Вступление на городском методическом объединении старших воспитателей
материал по теме
Тема: «Организация и проведение монитогринга детского развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_provedenie_monitoringa_v_dou.docx | 40.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведения мониторинга детского развития
Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: "От рождения до школы" (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и др.
Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).
Оценка индивидуального развития детей проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Промежуточный мониторинг (проводится 2 раза в год) – это описание динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Итоговый мониторинг проводится при выпуске ребёнка из детского сада в школу и включает описание целевых ориентиров выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.
В таблице 1 указаны: образовательная область, методы, методики с указанием авторов, периодичность и исполнители. Методики подобраны в соответствии с реализуемой Программой: тестовые упражнения, наблюдения за детьми, беседы, анализ детских работ и т.д.
Для фиксации результатов мониторинга предлагаются диагностические карты по всем образовательным областям на все возрастные группы на начало и конец года. Критерии соответствуют содержанию программы, реализуемой в МАДОУ.
Оценка уровня:
«средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
«высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;
«низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.
Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в начале (сентябрь) и конце учебного года (апрель).
В сводной таблице Условные обозначения:
если педагог считает, что по данному показателю ребенок освоил материал в полном объеме ставит в карте «В»
если показатель проявляется не в полной мере – «С»
если, несмотря на специально принятые меры (индивидуальная работа и т.п.), результат оказывается ниже возрастных возможностей - ставится «Н».
Таблица 2 помогает выявить качества личности ребёнка и степень их сформированности. Предлагаемый мониторинг имеет универсальный характер и может быть применен к любой образовательной программе, так как в его основу положены целевые ориентиры, отражающие ведущие сферы психического развития дошкольников.
В ней указаны: объект (целевой ориентир), содержание (по образовательной программе), методика, периодичность, сроки, исполнители.
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.
Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности. Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационно - содержательные характеристики деятельности, т.е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.
К этим сторонам (сферам) инициативы были отнесены следующие:
1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление) (Таблица 1);
2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи) (Таблица 2);
3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи) (Таблица 3);
4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно - следственные и родовидовые отношения) (Таблица 4).
1 уровень проявленной инициативы типичен для 3-4 лет, 2 уровень – для 4-5 лет, 3 уровень – для 6-7 лет. Соответственно, третий уровень проявленных инициатив является итоговым уровнем по освоению программы.
Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.
На мой взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Приложение 1
Таблица мониторинга
Образовательные области | Метод/ методика | Критерии | Периодичность/ Сроки | Ответственный |
Физическое развитие
| Тестовые упражнения, наблюдения | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год сентябрь – апрель | Инструктор по физической культуре |
Наблюдения, беседа, анализ диагностических карт | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год сентябрь – апрель | воспитатели | |
Познавательное развитие (познание чтение художественной литературы) | Диагностика (Критериально-ориентированные задания нетестового типа), беседа | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год сентябрь – апрель | воспитатели |
Наблюдения, беседа. | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год сентябрь – апрель | воспитатели | |
Речевое развитие | Наблюдения, беседа, анализ диагностических карт. Критериально- ориентированные задания нетестового типа | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год сентябрь – апрель | воспитатели |
Социально - коммуникативное развитие (труд, игра социализация безопасность) | Наблюдения, беседа. | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год сентябрь – апрель | воспитатели |
Наблюдения, беседа. | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год сентябрь – апрель | воспитатели | |
Беседа, наблюдение. | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год сентябрь – апрель | воспитатели | |
Художественно - эстетическое развитие | Наблюдение, критериально- ориентированные задания нетестового типа | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год сентябрь – апрель | Музыкальные руководители |
Анализ детских работ, наблюдение. | Критерии в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год сентябрь – апрель | Инструктор по труду |
Приложение 2
Мониторинг достижения детьми на этапе завершения дошкольного образования
Объект | Содержание (по образовательной программе) | Форма (метод/методика) | Периодичность | Сроки | Ответственный | Примечание |
ребенок проявляет любознательность | задает вопросы взрослым и сверстникам, | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | |
интересуется причинно-следственными связями | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | ||
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | ||
склонен наблюдать, экспериментировать. | Создание проблемной ситуации | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | ||
ребенок способен к волевым усилиям | может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | |
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; | наблюдение, беседа | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | ||
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет | знаком с произведениями детской литературы | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | |
обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. | Диагностическая методика в соответствии с реализуемой программой | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | ||
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности | наблюдение, создание проблемных ситуаций | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | ||
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности | проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. | наблюдение, создание проблемных ситуаций | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | |
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | ||
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства | активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. | наблюдение, создание проблемных ситуаций | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | |
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других | наблюдение, создание проблемных ситуаций | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | ||
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты | наблюдение, создание проблемных ситуаций, анализ детских работ | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | ||
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре | ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации | беседа | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | |
умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам | беседа | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | ||
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью | может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний | Стандартизированная методика «Учебная деятельность» (Л.И.Цеханская) | 1 раз в год | Апрель | воспитатель | |
построения речевого высказывания в ситуации общения, | наблюдение | 1 раз в год | Апрель | воспитатель | ||
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; | наблюдение | 2 раз в год | Сентябрь апрель | воспитатель | ||
у ребенка развита крупная и мелкая моторика | он подвижен, вынослив | беседа | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | беседа |
владеет основными движениями | беседа | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | беседа | |
может контролировать свои движения и управлять ими; | беседа | 2 раза в год | сентябрь – апрель | воспитатель, | беседа |
Приложение 3
Таблица 1 Творческая инициатива
1 уровень: | 2 уровень: | 3 уровень: |
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями. Ключевые признаки В рамках наличной предметно-игровой | Имеет первоначальный замысел ("Хочу играть в больницу", "Я -шофер" и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно • используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода | Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку "под замысел"; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй), или в предметном макете воображаемого "мира" (с мелкими игрушками-персонажами), может |
Таблица 2 Инициатива как целеполагание и волевое усилие
1 уровень: | 2 уровень: | 3 уровень: |
Обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т.п.); завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос: что ты делаешь? -отвечает обозначением процесса (рисую, строю); называние продукта может появиться после окончания процесса. Ключевые признаки Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней. | Обнаруживает конкретное намерение-цель ("Хочу нарисовать домик... .построить домик..., слепить домик") -работает над ограниченным материалом, его трансформациями; результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться, в зависимости от того, что получается). Ключевые признаки. Формулирует конкретную цель ("Нарисую домик"); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат ("Получилась машина"). | Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования ("Хочу сделать такое же") - в разных материалах (лепка, рисование, конструирование). Ключевые признаки. Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца. |
Таблица 3 Коммуникативная инициатива
1 уровень: | 2 уровень: | 3 уровень: |
Привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял; также выступает как активный наблюдатель -пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе,довольствуется обществом и вниманием любого. Ключевые признаки. Обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия ("Смотри..."), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого | Намеренно привлекает определенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели ("Давай играть, делать..."); ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение - побуждение партнера к конкретным действиям ("Ты говори...", "Ты делай..."), поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт со сверстником. Ключевые признаки Инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение ("Давай играть, делать..."); начинает проявлять избирательность в выборе партнера. | Инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий ("Давайте так играть... рисовать..."), использует простой договор ("Я буду..., а вы будете..."), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия спартнерами. Ключевые признаки Предлагает партнерам в развернутой словесной форме исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия. |
Таблица 4
Познавательная инициатива
1 уровень: | 2 уровень: | 3 уровень: |
Замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним;активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом. Ключевые признаки Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия. | Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов (Что это? Для чего?); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений (Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта ("Если сделать так..., или так..."), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования. Ключевые признаки Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предположения, Осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата. | Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (Как? Почему? Зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллек-ции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации). Ключевые признаки Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо). |
Список используемой литературы:
- Диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (подготовительная группа);
- Диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (средняя группа);
- Диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (первая младшая группа);
- Диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (вторая младшая группа);
- Диагностика эмоционально – личностного развития дошкольников 3 – 7 лет Н.Д.Денисова;
- Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе. Под редакцией Н.Е.Вераксы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи на городском методическом объединении для воспитателей младших групп на тему: « В гостях у Мойдодыра»
Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим о предметах, которые нам помогают быть чистыми, красивыми, опрятными, ухоженными. Что это за предметы? Кто знает?Дети. Это зубная паста, зубная щетка, мыло, ...
Городское методическое объединение старших воспитателей г.Канска «Общие подходы к организации организованной образовательной деятельности (ООД) в рамках требований ФГОС»
На сегодняшний момент с введением ФГОС меняется и подход к организации организованной образовательной деятельности. Каким образом спрашивают нас? Ведь большинство воспитателей уверены в то...
Городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой"
14 февраля 2018 года среди дошкольных подразделениях комплекса на базе д/п «Поколение» состоялось городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образоват...
Выступление на городском методическом объединении для воспитателей «Синтез искусств, как фактор формирования творческого развития дошкольников»
laquo;Нетрадиционные техники рисования»...
Выступление на городском методическом объединении для воспитателей ДОУ На тему «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»
Выступлениена городском методическом объединениидля воспитателей ДОУНа тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»...
Распоряжение о проведении 23.11.2023г. заседания 1 городского методического объединения для воспитателей ДОУ по теме "Социально-личностное развитие дошкольников через формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности".
Распоряжение о проведении 23.11.2023г. заседания 1 городского методического объединения для воспитателей ДОУ по теме "Социально-личностное развитие дошкольников через формирование гендерной...
Протокол заседания городского методического объединения среди воспитателей младшего дошкольного возраста
Методическое объединение...