам учится организовывать свое внимание. Ребенок 6 – 7 лет может быть внимателен длительное время в привлекательной, эмоционально значимой ситуации, но с трудом сосредоточивается при выполнении неинтересной работы. Одна из самых острых проблем работы с детьми 6 – 7 лет – трудность концентрации внимания. Дети могут уже по словесной инструкции направлять внимание на нужный объект и его свойства, на организацию определенной деятельности. Но объем и уровень такого внимания, а также способность к его распределению еще очень низки. Лишь к 9 – 10 годам
произойдет резкое изменение, и тогда дети смогут работать достаточно длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок. В процессе деятельности ребенку часто приходится переключать внимание. Скорость переключения внимания в 6 – 7 лет еще невысокая, да и изменение ситуации ребенок замечает не сразу. Не следует забывать еще об одной особенности детей 6 – 7 лет – о трудности распределения внимания между разными видами деятельности. Организуя занятия, педагоги часто пытаются использовать задания, требующие быстрой смены одного вида деятельности на другой, не учитывая трудности переключения внимания. Еще сложнее ребенку, когда его вынуждают одновременно выполнять два разных действия.
Кратковременная память – часть рабочей памяти. По-видимому, рабочая память тесно связана с вниманием. В процессе развития у ребенка растет объем слуховой кратковременной памяти. Трехлетний ребенок запоминает 3 слова, семилетний – 5, а взрослый – от 7 до 9 слов. Однако объем кратковременной памяти у взрослых не больше, чем у детей. Процессы забывания также сходны у детей и взрослых, различаются лишь способы запоминания и воспроизведения материала. Память у ребенка непроизвольна, и непроизвольная память преобладает у детей 6 – 7 лет. У ребенка 6 – 7 лет произвольное запоминание приближается по своей продуктивности к непроизвольному. Значительно снижают память болезни, переутомление и перенапряжение, отрицательные эмоции. Ребенка нельзя заставлять что-то запомнить, принуждение и недовольство взрослых только затрудняют процесс запоминания.
Восприятие, внимание, память – все эти познавательные процессы совершенствуются в период дошкольного развития, и вместе с ними совершенствуется мышление ребенка. В дошкольном возрасте мышление ребенка вступает в новую фазу развития: происходит не только увеличение круга представлений и расширение умственного кругозора, но и перестройка самой умственной деятельности. При правильной организации воспитательной работы дошкольник начинает понимать причинно-следственные отношения между наблюдаемыми явлениями и рассуждать о них, не впадая в противоречия. Развитие мышления тесно связано с развитием других познавательных процессов. В период дошкольного детства совершается переход от наглядно-действенного мышления (свойственно детям 3 – 4 лет) к наглядно-образному (5 – 6 лет) и словесному (6 – 7 лет). Наглядно-образное мышление переходит и на более высокую ступень, к наглядно-схематическому мышлению, когда ребенок 6 – 7 лет оперирует не только конкретными образами, но и способен сам нарисовать простую схему, может использовать схему при работе с конструктором .
К 7 годам у детей формируется эмоциональная децентрация (умение ребенка отойти от своей эгоцентрической позиции, в способности к изменению своей точки зрения в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной) Дети 6 – 7 лет хорошо запоминают лица, события, места, но им еще трудно расположить их на временной оси. Хотя, кажется, что многие малыши уже в 3 года понимают, что такое время, однако реально такие слова, как «позавчера», «вчера», «завтра», «послезавтра» становятся осмысленными для них только к 6-летнему возрасту.
Формирование личности ребенка Дошкольное детство – это один из возрастных периодов, в котором происходит психологические изменения, решающие для формирования личности. Можем ли мы считать личностью 6 – 7 летнего ребенка? Скорее да, но личностью развивающейся. По А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды. В первый раз, когда трехлетний малыш произносит революционное «Я сам!», и второй – когда возникает сознательная личность. Собственное «Я» возникает, прежде всего, в общении ребенка с окружающими людьми – взрослыми и сверстниками. Причем формы общения с возрастом изменяются, а взрослые, порой, не зная или не замечая этого, относятся к 6 – 7 летнему сыну (дочери) как к маленькому. Непосредственно-эмоциональное общение (потребность во внимании, доброжелательном отношении, поддержке, улыбке) возникает с момента рождения, и необходимость в нем всегда сильна. Ребенок 6 – 7 лет остро реагирует на любое невнимание взрослых, на негативную оценку. Ему очень хочется быть хорошим. Кстати, дети, окруженные добрым и чутким
отношением взрослых, не скупящихся на улыбку и поддержку, вырастают более активными, самостоятельными. А дети, растущие в строгих запретах, окриках и особенно противоречивых требованиях, забиты, скованны, нередко агрессивны, неинициативны. В 6 – 7 лет необходимо и познавательное общение, которое становится особенно интенсивным. Дети готовы расспрашивать обо всем, им все интересно, но взрослые часто отмахиваются от бесконечных вопросов, заглушая стремление к познавательному общению. Но бывает и другая крайность: пользуясь интересом ребенка, взрослые вводят его в мир сложнейших научных понятий, и, хотя они недоступны его пониманию, он может с успехом пересказывать услышанные фразы, создавая иллюзию глубокого проникновения в проблему.
Личностное общение позволяет ребенку реализовать потребность в сопереживании, взаимопонимании, обсудить со взрослым и сверстником свое состояние, высказать свои симпатии и антипатии. Дети 6 – 7 лет достаточно самостоятельны, они уже не так, как малыши, зависят от взрослых, могут элементарно обслужить себя, прибрать за собой. Психологическое развитие и становление личности тесно связаны с самосознанием, которое наиболее явно проявляется в самооценке. Именно осознание своего «Я», своих достоинств и недостатков ведет к формированию самооценки. Однако ребенок 6 – 7 лет еще не способен адекватно оценить себя и почти всегда оценка зависит от мнения о нем взрослых. К сожалению, запутанность и противоречивость требований часто порождает очень низкую самооценку даже в тех случаях, когда причин для этого нет. Постоянная неудовлетворенность собой, неверие в свои силы, в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию стараться, а неадекватность и противоречивость требований могут вызвать раздражительность, неустойчивость настроения и даже агрессивность.
Мотивы, движущие поведением детей 6 – 7 лет, разнообразны. Это мотивы, связанные с повышенным интересом к миру взрослых, к их профессиональной деятельности, чувствам. Дошкольники стремятся выработать, установить положительные взаимоотношения со взрослыми и очень чувствительны к их требованиям и правилам. Поэтому требования взрослых должны быть адекватны возможностям детей. В числе мотивов деятельности детей – мотивы личных достижений, самоутверждения. Они, безусловно, свойственны не всем детям, но значительная часть дошкольников стремится стать «первыми», «главными». Эти мотивы четко проявляются в играх с правилами, в соревнованиях. Познавательные мотивы во многом определяют развитие дошкольников. Принцип «хочу знать все обо всем» - это принцип их жизни. Ребенок 6 – 7 лет с удовольствием играет и учится читать, сочиняет сказки и рисует, лепит и строит.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ Мотивационная готовность к школе Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов. Память Зрительная образная: объем — 7-8 предметов. Слуховая образная — 7 звуков. Слуховая вербальная — 7-8 слов. Тактильная — 7 предметов. Словесно-логическая. Произвольность памяти. Внимание Объем — 7-8 предметов. Устойчивость — 25-30 минут. Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки. Умение видеть двойственные изображения . Воображение Творческое: способность изменять сюжет сказки, сочинять свои сказки с использованием выдуманных персонажей, умение преобразовывать один предмет в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов. Интеллектуальная сфера Анализ Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении. Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов. Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам. Исключение на основе всех изученных обобщений. Зрительный синтез Способность составить целое из 9 частей без образца, из 12 частей — со зрительной опорой на образец Сравнение предметов на основе представлений Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки Обобщение Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка: Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений. Выполнение сериации по всем свойствам предметов. Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок. Выполнение операции классификации по существенным признакам.
Волевая сфера Способность принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации. Сформированное итогового и пошагового самоконтроля. Умение планировать свою деятельность. Умение действовать в соответствии с социальной ролью. Личностная сфера Умение критически относиться к своим поступкам. Появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки. Новообразования Внутренний план действий. Произвольность всех психических процессов. Возникновение соподчинения мотивов. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. Возникновение первой целостной картины мира. Появление учебно-познавательного мотива.
Программа «Скоро в школу» Цель: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи: Способствовать созданию условий для позитивного настроя и снятия эмоционального напряжения. Развивать произвольный компонент психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные навыки за счет развития и укрепления волевых качеств личности. Способствовать повышению познавательного интереса. Развивать мелкую моторику рук. Формировать у детей исходный уровень познавательной мотивации.
Принципы и подходы к формированию программы: Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества. Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее. Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка. Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции . Принцип соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников Принцип комплексности Принцип деятельности
Ожидаемые результаты - повышение уровня развития произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности; - повышение познавательного интереса; - формирование у детей исходного уровня познавательной мотивации.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет и состоит из 28 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам продолжительностью 25 – 30 минут. Методические приемы: подвижные и малоподвижные игры, элементы психомышечной тренировки ( психогимнастика ), продуктивные виды деятельности словесные игры дидактические игры развивающие задания элементы сказкотерапии
Каждое занятие включает в себя разминочные упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор и словарный запас; логические; с правилами; развивающие внимание, память, мышление; развивающие мелкую моторику и фонематический слух), психогимнастические , релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика, работу на индивидуальных листах.
Структура занятия: Приветствие Разминка Основная часть Заключительная часть Рефлексия. Подведение итогов. Ритуал прощания
Отличительной особенностью программы является комплексный подход к подготовке детей к школьному обучению, который заключается, в том, что занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики
Для отслеживания эффективности развивающей работы применяются следующие диагностические методики: Самооценка Методика «Лесенка» (Щур В.Г.) Мотивация готовности к школе «Мотивационная готовность» Венгер А.Л. Методика «Беседа о школе» Нежнова Т.А. Степень психосоциальной зрелости (кругозор ) - тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым Методика исследования готовности к школьному обучению ( Екжанова Е.А.) «Графические ряды» «Точки» «Рисование дома-дерева-человека» «Дорожка звуков»
Восприятие Зрительное восприятие: цвет форма «Узнавание наложенных изображений» «Узнавание недорисованных изображений» Слуховой гнозис : «Различение ритмических последовательностей» Понимание текста
Внимание «Переплетенные линии» (устойчивость внимания) «Запомни и расставь точки» (объем) Нахождение недостающих деталей (распределение) Найди отличие (переключение) Копирование точек (концентрация) Память Методика «10 слов», вербальная память ( Лурия А.Р.) Методика «Узнавание фигур», зрительная память Мышление Наглядно-действенное «Самое непохожее», «Вырежи фигуру» Наглядно-образное Матрицы Равенна Вербально – логическое «Исключение четвертого» «Классификация» «Выбери правильный ответ» Воображение и речь Придумай рассказ Мелкая моторика Копирование бессмысленных слогов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
Тема: Коррекция и профилактика сопровождения готовности детей к школьному обучению НОД для детей старшего дошкольного возраста «Трудности дороги к знаниям».
Цель: Развитие у детей психологических предпосылок к поступлению в школу и формирование мотивационной готовности. Задачи: 1. Продолжать развивать познавательные...
Презентация "Развитие познавательной активности детей 6-7 лет как условие подготовки детей к школьному обучению"
Презентация представляет отчет по тематической проверке...
программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению
программа направлена на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...
«Психологическая готовность детей к школьному обучению. Внимание! Дети. Здоровье ребенка в наших руках»
Протокол родительского собрания...
Взаимодействие семьи и детского сада при подготовке детей к школьному обучению "Будущие первоклассники" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Данный материал может быть полезен для родителей, дети которых готовятся идти в школу....
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...
- Мне нравится (3)