Вступление на городском методическом объединении старших воспитателей
материал по теме

Нагимова Лиана Мансуровна

Тема: «Организация и проведение монитогринга детского развития» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_monitoringa_v_dou.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведения мониторинга детского развития

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: "От рождения до школы" (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и др.

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Оценка индивидуального развития детей проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры дошкольного образования  представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Промежуточный мониторинг (проводится 2 раза в  год) – это описание динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Итоговый мониторинг проводится при выпуске ребёнка из детского сада в школу и включает описание целевых ориентиров выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.

В таблице 1 указаны: образовательная область, методы, методики с указанием авторов, периодичность и исполнители. Методики  подобраны в соответствии с реализуемой Программой:  тестовые упражнения, наблюдения за детьми, беседы, анализ детских работ и т.д.

Для фиксации результатов мониторинга предлагаются  диагностические карты по всем образовательным областям на все возрастные группы на начало и конец года. Критерии соответствуют  содержанию программы, реализуемой в МАДОУ.

Оценка уровня:

 «средний» уровень  - большинство компонентов отмечены знаком «+»;

«высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;

 «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в начале (сентябрь) и конце учебного года (апрель).

В сводной таблице Условные обозначения:

если педагог считает, что по данному  показателю ребенок освоил материал в полном объеме  ставит в карте «В»

если показатель проявляется не в полной мере – «С» 

если, несмотря на специально принятые меры (индивидуальная работа и т.п.), результат оказывается ниже возрастных возможностей - ставится «Н».

 Таблица 2  помогает  выявить качества личности ребёнка и степень их                сформированности. Предлагаемый мониторинг имеет универсальный характер и может быть применен к любой образовательной программе, так как в его основу положены целевые ориентиры, отражающие ведущие сферы психического развития дошкольников.

В ней указаны: объект (целевой ориентир), содержание (по образовательной программе), методика, периодичность,  сроки,  исполнители.

Одним  из  важнейших  факторов,  определяющих  мотивированную  деятельность  взрослых (родителей  и  педагогов),  направленную  на  развитие  ребенка,  являются  нормы  целевого характера,  определяющие  ожидания  в  сфере  развития  ребенка.  При  этом  ребенок  должен рассматриваться  не  как  «объект»  наблюдения,  а  как  развивающаяся  личность,  на  развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями.  Таким  образом,  предпосылки  гуманистического  подхода  должны  быть  заложены изначально  -  через  обобщенный  образ  личности  ребенка,  задаваемый  адекватной  системой норм  развития.  Сбор  информации,  оценку  развития  ребенка,  и  проектирование  образовательного  процесса  на  основании  полученных  выводов  должны  проводить  педагоги при  участии  родителей  посредством  наблюдения  за  ребенком  в  естественных  ситуациях.

Таким  образом,  сама  деятельность  детей  в  заданных  образовательных  условиях  должна давать  педагогу  и  родителям  возможность  непосредственно,  через  обычное  наблюдение получать  представление  об  их  развитии  в  отношении  к  психолого-педагогической нормативной  картине.  При  этом,  наблюдаемые  и  фиксируемые  тем,  или  иным  образом функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности. Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационно - содержательные характеристики  деятельности,  т.е.  собственно  предметно-содержательная  направленность активности ребенка.

К этим сторонам (сферам) инициативы были отнесены следующие:

1) творческая  инициатива  (включенность  в  сюжетную  игру  как  основную  творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление) (Таблица 1);

2) инициатива  как  целеполагание  и  волевое  усилие  (включенность  в  разные  виды продуктивной  деятельности  –  рисование,  лепку,  конструирование, требующие усилий по преодолению  «сопротивления»  материала,  где  развиваются  произвольность,  планирующая функция речи) (Таблица 2);

3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во  взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи) (Таблица 3);

4) познавательная инициатива  –  любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую  деятельность, где развиваются  способности устанавливать  пространственно-временные,  причинно -  следственные  и  родовидовые отношения) (Таблица 4).

1 уровень проявленной инициативы типичен для 3-4 лет, 2 уровень  –  для 4-5 лет, 3 уровень  – для  6-7  лет.  Соответственно,  третий  уровень  проявленных  инициатив  является  итоговым  уровнем по освоению программы.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На мой взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.


   Приложение 1                        

Таблица мониторинга

Образовательные области

 Метод/

методика

Критерии

Периодичность/

Сроки

Ответственный

Физическое развитие

 

Тестовые упражнения, наблюдения

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

сентябрь  –    апрель

Инструктор по физической культуре

Наблюдения, беседа, анализ диагностических карт

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

сентябрь  –    апрель

воспитатели

Познавательное                 развитие

(познание

чтение художественной литературы)

Диагностика (Критериально-ориентированные  задания нетестового типа), беседа

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

сентябрь  –    апрель

воспитатели

Наблюдения, беседа.

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

сентябрь  –    апрель

воспитатели

Речевое развитие

Наблюдения, беседа, анализ диагностических карт. Критериально- ориентированные задания нетестового типа

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

сентябрь  –    апрель

воспитатели

Социально -               коммуникативное               развитие

(труд, игра

социализация

безопасность)

Наблюдения, беседа.

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

сентябрь  –    апрель

воспитатели

Наблюдения, беседа.

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

сентябрь  –    апрель

воспитатели

Беседа, наблюдение.

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

сентябрь  –    апрель

воспитатели

Художественно - эстетическое развитие

Наблюдение, критериально- ориентированные задания нетестового типа

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

сентябрь  –    апрель

Музыкальные руководители

Анализ детских работ, наблюдение.

Критерии в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

сентябрь  –    апрель

Инструктор по труду

Приложение 2

Мониторинг достижения детьми на этапе завершения дошкольного образования

Объект

Содержание (по образовательной программе)

Форма (метод/методика)

Периодичность

Сроки

Ответственный

Примечание

ребенок проявляет любознательность

задает вопросы взрослым и сверстникам,

наблюдение

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

интересуется причинно-следственными связями

наблюдение

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

наблюдение

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

склонен наблюдать, экспериментировать.

Создание проблемной ситуации

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

ребенок способен к волевым усилиям

может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,

наблюдение

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

наблюдение, беседа

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет

знаком с произведениями детской литературы

наблюдение

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

Диагностическая методика в соответствии с реализуемой программой

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

наблюдение, создание проблемных ситуаций

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

наблюдение, создание проблемных ситуаций

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

наблюдение

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

наблюдение, создание проблемных ситуаций

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других

наблюдение, создание проблемных ситуаций

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

наблюдение, создание проблемных ситуаций, анализ детских работ

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре

ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации

беседа

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

беседа

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью

может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний

Стандартизированная методика «Учебная деятельность» (Л.И.Цеханская)

1 раз в год

Апрель

воспитатель

построения речевого высказывания в ситуации общения,

наблюдение

1 раз в год

Апрель

воспитатель

может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

наблюдение

2 раз в год

Сентябрь апрель

воспитатель

у ребенка развита крупная и мелкая моторика

он подвижен, вынослив

беседа

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

беседа

владеет основными движениями

беседа

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

беседа

может контролировать свои движения и управлять ими;

беседа

2 раза в год

сентябрь  –            апрель

воспитатель,

беседа

Приложение 3

Таблица 1            Творческая инициатива

1 уровень:  

2 уровень:  

3 уровень:

Активно  развертывает несколько  связанных  по смыслу  условных  действий (роль  в  действии),  содержание

которых  зависит  от  наличной

игровой  обстановки;  активно использует  предметы-заместители,  наделяя  один  и

тот  же  предмет  разными игровыми  значениями;  с энтузиазмом  многократно

воспроизводит  понравившееся условное  игровое   действие  (цепочку  действий)  с незначительными вариациями.

Ключевые признаки

В рамках наличной предметно-игровой

Имеет  первоначальный замысел  ("Хочу  играть  в больницу",  "Я  -шофер"  и  т.п.);

активно  ищет  или видоизменяет  имеющуюся игровую  обстановку;

принимает и обозначает в речи игровые  роли;  развертывает отдельные  сюжетные  эпизоды (в  рамках  привычных

последовательностей событий), активно  •  используя  не  только условные  действия,  но  и ролевую  речь,  разнообразя

ролевые диалоги от раза к разу; в  процессе  игры  может переходить  от  одного отдельного сюжетного эпизода

Имеет  разнообразные  игровые

замыслы;  активно  создает предметную  обстановку  "под замысел";  комбинирует

(связывает)  в  процессе  игры разные  сюжетные  эпизоды  в новое  целое,  выстраивая оригинальный  сюжет;  может

при  этом  осознанно использовать  смену  ролей; замысел  также  имеет

тенденцию  воплощаться

преимущественно  в  речи (словесное  придумывание историй),  или  в  предметном макете  воображаемого  "мира" (с  мелкими  игрушками-персонажами),  может

Таблица 2               Инициатива как целеполагание и волевое усилие

1 уровень:

  2 уровень:  

3 уровень:

Обнаруживает  стремление включиться  в  процесс деятельности  (хочу  лепить,

рисовать,  строить)  без отчетливой  цели,  поглощен процессом  (манипулирует

материалом,  изрисовывает много  листов  и  т.п.); завершение  процесса определяется  исчерпанием материала  или  времени;  на

вопрос:  что  ты  делаешь?  -отвечает  обозначением процесса  (рисую,  строю); называние  продукта  может появиться  после  окончания процесса.

Ключевые признаки

Поглощен  процессом; конкретная  цель  не

фиксируется;  бросает  работу, как  только  появляются отвлекающие  моменты,  и  не

возвращается к ней.

Обнаруживает  конкретное намерение-цель  ("Хочу нарисовать  домик...  .построить

домик...,  слепить  домик")  -работает  над  ограниченным материалом,  его трансформациями;  результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель

может  изменяться,  в зависимости от того, что получается).

Ключевые признаки.

Формулирует конкретную цель ("Нарисую домик"); в процессе работы  может  менять  цель,  но фиксирует конечный результат

("Получилась машина").

Имеет  конкретное  намерение-цель; работает над материалом в  соответствии  с  целью;

конечный  результат фиксируется,  демонстрируется (если  удовлетворяет)  или

уничтожается  (если  не удовлетворяет);

самостоятельно  подбирает вещные  или  графические образцы  для  копирования

("Хочу  сделать  такое  же")  -  в разных  материалах  (лепка, рисование, конструирование).

Ключевые признаки.

Обозначает  конкретную  цель, удерживает  ее  во  время работы;  фиксирует  конечный

результат,  стремится  достичь хорошего  качества; возвращается  к  прерванной работе, доводит ее до конца.

 

Таблица 3               Коммуникативная инициатива

1 уровень:  

2 уровень:  

3 уровень:

Привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не

старается,  чтобы  сверстник понял;  также  выступает  как активный  наблюдатель  -пристраивается  к  уже действующему  сверстнику, комментирует  и  подправляет

наблюдаемые  действия; старается быть (играть, делать) рядом  со  сверстниками;

ситуативен в выборе,довольствуется  обществом  и вниманием любого.

Ключевые признаки.

Обращает  внимание сверстника  на  интересующие самого  ребенка  действия

("Смотри..."),  комментирует их в речи, но не старается быть понятым;  довольствуется

обществом любого

Намеренно  привлекает определенного  сверстника  к совместной  деятельности  с

опорой  на  предмет  и одновременным  кратким словесным  пояснением

замысла,  цели  ("Давай  играть, делать...");  ведет  парное взаимодействие  в  игре,

используя  речевое  пошаговое предложение  -  побуждение партнера  к  конкретным

действиям ("Ты говори...", "Ты делай..."),  поддерживает диалог  в  конкретной

деятельности;  может  найти аналогичный  или

дополняющий  игровой предмет,  материал,  роль,  не вступая  в  конфликт  со сверстником.

Ключевые признаки

Инициирует  парное взаимодействие  со  

сверстником  через  краткое речевое  предложение-побуждение  ("Давай  играть, делать..."); начинает проявлять избирательность  в  выборе партнера.

Инициирует  и  организует действия  2-3  сверстников, словесно  развертывая исходные  замыслы,  цели, спланировав  несколько начальных  действий  ("Давайте так  играть...  рисовать..."), использует  простой  договор ("Я буду..., а  вы будете..."),  не ущемляя  интересы  и  желания других;  может  встроиться  в

совместную  деятельность других  детей,  подобрав подходящие  по  смыслу игровые  роли,  материалы; легко  поддерживает  диалог  в конкретной  деятельности; может  инициировать  и поддержать  простой  диалог со сверстником  на  отвлеченную тему;  избирателен  в  выборе партнеров;  осознанно стремится  не  только  к реализации  замысла,  но  и  к взаимопониманию,  к поддержанию  слаженного взаимодействия спартнерами. Ключевые признаки

Предлагает  партнерам  в развернутой  словесной  форме исходные  замыслы,  цели; договаривается  о распределении  действий,  не ущемляя  интересы  других участников;  избирателен  в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию  и поддержанию  слаженного взаимодействия.

 

Таблица 4

Познавательная инициатива

1 уровень:

  2 уровень:  

3 уровень:

Замечает  новые  предметы  в окружении  и  проявляет интерес к ним;активно  обследует  вещи, практически  обнаруживая  их

возможности  (манипулирует, разбирает-собирает,  без попыток  достичь  точного

исходного состояния); многократно  повторяет

действия,  поглощен процессом.

Ключевые признаки

Проявляет  интерес  к  новым предметам,  манипулирует ими,  практически

обнаруживая  их возможности;  многократно

воспроизводит действия.

Предвосхищает  или сопровождает  вопросами

практическое  исследование новых  предметов  (Что  это? Для  чего?);  обнаруживает

осознанное  намерение  узнать что-то  относительно конкретных вещей и явлений

(Как  это  получается?  Как  бы это  сделать?  Почему  это так?);  высказывает  простые предположения  о  связи действия  и  возможного эффекта  при  исследовании

новых  предметов,  стремится достичь  определенного эффекта ("Если сделать так...,

или так..."), не ограничиваясь простым  манипулированием; встраивает  свои  новые

представления  в  сюжеты игры,  темы  рисования, конструирования.

Ключевые признаки

Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что?  как?  зачем?); высказывает простые предположения,

Осуществляет вариативные действия

по отношению к исследуемому объекту,

добиваясь нужного результата.

Задает  вопросы,  касающиеся предметов  и  явлений,  лежащих  за  кругом  непосредственно  данного  (Как? Почему? Зачем?); обнаруживает  стремление

объяснить  связь  фактов, использует  простое

причинное  рассуждение (потому что...);

стремится к упорядочиванию, систематизации  конкретных материалов  (в  виде  коллек-ции);  проявляет  интерес  к познавательной литературе, к символическим  языкам;

самостоятельно  берется делать что-то по графическим схемам  (лепить, конструировать),  составлять карты,  схемы,  пиктограммы, записывать  истории,

наблюдения  (осваивает письмо  как  средство

систематизации  и  коммуникации).

Ключевые признаки

Задает  вопросы  об отвлеченных  вещах;

обнаруживает  стремление  к упорядочиванию  фактов  и представлений, способен к  простому  рассуждению; проявляет интерес  к  символическим языкам (графические схемы, письмо).

        



Список используемой литературы:

  1. Диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (подготовительная группа);
  2. Диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (средняя группа);
  3. Диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (первая младшая группа);
  4. Диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (вторая младшая группа);
  5. Диагностика эмоционально – личностного развития дошкольников 3 – 7 лет Н.Д.Денисова;
  6. Тетрадь для диагностики готовности ребенка  к школе. Под редакцией Н.Е.Вераксы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи на городском методическом объединении для воспитателей младших групп на тему: « В гостях у Мойдодыра»

 Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим о предметах, которые нам помогают быть чистыми, красивыми, опрятными, ухоженными. Что это за предметы? Кто знает?Дети. Это зубная паста, зубная щетка, мыло, ...

Городское методическое объединение старших воспитателей г.Канска «Общие подходы к организации организованной образовательной деятельности (ООД) в рамках требований ФГОС»

На сегодняшний момент с введением ФГОС меняется  и подход к организации организованной образовательной деятельности. Каким образом спрашивают нас?  Ведь большинство воспитателей уверены в то...

Городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой"

14 февраля 2018 года среди дошкольных подразделениях комплекса на базе д/п «Поколение» состоялось городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образоват...

Выступление на городском методическом объединении для воспитателей ДОУ На тему «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»

Выступлениена городском методическом объединениидля воспитателей ДОУНа тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»...

Распоряжение о проведении 23.11.2023г. заседания 1 городского методического объединения для воспитателей ДОУ по теме "Социально-личностное развитие дошкольников через формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности".

Распоряжение о проведении 23.11.2023г. заседания 1 городского методического объединения для воспитателей ДОУ по теме  "Социально-личностное развитие дошкольников через формирование гендерной...