"Экологический проект " (3)
проект (средняя группа) на тему

Иванова Ольга Владимировна

Конспекты занятий, игры, художественное слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_-_3_chast.docx80.74 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Игры к проекту

Игра «Подскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю: (снег)

С неба все скользят пушинки

Серебристые: (снежинки)

На полянку, на лужок

Все снижается: (снежок)

Вот веселье для ребят-

Все сильнее: (снегопад)

Все бегут вперегонки.

Все хотят играть в: (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился: (снеговик)

Рядом снежная фигурка,

Это девочка: (снегурка)

На снегу-то, посмотри

С красной грудкой: (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил: (снег)

Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.

Игра малой подвижности “Ручеек”

Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.

Подвижная игра “Караси и щука”

Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

Подвижная игра “На болоте”

Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.

Игра «Капельки»

(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)

 Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).  Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.

Приложение №2

( конспекты занятий)

Конспект НОД по экологии в младше - средней группе

« Что мы знаем о воде?».

Образовательная область «Познавательное развитие».

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть), уточнить значение её для всего живого.
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы:

  1. Игровой .
  2. Наглядный (панно « Кому нужна вода», картины с изображение водоёмов с водой).
  3. Практический (опыты).
  4. Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
  2. Изготовление панно « Кому нужна вода».
  3. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
  4. Беседы на тему: « Где можно встретить воду», « Кто живёт в воде».

Материалы и оборудование:

  1. Панно « Кому нужна вода».
  2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой, пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки.
  3. Иллюстрации с изображением дождя, лужи, моря, ручья, озера, реки, сосулек, пруда и т.д.
  4. Раздаточные картинки с изображением объектов живой и неживой природы.

Ход занятия:

  1. В группу приходит девочка, лицо и руки испачканные.
  2. Беседа « Что нужно для чистоты».

- Что нужно сделать, чтобы девочка опять стала чистой? (ответы детей).

-Чем? Где взять воду? ( ответы детей). Дети помогают девочке умыться.

- Спасибо, ребята, я теперь не грязнуля, а чистюля. А скажите, вода только в кране бывает? ( дети рассказывают, где в природе бывает вода, кто где её видел). Вывешиваются картины с изображением реки, моря, ручья, водопада и т.д.

Девочка: - Я когда шла к вам в детский сад, то видела лужу, буду идти назад и попью из неё и ещё раз искупаюсь.

- Правильно ли поступит девочка? (дети решают ситуацию).

- А скажите, что такое вода? (ответы детей).

Опыт №1 «Вода- это жидкость».

- Вода-это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что - нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой ( дети подходят и переливают воду в пустой стакан).

-А как вы считаете, какого цвета вода? ( ответы детей) Сейчас мы это проверим.

Опыт №2 « Вода бесцветная».

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

- Какого цвета молоко? ( белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей).

- Вода не имеет цвета, она бесцветная. Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, девочка, хочешь?

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

- Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Изменила вода свой цвет? (ответы детей).

- Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

- Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Физминутка:

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосёнок (идут, топают).

За мамой – лисицей крался лисёнок (крадутся на носочках).

Конспект НОД «Освобождение бусинок из ледяного плена» в младше – средней группе. Образовательная область «Познавательное развитие».

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие: закрепить и расширить представления детей о свойствах льда и воды.

Развивающие: развивать умение выдвигать гипотезы, выбирать способ действия и делать выводы на основе ранее полученных знаний.

Воспитывающие: стимулировать желание помочь герою программы "Спокойной ночи, малыши!", дружеские взаимоотношения во время работы. Воспитывать аккуратность в работе с водой.

Материал:

Замороженные во льду бусинки, тазик с теплой водой, мягкая игрушка Филя, тарелочки, тряпочки для каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение сказки Г. Х. Андерсена "Снежная королева", игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.

Ход

(Стук в дверь). Воспитатель вносит Филю (игрушка).

Филя: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Филя!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Филя грустный. Что случилось, Филя? Филя говорит, что шел на день рождения к своей подружке Каркуше. Хотел подарить ей бусы, но уронил их в воду, а Дед Мороз заморозил бусинки, и попали бусинки в плен. Он не знает что делать. Жалко Филю.

-Ребята, вы хотите помочь Филе? Как же ему помочь? Что делать? Рассматривание льда. Посмотрите, вот бусинки, а вокруг них что? (лед) Потрогайте, какой лед? (холодный, скользкий, гладкий) Обследование льда детьми. Ребята, а что такое лед (это вода).Что случилось с водой? Почему она стала такой холодной, твердой? (замерзла, превратилась в лед от мороза). Лед держит бусинки, не дает освободиться. Как можно освободить бусинки из ледяного плена? Давайте, подумаем. Когда лед начинает таять? Где? Что мы будем делать?

Выдвижение гипотез детьми.

1. Можно погреть в руках. Руки у нас какие? (теплые) Лед растает, бусинки освободятся.

2. Можно положить на батарею. Батарея какая?

3. Можно положить в теплую воду - там лед растает.

4. Можно оставить в группе - у нас тепло.

5. Можно постукать ножом, есть специальный бур (сверло, которым бурят лед рыбаки.

Ребята, Филя грустит. Он не верит, что так можно освободить бусинки, ведь у нас нет ни ножа, ни бура.

Что же делать? Давайте выберем, только те предложения, которые можем проверить сейчас. Посмотрите вокруг, какие предметы вам помогут сделать так, чтобы лед растаял?

Выбирают 3 гипотезы (руки, теплая вода, батарея)

Филя: Ребята, а я и не знал, что можно по- разному освободить бусинки ото льда. А вы мне покажете, как это сделать?

-Для этого нужно объединиться в 3 группы.

-Ребята, у которых на груди красные кружки: положат лед на батарею и проверят, растает ли лед. (Карточка с изображенной схематично батареей)

-Ребята, у которых желтые круги, что будут делать? (карточка на ней изображена рука) И те, у которых синие круги? (карточка на ней баночка с водой)

Проверка гипотез. Спросить у каждой группы: Что делать будете? Что делаете? Что происходит со льдом?

Выводы:

-быстрее всего бусинки освободила теплая вода;

-я теплыми руками погрела и лед растаял;

-на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.

Филя благодарит детей и уходит поздравлять Каркушу.

Дети вытирают воду со столов и проводят игру "Освободим бусинку из ледяного плена".

Воспитатель в роли бусинки, несколько детей - замерзшие капельки (льдинки). Они крепко обнимают ее со всех сторон - "бусинка в ледяном плену". Воспитатель просит теплые руки детей, которые не стали льдинками, растопить льдинки. Дети теплыми руками гладят детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку- воспитателя.

Конспект НОД

«Как люди речку обидели». Образовательная область «Речевое развитие».

Программные задачи:

1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

2. Прививать бережное отношение к окружающей природе.

3. Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по проверке очистки воды.

4. Развивать речь, учить грамматически верно  составлять предложения.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках за природными явлениями, беседа на тему: « Как мы отдыхаем семьей», проведение подвижных игр «Живая вода», «Караси и щука».

Материалы и оборудование: ткань голубого цвета, ленточки – голубые, фильтр, плакат «Человек и вода».

Ход занятия.

В-ль: Дорогие мои детишки

          Положите в сторонку книжки

          Подождет вас немного игра,

          Заниматься пришла пора.

В-ль: Дети, вы когда-нибудь отдыхали на речке? Что делали?

В-ль: А вы ездили с родителями отдыхать на другие водоемы?

В-ль: А что вам нравится больше всего, когда отдыхаете на речке, загораете, купаетесь?

В-ль: Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на пруде любят все. Но не все знают, как надо правильно себя вести. Как сделать так, чтобы Речка не обиделась, чтобы она оставалась чистой  любила детей.

В-ль: Сейчас я прочитаю вам рассказ про речку, которую обидели очень люди.

Как люди речку обидели

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

В-ль: Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.

В-ль: Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?

В-ль: Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?

В-ль: Почему так нельзя поступать?

В-ль:Что бы ты сделал на месте Кости?

В-ль: Ребята, но и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого.

В-ль: Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.

В-ль: Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно.

В-ль: Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.

В-ль: Дети, вы хотите знать, где рождается речка?

В-ль: Давайте пройдем к моему столу. (в-ль кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани).

В-ль: На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку?

В-ль: Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную реку, а остальные – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали большую реку. Вот так много воды и надо ее беречь. А сейчас давайте и мы с вами будем маленькими ручейками и поиграем в игру «РУЧЕЕК»

В-ль: А сейчас давайте еще раз вспомним, какая речка была до прихода гостей и после их ухода.

В-ль:  Дети, подберите цвета, при помощи которых можно отразить изменения, происшедшие с рекой.  раскрасьте речку на обеих половинках листа, при этом на левой его части отразит при помощи цвета "настроение" реки до прихода гостей, а на правой - после их ухода.

В-ль: Послушайте и отгадайте загадку:

Она и в озере, она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, журчит.

                           (вода)

В-ль: Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? (да).

В-ль: Дети, у меня в стаканчике речная вода. . В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной.

В-ль: Сравните воду в стаканчиках и скажите, чем она отличается? (в одном стаканчике она чистая, в другом – грязная)

В-ль: В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (в чистой)

В-ль: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.

В-ль: Сравните ее с водой "из чистой реки". (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.

Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.

В-ль: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки  с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. . А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.

Конспект НОД в младше – средней группе «Что за чудесница, водица-волшебница». Образовательные области : «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Программное содержание:

      1. Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

     2. Показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом.

     3.Упражнять в образовании однокоренных слов.

     4. Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом.

     5.Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.

 Предварительная работа: 

Наблюдение на прогулке за зимними явлениями, чтение стихотворений, загадок, сочинение танцев, рассматривание картинок о зиме, лепка снеговика на участке.

Материал для занятия :

Демонстрационный материал: таблица для развития зрительного восприятия; карточки с изображением настроений. Для проведения опытов - мисочки, льдинки, термос с кипяченой водой. Бросовый материал – салфетки, мерные стаканчики для изготовлении снеговиков.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Воспитатель вносит в группу таблицу, на которой изображены 3 сезона, кроме зимы)

В-ль: Как вы думаете, какого времени года не хватает на картинках? (Зимы)

В-ль: Настал день. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните  глубоко и с вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.

В -ль: А какие времена года перед вами? (весна, лето, осень)

В-ль: Почему вы так решили, назовите мне приметы этих времен года.

В-ль: Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? Назовите приметы зимы. ( Идет снег, сильные морозы, люди тепло одеты)

В-ль:А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко»

-Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю: (снег)

С неба все скользят пушинки

Серебристые: (снежинки)

На полянку, на лужок

Все снижается : (снежок)

Вот веселье для ребят-

Все сильнее: (снегопад)

Все бегут вперегонки.

Все хотят играть в: (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился : (снеговик)

Рядом снежная фигурка,

Это девочка: (снегурка)

На снегу-то, посмотри

С красной грудкой: (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил: (снег)

В-ль: Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите. Чем похожи все эти слова? (Они все по зиму, о снеге, сходные по произношению)

В-ль: Действительно, все эти слова похожи на одно слово - снег.

Что можно сказать о снеге? Какой он?

В-ль: А сейчас давайте проговорил чистоговорку.

Все бело, бело, бело

Много снегу намело,

Вот веселые деньки-

Все на лыжи и коньки.

 В-ль: Какую пользу приносит снег? (Он защищает от холода деревья)

В-ль: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

1. Снег - это вода.

В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.

2. Лед - твердая вода.

Обратить внимание детей, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратить внимание детей на время, за которое тают снег и лед (снег быстрее, лед медленнее). Выясняют, что легче - лед или вода, проведя опыты - опустить в воду лед и снег.

3. Пар - это тоже вода.

Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды.

В-ль: Снег, лед и пар - это вода. Посмотрите, сколько снега лежит на улице. Как вы думаете, как образовались сугробы?

В-ль: А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют "сугроб".

В-ль: Я возьму немного снега, сделаю снежок и скатаю снежный ком. (Имитирует движениями, как она это делает.) А что можно слепить из снежного кома? (Снеговика, снежную бабу.)

В-ль: А теперь представьте, что вы - снежинки и через открытую форточку вы попали в помещение и упали на ковер. Что с вами случилось? (Мы растаяли)

В-:ль: Но не все снежинки растаяли. Я их соберу и слеплю снежный ком. А как в помещении я могу "слепить" снеговика? Ответы детей.

Раздается стук в дверь.

В-ль: Ребята, это почтальон Печкин  принес снеговикам приглашение на Новогодний карнавал. Но в приглашении сказано, что все должны прийти на праздник парами и наши снеговики загрустили. Как мы можем помочь им? Ответы детей.

В-ль: Да, давайте изготовим снегурок для наших снеговиков.

В-ль: Но сначала, отдохнем и сделаем физкультминутку.

Возьмем снега мы немножко, (берут снег в руки)

Снежки слепим мы в ладошках, (имитация снежка)

Дружно ими по бросались – (дети бросают друг в друга)

Наши руки и размялись.  ( встряхнуть руками)

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить. ( показывают бабу)

Ком за комом покатили, (катят ком)

Друг на друга водрузили. (имитация движения)

Сверху третий малый ком. (показать маленький ком)

Снег стряхнули с рук потом.(стряхнуть снег)

Дети делают Снегурок из салфеток. Скатывают их в шар и приклеивают один ком на другой. Сверху надевают мерный стаканчик – шляпка. Приклеиваю нос- морковку, фломастерами украшают Снегурок.

В-ль: Как вы думаете, какое теперь настроение у наших снеговиков?

А у вас какое настроение? (хорошее, радостное, веселое)

В-ль: Если нашим снеговикам у нас стало весело, значит мы с вами волшебники. Видите, как хорошо помогать кому-то, делать добрые дела. Всем вокруг становится весело и солнечно, поэтому будьте всегда такими отзывчивыми, добрыми и веселыми.

Конспект НОД в младше - средней группе «Сосульки на крыше». Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

   Программные задачи: вызвать у детей интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками и созданию композиций «Сосульки на крыше дома». Продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов. Показать способы вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство цвета, формы и ритма.

   Материал: Лист бумаги А4,желтого,оранжевого цвета для изображения стен дома, прямоугольники синего ,красного цвета для изображения крыш, прямоугольники белого цвета для вырезания сосулек ,ножницы, клей, клеевые кисти, салфетки.

  Ход занятия:

  Ребята я вам сейчас прочитаю загадки, а вы мне поможете их отгадать. Слушайте внимательно.

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка - крохотулька,

Зимний леденец - ... (сосулька)

(похвалить детей за правильные ответы)

А теперь еще одна загадка. Слушайте внимательно меня, а то загадка очень трудная:

Солнце выглянет - заплачет.

Солнца нет - слезинки прячет.

(сосулька)

(Похвалить)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (сосулька)

Какие вы молодцы! Как быстро вы отгадали все загадки.

А вот сейчас, я вам покажу картинки, какие бывают сосульки на крыше. (Просмотр слайдов)

В какое время года мы можем увидеть сосульки?

А какое время года у нас сейчас? (Весна) Правильно, весна. Сейчас ранняя весна.

а) Как вы узнали, что сейчас весна?

б) Какие признаки весны вы знаете? (солнце греет) а) и б) эти вопросы заменяют друг друга, нужен один из них - подойдет любой. Я бы использовала первый.

Похвалить детей за правильные ответы.

   Солнышко пригревает, дарит тепло. А что становится со снегом? Если дети затрудняются использовать наводящие вопросы (снег остается лежать в сугробах или он начинает таять?)

  Текут ручьи, а с крыш звенит капель как колокольчик. Кап-кап-кап. Какие вы молодцы. Все знаете о приходе весны. Давайте повторим: Весной день становится длиннее, пригревает солнце, текут ручьи, ночью еще холодно, а это значит , мы говорим: ночные заморозки, звенит капель.

   Составление картины на ковре из прямоугольников (крыша),и из прямоугольников разной длины и толщины (сосульки).

  Дни стали длиннее. Какой стал день? (День стал длинный)

Солнышко светит, текут ручьи, звенит капель, когда солнышко уходит; ручейки, текущие с крыш, превращаются в сосульки. Посмотрите, какая красивая картина получилась? Вот у меня и рисунок такой есть, посмотрите.

   Вы видели сосульки? Какие они формы? На что похожи сосульки? (морковка) А на какую геометрическую фигуру они похожи. (треугольник) А какой длинны бывают сосульки: длинные или короткие? А может они бывают и длинные и короткие? Правильно, молодцы. Они бывают и длинные и короткие. (длинные и короткие)

   Дети, сосульки вырастают, потому что с крыш текут ручейки днем, а ночью, когда солнышко прячется, ручеек замерзает и превращается в сосульку. А сейчас я вам расскажу стихотворение про капель, про то как бегут весенние ручейки, а вы повторяйте со мной и делайте такие же движения, как я.

Физкультминутка.

Раз, два, раз, два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

Какие вы молодцы!

А теперь детки идёмте и сделаем наши сосульки из бумаги. Делайте, так как я вам говорить буду.

Еще есть в работе такой секрет: помните, что ножницы мы берем только тогда, когда я скажу. Вверх острием ножницы не поднимаем.

Сейчас возьмите лист бумаги белого цвета, делаем загиб на толщину 2-х пальчиков, разглаживают линию сгиба (поясняя, что эта линия нужна для контроля длины разрезов - резать нужно до этой линии, не переходя через неё, иначе не получится хоровод), снова отгибают, складывают бумагу гармошкой и произвольно вырезают сосульки приёмом « зигзага».Затем наклеивают «хоровод» сосулек на цветную бумагу – стену дома, подобрав красивое цветосочетание(белое на оранжевом с синей крышей и т.д.) Готовят для своих домов цветные крыши – прямоугольные и тем самым завершают оформление своих аппликаций.

А сейчас ребята давайте посмотрим, как у вас получилось. Ой, какие красивые сосульки получились у вас. Молодцы, дети!

Ребята чем мы с вами сегодня занимались? Правильно, мы вырезали сосульки на крыше дома, который склеили из бумаги.

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Сосулька»:

Плачет хрупкая сосулька

От весеннего тепла.

Капли барабанят гулко.

У крылечка натекла

Лужа из холодных слёз.

Грянул к вечеру мороз.

Он поколдовал чуток-

Лужу превратил в каток.

Подведение итога занятия.

   Предлагаю детям рассмотреть все работы, разложенные на одном столе, выбрать понравившийся им и объяснить, почему он понравился больше остальных работ. Напоминаю, что воспитанные дети выбирают не свою работу, а работу товарища, потому что они скромные и себя сами не хвалят, а ждут, когда их похвалят другие люди.

Конспект НОД «Иней на деревьях». Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи:

Воспитательные: Воспитание любви к природе, интереса к занятию, умение работать в коллективе, индивидуально.

Развивающие: Развитие эстетического восприятия и воображения, творческой активности, умения дополнять создаваемый образ интересными деталями; Познакомить с техникой изображения инея.

 Образовательные: Формирование у детей творческих способностей при использовании нетрадиционных техник рисования. Умение  использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения.

Словарная работа. Иней, снегопад, пейзаж.

Материалы, инструменты, оборудование. Картон синего цвета, на котором нарисован силуэт дерева, клей ПВА, кисти, пищевая соль.

Ход занятия. Организационный момент.

В: Сегодня, когда вы шли в школу, то под ногами у вас что-то скрипело. Вы не знаете, что это?

Дети: Это снег.

В: Вот  я принесла снег, а у вас на столе картон и клей.  (Показываю ведёрко со снегом и убираю его). Сегодня мы с вами сделаем нечто необычное из этого снега. Я познакомлю вас с новой техникой рисования. Но прежде чем мы начнём изображать, я хочу с вами поиграть. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег)

С неба все скользят пушинки – серебристые… (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает …(снежок)

Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)

Ну вот, ребята, мы с вами поиграли и теперь пора приниматься за работу. (Воспитатель подходит к емкости со снегом) Ой! Что случилось? Где же мой снег?  Ребята, а что случилось со снегом? Кто сможет ответить? (Показываю ведёрко с водой, как будто снег действительно растаял).

Дети: А снег растаял.

В: А чем же я буду рисовать, ведь рисовать снегом это так здорово. Что же мне делать? Чем же теперь нам с вами рисовать? Кто же мне поможет? Ой! Вот тут у меня завалялось какое-то письмо. Может оно нам поможет?

ПИСЬМО: «К нам пришло Письмо одно, Было странное оно. Вместо марок –

Три снежинки, А конверт – Из чистой льдинки, А письмо не на листке,

А на беленьком снежке: - Скоро, скоро К вам примчу На метели прилечу,

Запляшу и закружу, Снегом землю наряжу, И деревья, и дома … И подписано: …. (зима)»

Физкультминутка

На дворе у нас мороз.                         
Чтобы носик не замёрз,                                   
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                      
Как на сказочной картинке.                   
Будем их ловить руками

И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                      
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,                  
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                           
И к себе приходим в дом.

Загадка.

Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Отгадка на загадку:

«Дорогие ребята, я посылаю вам волшебный снег.  А самое главное - этот снег не тает, он будет долго радовать вас». Показать детям соль. Выслушать предположения, что это такое на самом деле.

Волшебный снег - это соль. Попробуем использовать вместо снега соль для рисования? Сегодня я хочу предложить вам нарисовать картину (пейзаж), на которой будет изображена  зимняя природа.

Практическая часть.

Показ приемов рисования. Воспитатель берет картон синего цвета, на котором нарисован силуэт дерева без листьев. Показывает, что нужно намазать клеем ветки дерева и посыпать солью. Когда клей немного подсохнет, стряхнуть лишнюю соль. Картина готова.

Итог.

 - Какие замечательные картины у нас получились. Молодцы! Теперь вы знаете, что рисовать снегом можно только на улице в морозную погоду, а  наши зимние пейзажи можно изобразить при помощи волшебного снега – соли.



Конспект занятия НОД «Чистота – та же красота».

Образовательные области «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Цель: Показать детям на практике, что соблюдение правил личной гигиены – основное условие здорового образа жизни. Прививать детям любовь к чистоте, видеть её красоту. Показать на примере грязной девочки, что грязным быть не красиво, всегда нужно быть аккуратным.

Задачи: Учить детей правилам чистоты, методом сравнения (грязного и чистого). Развивать речь детей, желание помочь тому, кто сам себе не желает помочь. Воспитывать аккуратность, умение оценивать себя и того кто нуждается в помощи.

Закрепить правило: что с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, лицом, зубами, волосами и т. д.

Материалы: туалетные принадлежности (мыло, мыльница, мочалка, шампунь, зубная паста, щетка, полотенце и другие), умывальник Мойдодыр, чумазая кукла, картинки с изображением чистых и грязных предметов, людей, животных.

Предварительная работа: чтение детям стихотворения А. Л. Барто «Ах, ты девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр».Экспериментирование на белых вещах грязными и чистыми предметами.

Взаимодействие с родителями: открытый просмотр занятия

Формы и методы организации совместной деятельности:

коммуникативная - мини беседа об элементарных правилах охраны здоровья, соблюдения правил личной гигиены; ситуативный разговор  с «девочкой чумазой» (кукла); речевые ситуации - в ходе создания мотиваций на выполнение игровых заданий при выполнении физминутки.

Ход занятия.

(Воспитатель вместе с детьми подходит к окну)

Воспитатель:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней;

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла?

Дети: Весна.

Воспитатель: Молодцы! Правильно ребята наступила весна. Давайте с вами подойдём к окну и посмотрим внимательно, кого и что вы видите за окном.

Дети: ответы детей (ручейки, лужи, грязь).

Воспитатель: Правильно сейчас очень много грязи. Ребята, а если вы испачкаете руки, то вы их моете или нет?

Дети: Да, конечно моем.

Воспитатель: А вот я сегодня шла в детский сад, мне по пути встретилась девочка вся грязная и чумазая! Я ей говорю: Пойдём умываться!- а она не захотела.

(стук в дверь: входит девочка с чумазой куклой, на руках и лице которой грязь)

Воспитатель: Вот эту девочку я сегодня видела, она до сих пор не умывалась. Давайте у неё спросим, где она так измазалась.

Дети с воспитателем: 

Ах, ты девочка чумазая

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки,

На локтях дорожки.

Девочка: Я на солнышке лежала

Руки к верху держала

Вот они и загорели.

Дети (показывая на нос и лицо говорят):

Ах ты девочка чумазая

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа черный, будто закопченный…

Девочка: Я на солнышке лежала

Носик к верху держала

Вот он и загорел.

Дети: Ах, ты девочка чумазая

Ну, а где ты пятки так измазала?

Девочка: Я на солнышке лежала

Пятки к верху держала

Вот они и загорели.

Воспитатель: И тебе нравится ходить грязной?

Девочка: Да.

Воспитатель: А посмотри, какие у нас дети все чистые, опрятные, красивые. Ребята вы ведь любите умываться?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте девочке покажем, как мы любим умываться.

Физминутка:

Водичка, водичка

Умой моё личико!

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок…

Воспитатель: А ты, девочка - чумазая хочешь быть такой же чистой и красивой, как наши дети? Хочешь, мы тебе покажем принадлежности, благодаря которым ты будешь чистая и красивая?

Девочка: Да.

(Воспитатель достает из сундучка принадлежности туалета, а дети называют, что для чего нужно).

Воспитатель: А давайте попробуем отмыть девочку (даёт всем детям мочалки, мыло, дети моют девочку (куклу). Девочка смотрит в зеркало, что она стала чистой, благодарит детей.

Воспитатель с детьми: 

Вот теперь ты белая

Совсем не загорелая

Это была грязь!

Воспитатель: Ребята, давайте дадим девочке совет, что нужно делать, чтобы всегда быть чистой.

Дети: Надо, надо умываться по утрам и вечерам-

А не чистым - трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё рассказали девочке о чистоте и личной гигиене. А, что же такое личная гигиена, вы можете мне сказать?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте проверим, так ли это.

Закрепление пройденного материала на занятии с помощью отгадывания загадок о предметах гигиены, просмотра иллюстраций.

Приложение № 3

( Художественное слово)

Мокрые загадки

Стало как-то суховато

От пустынь и от степей.

И поэтому, ребята,

Вот загадки помокрей.

Это - водные пустыни,

Волны как барханы.

Здесь, среди бездонной сини –

Штормы, ураганы. (Океан, море)

Хоть на море мы похожи,

Мы внутри материка.

В нас порой впадают тоже

Ручеек или река.

С океаном не знакомы.

Назовите, дети, кто мы? (Озера)

Он и льет, и льет, и льет.

Мокрая погода.

Может, это вертолет

Сбрасывает воду?

Нет, вода из облаков.

Угадай, он кто таков? (Дождь)

В океане острова

Из живого вещества.

И полипы твердые,

Очень-очень гордые –

Без камней и без земли

Рифы выстроить смогли. (Кораллы, коралловые полипы, коралловые рифы)

Рос в ракушке много лет

На морской отмели,

А потом попал в браслет,

Бусы, ожерелье. (Жемчуг)

В океане ходим мы,

Словно синие холмы.

Океан - наш дом родной,

В нем немало миль.

В шторм идем большой стеной,

Утихаем в штиль. (Волны)

В море, только под водой,

Можно встретиться с землей.

Тут лежат морские звезды,

Камешки, песок.

Где-то близко ходит грозный,

Важный осьминог.

И погибшие суда

Опускаются сюда. (Дно)

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми,

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (Рыбы)

Ты, читатель, мне поверь,

Что не рыба я, а зверь.

Нет характера добрей –

В шторм спасаю я людей. (Дельфин)

Этот домик я могу

Отыскать на берегу.

В нем укрытие моллюска

И хозяин гордый:

"Домик выдержит нагрузку,

Известковый, твердый". (Ракушка)

В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место. (Вода)

Посмотрите-ка! В апреле

С крыши брызги полетели

И стараются, шлеп-шлеп,

Попадать нам прямо в лоб. (Капель)

Мы журчим в апреле звонко,

Ведь сугробы быстро тают,

А мальчишки и девчонки

В нас кораблики пускают. (Ручьи)

Маленькой рождаюсь я,

Получаюсь из ручья,

А до моря добегу -

Стать широкою смогу. (Река)

Я живу на дне реки.

Только где же плавники?

Нет их, сам скорей взгляни -

Вместо них мои клешни.

Если вдруг опасность рядом,

Очень часто пячусь задом. (Рак)

Голова и много ног,

А характер очень строг:

Если гость ко мне не зван,

Поступаю мило -

Выпускаю в океан

Черные чернила. (Осьминог)

Стихи о воде

Снежинка

Снежинка – балеринка.

Жила – была на свете

Снежинка – балеринка.

Кружил январский ветер

Весёлую снежинку.

Снежинка – балеринка

Кружилась и летала,

А вьюга все тропинки

Лесные заметала.

Дождик

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай не жалей

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Иней

Всё вокруг укутал иней

В заячий тулуп:

Провода электролиний,

Крыши, дым из труб.

Опушил пеньки лесные,

На сосне – иголки,

И набросил ледяные

Кружева на ёлки.

Ягодам рябины алой

Подарил косынки,

Гроздь рябины засверкала

Разноцветной льдинкой.

Росинка

На тонкой паутинке,

Качается росинка,

Светлая, хрустальная

Словно бусинка на вид.

Лес зеркальный отразит

Капелька зеркальная.

Весенний дождик

По листве и по траве

Скачет  дождик во дворе.

Дверь балконную открыла –

Свежестью запахло вдруг.

На балконе дочка Мила

Зонтики считает вслух:

Зонтик в клетку голубую

Переходит мостовую,

Зонтик розовый с цветами,

Есть такой у тёти Ани.

И с игрушечным зонтом

На прогулку вышел гном.

* * *

Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи.

С. Маршак.

* * *

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

И. Токмакова.

* * *

Дворник снег большой лопатой

Отгребает от дверей.

Снег весенний, ноздреватый,

И на том снегу лохматом,

Хмурый скачет воробей.

Он по солнечному свету

Стосковался в зиму эту.

Ты снежком его не бей,

Пусть он скачет воробей!

В. Шошин.

* * *

Летят последние снежинки,

Повисли с крыш сосульки,

Всё чаще в вышине видна

Весенняя голубизна.

Е. Трутнева

* * *

Дождик прошёл по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся.

                                                                                                           А.Яшина

Приложение № 4

( консультации для родителей)

Вода – средство закаливания дошкольников

   Вода для закаливания применяется с древнейших времен и представляет собой более сильное средство, чем воздух, благодаря очень высокой (по сравнению с воздухом выше в 28 раз) теплопроводности. Наверное, нет здорового ребенка, которому водные процедуры не доставляют радости и не оказывают оздоровительного эффекта. Очень хорошо об этом сказал К. И. Чуковский в знаменитом «Мойдодыре»:

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,—

И в ванне и в бане

Всегда и везде Вечная слава воде!

       Все традиционные методы водного закаливания делятся на местные и общие. К первым относятся умывания после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой. Ко вторым — обтирания, обливания, душ, купания. Из этих процедур, подробное описание которых можно найти в любой книге по закаливанию, доказали свою закаливающую эффективность, в частности, обливания стоп водой с постепенно снижающейся температурой (начиная с +28, 27°). Через 1—2 дня температура воды снижается на 1—2°.           Длительность обливания 20—30 сек. Конечная температура +14, 15°. После обливания ноги тщательно вытираются. Также эффективны у старших дошкольников полоскания горла сначала теплой, затем прохладной и холодной водой, которые удобно проводить во время утреннего туалета.

       Одним из популярных и действенных методов водного закаливания являются купания в открытых водоемах, когда на организм действуют все природные факторы. Однако для получения закаливающего и оздоровительного эффектов следует соблюдать при купании ряд правил, приведенных в предыдущей статье. Еще раз стоит подчеркнуть зависимость длительности купания от температуры воды и воздуха. Так, длительность первых погружений в воду при температуре воды +25°, +23° не должна превышать нескольких минут. Постепенно время купания можно довести до 15 минут при двух-трех повторениях в течение дня. К сожалению, вряд ли найдутся родители, которые, находясь с таблицами в руках на берегу моря или реки, будут определять время купания ребенка.

     Одним из простых, удобных и в достаточной мере надежных критериев может быть наблюдение за поведением ребенка. Многие родители боятся появления дрожи, а между тем именно ее начало четко означает конец купания; ребенок должен выйти из воды, обтереться (не растираться!) полотенцем и некоторое время побыть на солнце.

     Находясь в воде, ребенок должен двигаться; лучше всего для этого подходят игровые упражнения с мячом на мелководье, которые проходят в

веселой обстановке и могут продолжаться довольно долго с пользой для здоровья.

     В связи с всевозрастающей популярностью плавания в бассейнах следует заметить, что закаливающий эффект от этих занятий может быть достигнут только при соблюдении определенных условий, важнейшими из которых является температура воды и воздуха в бассейнах.

    Хорошо повышает закаливающий эффект плавания прием контрастного душа после окончания тренировки.

    Когда речь идет о плавании детей, необходимо предостеречь от такой крайности, как купание в ледяной воде. Как читатель уже догадался, на дальнейших страницах будет рассказано в основном о нетрадиционных методах закаливания. За последние годы среди некоторых родителей появились энтузиасты «моржевания» детей, т. е. зимнего плавания в открытых водоемах. Все это очень опасно для здоровья детей из-за недостаточной сформированности систем регуляции и адаптации, включая и систему терморегуляции.

     Экстремальные сверхсильные холодовые нагрузки вызывают колоссальную перестройку в состоянии всех физиологических систем и приводят к перенапряжению аппарата терморегуляции, которая безболезненно может осуществиться лишь у некоторых людей, но и у них это произойдет за счет нарушения деятельности остальных систем и органов, непосредственно не вовлекаемых в обеспечение температурного гомеостаза.     Наиболее уязвимыми оказываются аппараты регуляции (нервная система) и выделения (почки).

       Например, в урологии известно заболевание под названием «окопный нефрит», когда после внезапного или длительного охлаждения в почках возникает острое воспаление, быстро переходящее в хронический процесс. Трагедия заключается в том, что современная медицина не имеет действенных средств борьбы с этим заболеванием, продолжительность которого составляет 5—8, иногда 10 лет с неизбежным трагическим исходом. Теперь понятно, чем рискуют родители, погружая своих маленьких детей в ледяную воду. Повторю, что это только один из примеров возможного патологического действия «моржевания» на организм ребенка.

     Почему же все-таки у некоторых детей, не говоря о взрослых, наблюдаются неплохие результаты, хотя бы в виде уменьшения или более легкого течения простудных заболеваний после занятий зимним плаванием в открытых водоемах?

     Научное объяснение, вероятно, может исходить из факта наличия индивидуально-типологических различий в характере температурной чувствительности, которая, как показали исследования, имеет место с рождения.

     Из нетрадиционных методов закаливания наиболее эффективными, не требующими больших затрат времени, физиологически обоснованными и общедоступными, в том числе и для детей дошкольного возраста, являются приемы контрастного душа, когда потоки теплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной воды. Тем самым обеспечивается тренировка нервно-сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки к разнонаправленным термическим воздействиям. Вместе с тем сказывается и стимулирующий эффект на нервную систему.

     У детей дошкольного возраста эта процедура может применяться после проведения курсов менее сильных факторов (воздушных ванн, обтираний и т. д.). Процедурой, непосредственно предшествующей приемам контрастного душа, могут быть контрастные ножные ванны, когда ребенок погружает ноги поочередно в тазы, наполненные водой разной температуры. Методика контрастного душа следующая.

      После утренней зарядки ребенок в ванной обливается от шеи теплой (+36 °) водой в течение 30—40 сек, затем температура воды снижается на 3 ° и действует 15—20 сек, далее процедура повторяется. Через 3—4 дня длительность обливания менее теплой водой доводится до 30 сек. Через 10— 12 дней разница в температуре воды увеличивается еще на 2—3 ° и так постепенно в течение 2,5—3 месяцев разница в температуре горячей (до +38 или +40) и прохладной (до +20 или + 18°) доводится до 20о у старших и до 15о у младших дошкольников.

     По окончании каждой процедуры кожа вытирается махровым полотенцем. Имеющийся у автора опыт многолетнего применения контрастного душа у взрослых и у детей дошкольного и школьного возраста показал его значительную закаливающую эффективность.

     Наиболее щадящим и удобным как в домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях, контрастным методом является прием воздушных ванн разной температуры, о чем уже упоминалось.

      Итак, если родители хотят видеть своего ребенка здоровым, они должны его закаливать с раннего возраста. В «минимум» закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, пребывание ребенка в помещениях при температуре воздуха не более +18°, ежедневное применение контрастных воздушных или водных процедур. Одним из самых эффективных методов является сочетание циклических упражнений с закаливающими процедурами. Солнце, воздух и вода должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни.

     Задача родителей в содружестве с медиками и педагогами дошкольных учреждений — сделать все возможное для гармоничного вхождения этих природных факторов в жизнь каждого ребенка.

ПОГОВОРИМ О ВОДЕ (консультация для родителей)

   2017 год объявлен в России годом Экологии. Привлекайте детей к экологическим проблемам. В 4 - 6 лет они уже способны понять, что хорошо, а что плохо.

    Расскажите, что нельзя мыть в речках машины, или спускать в них промышленные отходы. В отравленном водоеме гибнет рыба, исчезают водоплавающие птицы, а вслед за ними и хищники – лиса, норка, выдра. Зацветает и загнивает вода, заиливается дно, меняется и беднеет видовой состав растений по берегам. Важно, чтобы дети научились прослеживать последствия действий человека.

    Нам хочется вырастить их ответственными, мудрыми, экологически мыслящими людьми.

     Вся надежда на них, им исправлять ошибки прошлых поколений, им спасать такую маленькую, хрупкую и такую больную нашу планету. И, кто знает, может быть, через 50 или 100 лет человечество научиться жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами!

    С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является самым приятным способом обучения и привития культурно-гигиенических навыков.

    Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесными превращениями и множеством секретов, раскрывать которые помогают взрослые.

   Детям можно:

  -  показывать картинки с изображением воды;

  - рассказывать где она собирается на нашей планете (в лужах после дождя, болотах, водоемах, морях и океанах);

  - провести параллель с животным миром (какой водой питаются животные, насекомые, какой трудный путь порой они проходят, чтобы добыть каплю воды, где она может находиться (в ущельях, скалах, в растениях), какая вода непригодна для питья, какая вода опасна для жизни, какой состав воды) например: в пустынях воды очень мало, соответственно и растений практически нет, достать ее в пустынях трудно, но несмотря на это, там тоже есть жизнь, обитают животные и насекомые; также можно рассказать, как они приспосабливаются к таким трудным условиям существования (например: верблюды могут выпить за один раз 100 литров воды, и обходиться потом без воды две недели, причем это одно из немногих животных, которое может пить солоноватую воду).

    Очень интересны детям животные, для которых вода является естественным местом обитания. Это морские черепахи, лягушки, киты, дельфины.

    Главным образом получение знаний о воде в дошкольном возрасте базируются на наблюдении и опытах. Поэтому так полезно и занимательно рассматривать и наблюдать за повадками птиц, жизнь которых непосредственно связана с водой — утки, лебеди, цапли, фламинго.

   В зависимости от возраста детей взрослые должны рассказывать о необходимости воды прежде всего для поддержания организма в тонусе, о том, что вода способствует усваиванию организмом питательных веществ, делает кислород для дыхания более увлажненным, контролирует температуру тела, играет главную роль в обмене веществ, выводит различные отходы и ненужные вещества из организма. Человеку нужна только чистая питьевая вода.

    Дети должны знать, что особенно в жаркое время года нужно пить много воды, потому что перегрев организма и дефицит жидкости опасны для жизни. Обращая внимание детей на окружающую нас природу в игровой форме взрослый может объяснить весь круговорот воды в природе. Будь то утренняя капелька росы на распустившихся цветах или причудливыми узорами трескающийся лед под ногами - все достойно внимания ребёнка.

   Наверное, не существует ни одного ребенка, которому не было бы интересно наблюдать, как поднимается и стремится ввысь стрелка луковички, опущенной в воду, как обретает второе дыхание получивший воду засыхающий цветок.

   Существует много загадок про воду, которые дети с интересом разгадывают, а также сказок, стихов, песен. Экологические сказки предназначены для воспитания у детей бережного отношения к воде — источнику всего живого. Захватывающие приключения пиратов, описанные в книгах путешественников, способы выживания в морской воде - еще одна нить, связывающая детей с этим незаменимым веществом-ВОДОЙ.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Воды).

    Можно рассказывать и привлекать детей к спортивным играм в воде с мячом и просто плаванию.  Занятия по плаванию, дети всегда встречают с радостью. Навсегда остаются в памяти малышей семейные походы на речку или в «Аквапарк». Только вникая во внутренний мир ребенка, глядя детскими глазами на все происходящее, взрослый может показать все удивительные свойства воды.

 

Воду надо беречь – и это закон нашей

жизни!


     Экологическое воспитание детей — это очень важный этап в развитии каждого ребенка. В каждом учебном заведении должно уделяться внимание данному вопросу, поскольку состояние экологии напрямую влияет на жизнь человека. Экология со временем лишь ухудшается, что неизбежно ведет к ухудшению качества жизни человека. Для того чтобы в будущем наши дети не испытывали проблем связанных с экологией, сегодня необходимо уделить достаточное внимание этому вопросу в контексте их воспитания.

      Особенно необходимо уделять внимание экономии воды. Ведь проблема пресной воды уже сегодня является актуальной для многих стран, потому требует особого внимания. Если дети учатся в детском саду, то для рассказов о воде лучше использовать сказки. В интернете можно найти различные мультфильмы, которые в ненавязчивой форме рассказывают детям о воде и ее важности для любого живого существа, которое обитает на нашей планете. Именно с такого материала можно начать воспитание экологической культуры у детей. Впоследствии можно перейти к рассказам о воде. Рассказывать детям раннего возраста необходимо лишь самое интересное, что будет актуально для них.

     Что рассказать о воде детям? Для детей школьного возраста можно придумать более сложные варианты повествования о необходимости воды. В частности, детям можно рассказывать о круговороте воды в природе, также не помешают интересные факты о воде. Например, детям можно рассказать, какое количество воды содержится в человеческом организме, сколько воды необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности, и другие подобные факты. Для того чтобы ребёнок проявлял большой интерес к данной проблеме, можно попробовать провести в детсаду эксперименты с водой. В частности можно показать детям разные агрегатные состояния воды, рассказать и показать, как вода смешивается с другими веществами, которые тяжелее или легче нее.

    В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет первоопределяющую роль. Вода – это сама жизнь!

    Взгляните на неё – чистая, прозрачная, она не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но её значение переоценить трудно. Всё, в чём принимала и принимает участие её величество Природа, содержит в себе воду. Тело взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере.

     Народы древности, наряду с огнем, обожествляли воду. Древнегреческий философ Фалес Милетский считал, что вода является первичным веществом Вселенной, из которой всё состоит и в которое, в конечном итоге, превращается. Суждение древних мыслителей о воде, как начале всех начал, отозвалось в учении Аристотеля о четырёх стихиях – огне, воздухе, земле и воде.

    Когда древние люди хотели пожелать собратьям чего-то доброго, они желали, кроме прочего и «свежей воды».

Консультация для родителей «Безопасность на воде»

Каждое лето время каникул, отпусков и все стараются выехать на отдых, поближе к открытому водоёму, это может быть озеро, пруд, речка или море. Прежде, чем отправляться на пляж водоёма необходимо соблюдать правила безопасности на воде, так как вода – среда опасная, и таит в себе много непредвиденных ситуаций.

Осмотрите место, оно должно быть, прежде всего, безопасным. Важно, чтобы дно водоёма плавно понижалось, оно должно быть ровным и чистым.

Не разрешайте ребёнку одному самостоятельно заходить в воду, только в сопровождении взрослого.

Для самых маленьких детей самым безопасным поддерживающем средством на воде считается жилет. Надувные круги, нарукавники менее безопасны.

Нельзя прыгать в воду в местах, где мелко.

Не купайтесь в водоемах, берег которых обложен большими камнями или блочными плитами, они покрываются мхом, становятся скользкими и по ним опасно и трудно выбираться.

Итак, Уважаемые родители, прежде чем идти на водоем, объясните ребёнку основные правила при плавании:

1. Всегда необходимо плавать с взрослыми.

2. Не нырять в незнакомых водоёмах. Сначала необходимо нырнуть ногами вперёд.

3. Не толкайтесь и не прыгайте на других людей, когда находитесь в воде.

4. Запрещено заплывать за буйки, а если их нет, то слишком далеко от берега.

Будьте всегда рядом со своими детьми, и тогда отдых на воде принесёт вам радость. А чтобы ваш отдых прошёл интереснее играйте с детьми!

              Консультация для родителей «Питьевая вода и здоровье ребенка»

Питьевая вода это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или вызывать долгосрочные проблемы со здоровьем, если они не отвечают определённым стандартам качества воды. Вода, которая не вредит здоровью человека, называется питьевой водой или незагрязнённой водой.

Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма.

Баланс воды, в свою очередь, подразумевает, что организм человека в процессе жизнедеятельности получает из вне и выделяет наружу одинаковое количество воды.

При нарушении этого баланса в ту или иную сторону наступают изменения вплоть до серьезных нарушений процесса жизнедеятельности.

При отрицательном балансе, т. е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность.

С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, резко увеличивается нагрузка на почки. При этом с потом и через почки более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс.

Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки, внешних метеоусловий, характера питания, состава и свойств одежды.

С первых дней жизни ребенок нуждается правильного питьевого режима. Педиатры считают, что потребность организма малыша в воде в первый год жизни составляет до 150 мл на 1 кг массы тела в сутки.

Организм ребенка, который растет, постоянно нуждается в питьевой воде, иначе он не сможет нормально развиваться. Для примера - нынешние школьники выглядят вялыми, быстро утомляются при небольших физических и умственных нагрузках. Это, прежде всего, свидетельствует о недостаточном водоснабжении к клеткам мозга ребенка.

Для малышей и дошкольников питьевая вода должна быть естественной, экологически чистой. Именно на такой воде рекомендуется готовить детское питание. Когда ребенок находится в стадии активного роста, а ко всему еще и активно занимается спортом, употребление высококачественной природной питьевой воды ему крайне необходимо.

Исследование педиатров на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что почти половина детей младше пяти лет, потребляющих воду из водопроводного крана, имеют проблемы с пищеварительным трактом. Родителям, педиатрам, воспитателям детских садов следует помнить, что организм ребенка значительно чувствительнее к нездоровой экологии, чем организм взрослого человека.

Например, безопасный для взрослых процент содержания в воде нитратов у грудных детей может привести к болезни, при которой эритроциты крови не могут переносить кислород в организме. Рахит, задержка развития ребенка также могут быть последствиями употребления некачественной питьевой воды.

Недостаток в организме воды вызывает запоры, нарушение функции мочевыводящих путей. Нарушение оптимального водного баланса приводит к разбалансированию и нервной системы ребенка. Он становиться апатичным, раздражительным, не может сосредоточиться, быстро утомляется. В общем, и в целом, ничего хорошего!

Установлено, что суточная потребность в воде равна 30-40 г на 1 кг веса тела.

Основные пути поступления воды в организм следующие:

  • непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи);
  • остальное составляет вода, поступающая в организм в виде пищи;
  • небольшое количество воды образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов.

Пути же выведения воды из организма следующие:

  • в основном вода выводится из организма через почки, а также посредством потоотделения;
  • часть воды удаляется из организма при дыхании и через кишечник.

Необходимо ежедневно и пожизненно пить чистую, некипяченую воду.

 

Приложение №5

( праздник)

Конспект НОД в младше – средней группе «Праздник воды»

Задачи:  Показать огромное  значение воды в нашей жизни. Закрепить у детей знания о разных состояниях воды. Познакомить с представителями водного мира.

Персонажи: Ведущий, Дождик, Лягушка.

Ход развлечения.

Ведущий: Ребята! Вы знаетечто вода бывает очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная! И сейчас мы с вами очутимся в волшебной стране воды. Ребята, вы слышите шум, по моему начинается дождик.

Звучит музыка и появляется мальчик Дождик.

Дождик: Здравствуйте ребята! Очень рад  я, что вы ко мне в гости пожаловали. Я Дождик! Сегодня я вам расскажу много интересного о воде. А помогут мне в этом дети.

1реб.  Вы слыхали о воде?
          Говорят, она везде!
          В луже, в море, в океане
          И в водопроводном кране.

 2  реб.  Как сосулька замерзает,
          В лес туманом заползает, 
          Без воды вам не умыться,
          Не наесться, не напиться!
          Смею я вам доложить:
          Без воды вам не прожить!

Дождик: Я Дождик  не простой,                  

                 Дождливо-грозовой.

                 Сейчас ногами постучу

                 На вас я дождик напущу.

                 Но я ведь с солнышком дружу

                 Его я в гости позову.

              Пусть солнце  с дождиком сияет

              На небе радуга играет.

Танец «Радуга» (с ленточками)

Вед:  Пролился  веселый дождь, напоил землю, деревья, цветы. А затем возвратился  к нам  обратно. А после дождя остались лужи.

Игра «Не наступи на лужу».

Вед: Молодцы, дети, после игры остались сухими.

Дождик: У меня для вас загадки есть. Отгадаете?

Вот вам первая загадка:

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. ( это речка)

Дождик: Вот вам вторая загадка:

Летит сова
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Облако)

Дождик: Близко, но не облако, кто по-другому думает? Крылья распластала, солнышко застлала. Застлала, значит закрыла. А кто может солнышко закрыть? (туча)  Правильно.

Вот стишок вам предлагаю 
С хитрою загадкой:
Что и льется, и летает,
И бывает гладкой?

Дождик: Что это? (вода)

Игра-конкурс «Кто быстрей перельёт водичку».

Вед:  Молодцы! А теперь смотрите

Раз, два,
Раз, два – 
Появляется вода. (показывает воду в банке)

Какая  вода по цвету?  (прозрачная)

Какая вода по вкусу?  (нет вкуса)

А если добавить соль?   (сахар, лимон)

Какая вода по запаху?  (нет запаха)

Фокус с водой «Меняем цвет воды»

Дождик: А у меня припасена еще одна загадка для вас.

Кто плещет в речке чистой
Спинкой серебристой? (Рыбка)

Дождик: Ой, сколько рыбешек в речке! И карасики, и пескарики.

Игра «Рыбалка»

Вед:  У болотной мягкой кочки,
        Под зелененьким листочком,
        Притаилась попрыгушка
        Пучеглазая …
(Лягушка)

Над ширмой появляется кукла бибабо- лягушка.

Лягушка: Здравствуйте, ребята, ква-ква.

                 Я зелёная лягушка,

                 Необычная квакушка

                 И в дождливую погоду

                 Я в пруду сидеть не буду.

                 Прыгаю по лужам я,

                 Прыгайте со  мной, друзья.

Упражнение «Лужи»

Шлёп-шлёп-шлёп         дети постукивают ладонями

Иду по лужам               по ногам

Хлюп-хлюп-хлюп         притопывают ногами

Вода в ботинках.

Кап-кап-кап                постучать пальцами по ладони

Мне зонтик нужен.

Оп-оп-оп                    постукивать по плечам скрестно.

Вода по спинке.

Буль-буль-буль

Упала шапка.

Ой-ой-ой кругом вода,   выполняют пружинку

Да-да-да себя так жалко!  кружатся.

Одевайся в дождь всегда! кивают головой.

Лягушка:

Мне пора скакать в болото,
Много у меня заботы:
Ждут меня мои ребята -
Озорные лягушата.
До свидания! Ква-ква!

Вед.: Ребята, вода нужна людям, животным, растениям. Без воды мы не сможем умыться и т.д.

Вед. В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
Вокруг оглянись,
В природу вглядись:
Вас окружает везде и всегда -
Эта Волшебница – наша вода!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....