Актуальность выбора темы «Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.С. Макаренко. Современная ситуация развития системы управления образованием в России характеризуется поиском новой философии социального управления. В связи с этим актуализируется проблема взаимодействия семьи и общественности в воспитании детей. Современный мир вступает в новую эру: происходит формирование единого рыночного мирового хозяйства, открывающего возможности не только к благосостоянию, но и к появлению новых проблем современности. Нарастает дефицит духовности общества, возникает несоответствие системы ценностей и жизненных ориентаций задачам, которые необходимо решать человечеству не только не для того, чтобы сегодня иметь достойную жизнь, но и чтобы избежать грядущих катастроф. Единство принципа координации усилий семьи, ДОУ и общественности по воспитанию подрастающего поколения требует тесного взаимодействия всех государственных и общественных институтов причастных к воспитанию. Их действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания. Процесс семейного воспитания имеет ту особенность, что он бесконечен: рождаются дети, создаются новые семьи и, как всегда, возникают вопросы и новые проблемы в воспитании подрастающей смены, особенно в новых социально-экономических условиях, когда изменяется (не в лучшую сторону) демографическая обстановка в стране, место и роль семьи в обществе, когда на повестку дня встали вопросы защиты материнства и детства, охраны молодого поколения от тлетворного влияния «массово культуры», морального разложения, наркомании, алкоголизма. Изменилась и сама семья. Ушла в прошлое старая многодетная, трехпоколенная семья. И дети, надо признать в такой семье воспитывались неплохо – срабатывала «семейная педагогика», семейные традиции и привычки, пример старших. Для такой семьи и наш педвсеобуч, видимо, не был так необходим. Но на смену старой семье пришла новая, современная семья, без старшего поколения (дедушки и бабушки предпочитают жить отдельно), как правило, это семья с одним ребенком, без опыта семейного воспитания, а то и неполная, конфликтная. Как утверждает статистика, в нашей области более 55% семей имеют лишь одного ребенка. Плохо это или хорошо? Если учесть, что в таких семьях нет ни бабушки, ни дедушки, то такие семьи, где ребенок рождается, делает первые шаги, учится говорить, познавать окружающий мир предметов, явлений, человеческих отношений, начинают терять главное – роль воспитательного коллектива, когда «нет ни братьев, ни сестер, ни общих радостей, ни переживаний, обыкновенного соседства нет», - без этого, как утверждает А.С. Макаренко, нет ни воспитания, ни счастья. Обоснование необходимости педагогической поддержки семьи. Разрушение традиционных устоев семьи – одна из причин кризиса в духовно-нравственной и социально-культурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: - разрушены нравственные представления о браке и семье; - утрачено традиционное восприятие родительства и детства; - деформирована сфера семейного воспитания; - как следствие кризиса семьи – многочисленные проблемы детства; - система общественного воспитания и образования не может кардинально изменить ситуацию, внести позитивный вклад в возрождение традиционных ценностей семьи; - современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии. Что значит быть сегодня ребенком? - Семья легко может распасться из-за развода родителей. - Изменилась структура семьи: теперь преобладают семьи с одним или двумя детьми. - Воспитание детей часть происходит вне рамок семьи: во дворе, в детском саду, … - Резко усилилось воздействие на детей средств массовой информации. - Свободное пространство для игр на природе все больше сокращается. - На детей все сильнее влияет коммерциализация жизни.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема самообразования: «Роль семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» Цели: В совместной работе с родителями я ставлю перед собой следующие цели: воспитание всесторонне развитой личности – счастливой, здоровой физически и психически. Так как только нравственно и физически здоровый человек сможет выжить в современном мире, полном контрастов. Эта личность должна быть интеллектуально развита, инициативна, коммуникабельна, уверена в собственных силах, ответственна и способна преодолевать трудности. Задачи: Исходя их этих целей вытекают задачи, основанные на принципах педагогики сотрудничества, сотворчества, соблюдения принципа конфиденциальности, доброжелательности и безоценочности защиты прав и интересов ребенка, на уверенности в возможности и способности каждого ребенка, через эмпатическое понимание детей. Способствуя развитию личности ребенка и глубоко понимая, что главная роль отводится родителя, я ставлю перед собой следующие задачи: - поиск контакта с родителями и детьми (изучение семьи: тестирование, анкетирование, деловые игры, беседы, наблюдения); - определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику; - обеспечить координацию совместных усилий семьи и ЖОУ по воспитанию дошкольника, создать единую воспитательную среду; - показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимодействия между семьей, дошкольным и школьным учреждением; - определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития; - организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала; - побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей; - рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье; - коррекция семейного воспитания; - повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода, возрождение традиций русской интеллигенции, в центре которой всегда было нравственное воспитание семейное образование; - защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, ДОУ, селе. Удовлетворение потребности ребенка в любви и чувстве собственного достоинства – ключ к органичному и творческому росту его личности, обеспечить который и призваны семья и система образования.
Перечень вопросов по самообразованию: - изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат: Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни д/с родителей приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Общение с учителями не вызовет у них затруднений, потому что они готовы к диалогу, умеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его. Участие родителей в жизни детей поможет им: - преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; - относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее; - знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в д/с был умный, а в школе «неумеха»), если вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Человек с низкой самооценкой заранее «прогнозирует» свое поражение, даже уступает ему принадлежащее почти без борьбы. Высокая самооценка – это и есть «крылья счастья и успеха». «Семья дает крылья и корни» - семья, которая воспитывает удачливых, дает». - проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке. Этому способствуют такие формы сотрудничества с семьей, как семейные праздники и фестивали, игровые семейные конкурсы, спортивные семейные соревнования. Самое ценное в таких праздниках – атмосфера единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей. - понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо сделать так, чтобы ребенок сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести. Душевная связь, основанная на доверии, обязательна. Очень важен и опыт познания ребенком своих возможностей, опыт самопознания. Не следует отнимать у ребенка счастья творить, создавать, побеждать трудности, ни с чем не сравнимое счастья овладения каким-то мастерством, счастья открытия, счастья преодоления, счастья интеллектуальной победы. Никто не видел счастливым зависимого, несамостоятельного человека. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен», - писал сто лет назад врач-психиатр и удивительный педагог Мария Монтессори. Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Роль семьи в адаптации ребёнка к условиям ДОУ | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта старших педагогов. Разработка и реализация проекта «Школа молодой семьи» | 2013 – 2014 год | Изучение ФГОС Изучение психолого – педагогической литературы. Проведение анкетирования, бесед, индивидуальная работа с семьями воспитанников, тренингов и мастер-классов. Размещение консультаций в уголке для родителей
| Роль семьи в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста | «Школа молодой семьи. Сенсорика в жизни ребёнка» Изучение литературы по данному вопросу. Инновационные формы работы с родителями. Привлечение родителей к оформлению группы.
| 2014– 2015 год
| Консультативная информация. Беседы, анкетирование, тренинги, фотовыставки и творческие конкурсы между семьями воспитанников. | Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста | «Школа молодой семьи. Говорим правильно.» Разработка перспективного плана в соответствии с рекомендациями логопеда.
| 2015 – 2016 год
| Проведение анкетирования, бесед, индивидуальная работа с семьями воспитанников, проведение тренингов и мастер-классов. Размещение консультаций в уголке для родителей, фотовыставки и творческие конкурсы
| Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста | «Школа молодой семьи. Растим патриотов»
| 2016-2017 год | Проведение анкетирования, беседы. Размещение консультаций в уголке для родителей, фотовыставки и творческие конкурсы. совместное участие в парадах и акция согласно тематике.
| Роль семьи в подготовке детей дошкольного возраста к школе | «Школа молодой семьи. В школу вместе с ребёнком.» | 2017-2018 год |
|
| |