Долгосрочный проект по работе с родителями с учётом возрастных особенностей детей
проект на тему

Данный материал будет полезен для специалистов и воспитателей дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проекта самообразования                      на тему                                   «Роль семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

[Введите подзаголовок документа]

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»

                            Р.п. Усть-Донецкий


Актуальность выбора темы

«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
А.С. Макаренко.

Современная ситуация развития системы управления образованием в России характеризуется поиском новой философии социального управления. В связи с этим актуализируется проблема взаимодействия семьи и общественности в воспитании детей. Современный мир вступает в новую эру: происходит формирование единого рыночного мирового хозяйства, открывающего возможности не только к благосостоянию, но и к появлению новых проблем современности. Нарастает дефицит духовности общества, возникает несоответствие системы ценностей и жизненных ориентаций задачам, которые необходимо решать человечеству не только не для того, чтобы сегодня иметь достойную жизнь, но и чтобы избежать грядущих катастроф.
Единство принципа координации усилий семьи, ДОУ и общественности по воспитанию подрастающего поколения требует тесного взаимодействия всех государственных и общественных институтов причастных к воспитанию. Их действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания.
Процесс семейного воспитания имеет ту особенность, что он бесконечен: рождаются дети, создаются новые семьи и, как всегда, возникают вопросы и новые проблемы в воспитании подрастающей смены, особенно в новых социально-экономических условиях, когда изменяется (не в лучшую сторону) демографическая обстановка в стране, место и роль семьи в обществе, когда на повестку дня встали вопросы защиты материнства и детства, охраны молодого поколения от тлетворного влияния «массово культуры», морального разложения, наркомании, алкоголизма.

Изменилась и сама семья. Ушла в прошлое старая многодетная, трехпоколенная семья. И дети, надо признать в такой семье воспитывались неплохо – срабатывала «семейная педагогика», семейные традиции и привычки, пример старших. Для такой семьи и наш педвсеобуч, видимо, не был так необходим. Но на смену старой семье пришла новая, современная семья, без старшего поколения (дедушки и бабушки предпочитают жить отдельно), как правило, это семья с одним ребенком, без опыта семейного воспитания, а то и неполная, конфликтная. Как утверждает статистика, в нашей области более 55% семей имеют лишь одного ребенка. Плохо это или хорошо? Если учесть, что в таких семьях нет ни бабушки, ни дедушки, то такие семьи, где ребенок рождается, делает первые шаги, учится говорить, познавать окружающий мир предметов, явлений, человеческих отношений, начинают терять главное – роль воспитательного коллектива, когда «нет ни братьев, ни сестер, ни общих радостей, ни переживаний, обыкновенного соседства нет», - без этого, как утверждает А.С. Макаренко, нет ни воспитания, ни счастья.

Обоснование необходимости педагогической поддержки семьи.
Разрушение традиционных устоев семьи – одна из причин кризиса в духовно-нравственной и социально-культурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

- разрушены нравственные представления о браке и семье;
- утрачено традиционное восприятие родительства и детства;
- деформирована сфера семейного воспитания;
- как следствие кризиса семьи – многочисленные проблемы детства;
- система общественного воспитания и образования не может кардинально изменить ситуацию, внести позитивный вклад в возрождение традиционных ценностей семьи;
- современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии.

Что значит быть сегодня ребенком?

- Семья легко может распасться из-за развода родителей.
- Изменилась структура семьи: теперь преобладают семьи с одним или двумя детьми.
- Воспитание детей часть происходит вне рамок семьи: во дворе, в детском саду, …
- Резко усилилось воздействие на детей средств массовой информации.
- Свободное пространство для игр на природе все больше сокращается.
- На детей все сильнее влияет коммерциализация жизни.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема самообразования: «Роль семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Цели: 

 В совместной работе с родителями я ставлю перед собой следующие цели: воспитание всесторонне развитой личности – счастливой, здоровой физически и психически. Так как только нравственно и физически здоровый человек сможет выжить в современном мире, полном контрастов. Эта личность должна быть интеллектуально развита, инициативна, коммуникабельна, уверена в собственных силах, ответственна и способна преодолевать трудности.

Задачи:

 Исходя их этих целей вытекают задачи, основанные на принципах педагогики сотрудничества, сотворчества, соблюдения принципа конфиденциальности, доброжелательности и безоценочности защиты прав и интересов ребенка, на уверенности в возможности и способности каждого ребенка, через эмпатическое понимание детей. Способствуя развитию личности ребенка и глубоко понимая, что главная роль отводится родителя, я ставлю перед собой следующие задачи:

- поиск контакта с родителями и детьми (изучение семьи: тестирование, анкетирование, деловые игры, беседы, наблюдения);
- определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику;
- обеспечить координацию совместных усилий семьи и ЖОУ по воспитанию дошкольника, создать единую воспитательную среду;
- показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимодействия между семьей, дошкольным и школьным учреждением;
- определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития;
- организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;
- побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей;
- рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье;
- коррекция семейного воспитания;
- повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода, возрождение традиций русской интеллигенции, в центре которой всегда было нравственное воспитание семейное образование;
- защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, ДОУ, селе.

Удовлетворение потребности ребенка в любви и чувстве собственного достоинства – ключ к органичному и творческому росту его личности, обеспечить который и призваны семья и система образования.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат: Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни д/с родителей приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.
Общение с учителями не вызовет у них затруднений, потому что они готовы к диалогу, умеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его. Участие родителей в жизни детей поможет им:
- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее;
- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в д/с был умный, а в школе «неумеха»), если вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
Человек с низкой самооценкой заранее «прогнозирует» свое поражение, даже уступает ему принадлежащее почти без борьбы. Высокая самооценка – это и есть «крылья счастья и успеха». «Семья дает крылья и корни» - семья, которая воспитывает удачливых, дает».
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Этому способствуют такие формы сотрудничества с семьей, как семейные праздники и фестивали, игровые семейные конкурсы, спортивные семейные соревнования. Самое ценное в таких праздниках – атмосфера единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей.
- понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо

сделать так, чтобы ребенок сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести. Душевная связь, основанная на доверии, обязательна. Очень важен и опыт познания ребенком своих возможностей, опыт самопознания. Не следует отнимать у ребенка счастья творить, создавать, побеждать трудности, ни с чем не сравнимое счастья овладения каким-то мастерством, счастья открытия, счастья преодоления, счастья интеллектуальной победы.
Никто не видел счастливым зависимого, несамостоятельного человека. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен», - писал сто лет назад врач-психиатр и удивительный педагог Мария Монтессори.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Роль семьи в адаптации ребёнка к условиям ДОУ

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта старших педагогов.

Разработка и реализация проекта «Школа молодой семьи»

2013 – 2014 год

Изучение ФГОС

Изучение  психолого – педагогической литературы.

Проведение анкетирования, бесед, индивидуальная работа с семьями воспитанников, тренингов и мастер-классов. Размещение консультаций в уголке для родителей

Роль семьи в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста

«Школа молодой семьи. Сенсорика в жизни ребёнка»

Изучение литературы по данному вопросу.

Инновационные формы работы с родителями. Привлечение родителей к оформлению группы.

2014– 2015 год

Консультативная информация.

Беседы, анкетирование,  тренинги, фотовыставки и творческие конкурсы между семьями воспитанников.

Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста

«Школа молодой семьи. Говорим правильно.»

Разработка перспективного плана в соответствии с рекомендациями логопеда.

2015 – 2016 год

Проведение анкетирования, бесед, индивидуальная работа с семьями воспитанников, проведение тренингов и мастер-классов. Размещение консультаций в уголке для родителей, фотовыставки и творческие конкурсы

Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста

«Школа молодой семьи. Растим патриотов»

2016-2017 год

Проведение анкетирования, беседы. Размещение консультаций в уголке для родителей, фотовыставки и творческие конкурсы. совместное участие в парадах и акция согласно тематике.

Роль семьи в подготовке детей дошкольного возраста к школе

«Школа молодой семьи. В школу вместе с ребёнком.»

2017-2018 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно- развивающая среда музыкального уголка в группе ДОУ с учётом возрастных особенностей детей

Классификация оборудования музыкального уголка в группвом помещении ДОУ с учётом возрастных и пограммных требований....

Тематические физкультминутки с учётом возрастных особенностей детей

В материале представлены виды физкультминуток, даны рекомендации по их проведению и содержатся практические разработки физкультминуток....

Конспект тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей детей. «Физкультминутка – как форма двигательной активности детей среднего дошкольного возраста».

Конспект тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей детей.«Физкультминутка – как форма двигательной активности детей среднего дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »

Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей  данного возраста ....

Конспект тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей детей

"Физкультминутка-как форма двигательной активности детей дошкольного возраста"...

Долгосрочный проект по работе с родителями в детско-родительском клубе « Дружная 7Я»

Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками.И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте ошибку &nda...

Конспект тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей детей.

quot; Физкультминутка - как форма двигательной активности детей среднего дошкольного возраста."...