Модель проектирования на основе программы «Key to learning» (Г. Доля)
учебно-методический материал на тему

Цыренова Виктория Николаевна

Лингвист Галина Доля считает, что «Каждый педагог должен быть своеобразной «Мэри Поппинс» со своим волшебным чемоданчиком в котором должно храниться все необходимое для поддержки интереса ребенка в образовательной деятельности. И это не просто набор предметов, ярких игрушек и картинок. Это интересные, увлекательные способы освоения деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_proektirovaniya.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель проектирования

на основе программы «Key to learning» (Г. Доля)

Пояснительная записка

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит сложные задачи: как поддержать инициативу и интерес маленьких детей, как, не превращая детский сад в школу, дать им хороший старт, развить способности настолько, чтобы дети с радостью бежали на занятия  и не хотели уходить с них. Программа «Key to learning», разработанная авторской группой Г. Доли, Н. Е. Веракса отвечает на эти вопросы, поскольку она содержит разделы, которые созвучны с ФГОС ДО.

Лингвист Галина Доля считает, что «Каждый педагог должен быть своеобразной «Мэри Поппинс» со своим волшебным чемоданчиком в котором должно храниться все необходимое для поддержки интереса ребенка в образовательной деятельности. И это не просто набор предметов, ярких игрушек и картинок. Это интересные, увлекательные способы освоения деятельности».

Универсальность программы Key в том, что она направлена на раскрытие личности ребенка, а его способности к общению, преодолению трудностей в развитии. Поэтому педагогические технологии должны быть уникальными для того, чтобы

Ольга Дьяченко и Николай Веракса подчеркивают, что у маленьких детей должны развиваться коммуникативные, саморегулятивные и когнитивные способности. Детям необходимо, чтобы они могли понимать других и быть понятыми. Им необходимо планировать и управлять своим вниманием и поведением. Им необходимо уметь строить умственные модели того как работает мир. Это общие способности, которые нам необходимы. Это учебные способности, которые предопределяют успех в школе и креативные и умственные достижения.

Реализация данной программы предполагает создание коммуникативных ситуаций для освоения языка, умения работать в зоне ближайшего развития ребенка, предлагая ему задачи и наглядные средства «волшебные атрибуты-помощники» для их решения.

В основу программы заложены образовательные технологии «Happy English» Г. Доли, «Key to learning» (Г. Доли, Л. С. Выгодского, Н. Е. Вераксы, Л. А. Венгера).

Программа отличается от аналогов тем, что переносит фокус с содержания образования (чему учить) на культурные средства (как учить) и предлагает специально разработанные оптимальные учебные ситуации, которые:

  • точно соответствуют обучению и развитию детей данного возраста;
  •  сложны, но вполне доступны для детей;
  • эмоционально ярки и интересны;
  •  позволяют сотрудничать детям и взрослым, а также детям между собой – и отнюдь не только в игровой деятельности.

Основная цель программы является развитие личностных и коммуникативных качеств детей через освоения навыков проектирования собственной деятельности и творческого самовыражения в условиях билингвальной среды (русский,  английский языки).

Задачи: 

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка: сам ребенок проявляет активность в выборе содержания образования, становится субъектом образования; 
  2. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 
  4. создание культурного поля в самой личности ребенка; в этом поле больше возможностей для его самопознания и самоопределения, для личностного роста и раскрытия индивидуальности 
  5. создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
  6. развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации программы дошкольного образования;
  7. Развитие профессиональной компетенции педагогов, поиск увлекательных способов работы с детьми.
  8. Формирование у детей способность планировать и управлять своим вниманием и поведением;
  9. Развитие когнитивных способностей детей для формирования учебных предпосылок.

Локальные документы, регламентирующих введение и реализацию развивающей программы:

  1. Приказ МОН РБ от 06.03.2015г. №474 «О присвоении статуса пилотной площадки по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  2. Приказ МОН РБ от 23.04.2015г. №949 «План-график мероприятий («дорожная карта») работы ВНИК и республиканских пилотных площадок по внедрению и реализации развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной среды»;
  3. Положение о рабочей группе по внедрению и реализации развивающей программы «Key to learning» (Г. Доля) на основе технологий проектирования в условиях билингвальной  среды в ЦРР;
  4. Приказ о создании рабочей группы;
  5. Положение «Об организации пилотной площадки в ЦРР»;
  6. Приказ об открытии экспериментальной группы по реализации развивающей программы «Key to learning» (Г. Доля);
  7. Разработка должностных инструкций для педагогов, осуществляющих реализацию программы;
  8. Договоры с родителями экспериментальной группы

Учебный план «Key to Learning» предлагает уникальный и особый подход к развитию когнитивных способностей. Он фокусируется равно на развитии каждого из этих трех общих учебных способностей – коммуникации, саморегуляции и познании, так как все они равноправно важны.

Развивающий учебный план

Образование должно быть направлено не на вчерашнее развитие ребенка, а на завтрашнее. Лев Выготский

Согласно русскому психологу Александру Запорожцу существуют две параллельные культурные вселенные – взрослая и детская. Соответственно, существует 2 возможных подхода к образованию детей. Мы можем постараться взять детей за шкирку и окунуть их в культуру взрослых, заставляя их двигаться к следующему уровню их развития. Или, мы можем позволить детям жить в своем детстве как можно дольше, помогая им углублять и обогащать их детскую точку зрения. Здесь мы имеем дело с понятием, известным как «развивающее образование».

Учебный план развивающего образования помогает детям двигаться вперед. Чтобы сделать это, мы должны обеспечить опыт и ситуацию вызова, которая приносит детям удовольствие и которую можно решить при правильной поддержке. Это то, что мы называем зона обучения ребенка («зона проксимального развития»). Для маленьких детей это воображаемая игра, которая создает зону обучения. Как подчеркивает Выготский, детские наивысшие достижения возможны в игре.

Учебный план «Key to Learning» основан на особенностях спонтанной деятельности маленьких детей, чтобы продвигать активное обучение. Выдающиеся русские психологи и ученые вслед за Леонидом Венгером, Ольгой Дьяченко и Николаем Веракса разработали принципы, содержание учебного плана и методы, которые обеспечивают исследование каждого уголка детского мира настолько глубоко, насколько возможно. Хотя цель учебного плана «Key to Learning» - помочь детям развивать коммуникативные, само-регулятивные и познавательные  способности, это делается опосредованно, через последовательность запланированных видов деятельности, которые эмоционально разнообразные, проходят в игровой форме и приносят удовольствие. Только учитель знает, что обучение происходит.

Программа «Key to learning» состоит 12 тематических модулей:

Модуль

Направление

Целевой ориентир

1 модуль. Сенсорная математика

Развитие способностей к анализу качества объекта через сенсорные стандарты (цвет, размер и т.д.)

Сенсорная математика развивает способности анализировать внешние визуальные качества объектов, используя сенсорные стандарты, такие как цвет, форма и размер. Она дает задел основам развития умственных способностей.

2 модуль. Логика

Развитие способностей анализировать объекты и события, представляя их невидимые стороны  и идентифицировать их характеристики, классифицировать и систематизировать информацию

Логика развивает способность анализировать объекты и события, видеть их невидимые стороны, выделять их самые важные характеристики, думать последовательно, делать выводы, классифицировать и систематизировать информацию.

3 модуль. Математика

Использование визуальных моделей для освоения математического языка, сопоставление качественных и количественных характеристик объекта, использование понятий «больше», «меньше», «равный»

Математика – используя визуальные модели, дети раскрывают язык математики и понятия измерения, сравнивают разные количества и качества объектов, изучают отношения больше, меньше, равно.

4 модуль. Развитие речи

Способствует развитию речи детей, логического мышления, пониманию структуры рассказа, придумыванию сюжета, умению делать выводы, классифицировать и систематизировать информацию

Грамматика в историях развивает любовь к рассказу, владение языком рассказа и глубоким пониманием структуры рассказа за счет специального набора, известного как визуальное моделирование.

5 модуль. Развивающие игры

Игра в больших и малых группах развивает у детей продуктивные отношения, языковые и коммуникативные навыки, мышление, творчество, саморегуляцию и самодисциплину

Развивающие игры, играя в маленьких и больших группах, дети развивают воображение, знание символов, языковые и коммуникативные навыки, гибкое мышление, креативное решение проблем, саморегуляцию и самооценку.

6 модуль. Рисование

Развивает способности к письму и артистические способности. Развивает «артистическое видение» и знакомит с различными символами: цвет, композиция и т.д.

Артографика развивает необходимые навыки для письма и креативного художественного выражения. Развивает «художественное видение» и вводит различные символические инструменты – композиция, ритм, цвет.

7 модуль. Графическое изображение

Развивает способности детей считывать схематические изображения (карты). Дети рассматривают объекты «из космоса» посредством картографии, схем, планов.

Визуально-пространственное мышление развивает пространственное мышление и способность «читать» карты. Дети смотрят на объекты в пространстве и используют символы, чтобы представить их через визуальные модели – карты, схемы, планы.

8 модуль. Креативное моделирование

Дети «открывают» мир симметрии при помощи геометрических фигур, воспроизводят окружающий мир

Креативное моделирование – через совместную деятельность дети раскрывают симметрию и образец, манипулируя геометрическими формами для создания художественных композиций, представляющих мир вокруг. Развивает сотрудничество и социальные навыки.

9 модуль. Конструирование

Анализируют структуру объекта, составляют схемы, озвучивают их и собирают при помощи деревянных деталей конструктора

Конструирование развивает математический язык и целенаправленное поведение. Дети анализируют структуру объектов, план, озвучивают свой план и строят, используя деревянные моделирующие кубики.

10 модуль. Исследования

Через игры, рассказы дети выполняют простые посильные эксперименты с научной концепцией, констатируют причины, различные качества предметов и их изменения

Исследование – через игры, рассказы, эксперименты, дети раскрывают важные научные понятия – состояние веществ, различные качества субстанций и трансформации.

11 модуль. Театрализация

Развитие у детей эмоций, невербальных коммуникативных способностей, творчества через телесные движения, музыку

Выразительное движение развивает эмоциональный ум, невербальные навыки коммуникации, креативность и воображение посредством телодвижений, жестов, выражений лица и музыку.

12 модуль. Ты - я – мир

Посредством символов и визуальных моделей дети учатся познавать себя как физическое, эмоциональное, социальное существо; через природу и материальный мир составляют представление об одушевленных и неодушевленных предметах

Ты – я - мир – используя символы и визуальные модели, дети узнают о себе как о физическом, эмоциональном и социальном существе; о природе и материальном мире, о живых существах и неживых объектах.

Согласно Выготскому, психологическое развитие происходит через обучение\учение, используя различные типы спонтанного и специально-организованного взаимодействия ребенка со взрослыми, взаимодействие, через которое человек ассимилирует достижения исторически очерченной культуры. Важную роль в этом процессе играет система символов и знаков. Василий Давыдов.

Содержание развивающего познавательного учебного плана «Key to Learning» предлагает разнообразие форм для детей в возрасте от 3 до 7 лет.  Это следующие 12 программ:

Каждая программа состоит из 60 разделов: 30 для маленьких детей до 3 лет (Гусеницы) и 30 для старших детей (Бабочки). Она обеспечивает деятельность, инициированную ребенком и направленную учителем. Кроме того, есть предложения для деятельности, организованной совместно с родителями.

«Гусеницы»

«Бабочки»

1.

Развитие речи

Развитие речи

2.

Развитие речи

Графическое изображение

3.

Театрализация

Театрализация

4.

Развивающие игры

Развивающие игры

5.

Креативное моделирование

Креативное моделирование

6.

Рисование

Рисование

7.

Сенсорная математика

Математика

8.

Сенсорная математика

Логика

9.

Конструирование

Конструирование

10.

Ты - я – мир

Исследования

Программы образуют единое целое: в них особый взгляд на роль учителя; они выделяют групповую работу; они предлагают маленьким детям возможности овладевать 5 типами когнитивных задач. Каждая программа вносит разными пропорциями вклад в 6 целевых разделов раннего обучения: коммуникация, язык и письменность, решение проблем, reasoning and numeracy, креативное развитие, знание и понимание о мире, личное, социальное и эмоциональное развитие и физическое развитие. Учебный план уже введен в ряде школ в Англии, Шотландии, России, Польше, Сингапуре. Независимое исследование показало, что эффект на развитие детей значителен.

Подход «Key to Learning» признает 3 типа учения и процесса обучения. Учитель ведет структурированную деятельность во время работы с разделами. Иногда он проводит совместное моделирование с детьми, в другие разы, возможно в этом же разделе учитель и дети сотрудничают над созданием чего-то совместного. В конечном итоге, ожидается, что дети продолжат делать то, что они уже делали, проводя большую часть своего времени в спонтанной свободной игре под зорким взглядом учителя. Учитель может предоставить на выбор детей релевантные материалы из предыдущих разделов.

Формы работы с детьми

Групповая работа

Замена и визуальное моделирование

важный компонент программы «Key to Learning».  Самая очевидная и резонная причина заключается в том, что способность сотрудничать в группе является основным для ребенка в подготовке к плавному переходу к школе; если бы хотим успешного общения и сотрудничества, мы должны обеспечить богатые возможности для практики.

Менее очевидно, но возможно глубже, это то, что работа в группе предлагает детям возможность найти отражение в мнениях других детей. Дети очень эгоцентричны, субъективны и имеют односторонний взгляд на понимание и восприятие мира вокруг. Они искренне верят, что все, что они видят является тем, что они видят сейчас и здесь. Им очень сложно понять, что с другой стороны, с другого места они выглядят совсем по-другому; что что-то это одно и то же с двух разных сторон, а не 2 разные вещи. Даже если они ходят вокруг этого предмета много раз, они не способны это осознать.

Если один ребенок дает один ответ, а второй – другой, раскрывается возможность поставить себя на другое место и увидеть это с другой стороны.

Люди изобрели огромное количество знаков и символов, существуют правила их применения, которые нам надо выучить. Самая первая и основная сложность заключается в том, что мы учим не сами правила, а понимание того, что они означают, и какая часть реальности спрятана за ними. Визуальное моделирование делает учение и думание видимым с тем, чтобы дети могли видеть спрятанную реальность.

Замена – это применение условных заместителей (знаком и символов) вместо реальных объектов и явлений для решения проблем. Они появляются спонтанно в детской игре. Например, строительный кубик становится мылом в руках ребенка; ребенок трансформирует стул в машину, садясь в него и издавая звуки мотора. Объекты используются, чтобы заменить другие объекты – палочка может стать градусником, ложкой, пистолетом, или даже лошадью. Замена и визуальное моделирование в игре являются самыми зачатками когнитивных способностей, которые ведут непосредственно к развитию и пониманию математических символов, музыкальных нот и компьютерных программ.

Однако, самое важное значение этого вида деятельности заключается в том, что способствует пониманию ребенком истинного значения слов, которые различают характерные особенности объектов и явлений. Они помогают детям осознанию повседневной реальности мира вокруг их.

Позже они играют решающую роль в успешном решении проблем. Чтобы решить проблему, мы должны выделить, проанализировать и принять во внимание все релевантные условия и взаимоотношения. Например, в математической задаче мы рассматриваем взаимоотношения между количествами; в задачках пространственной ориентации – взаимоотношения между положениями, занимаемыми различными объектами в пространстве (за, перед, слева и т.д.) и по отношению к пространственным осям. Мы можем выразить такие взаимоотношения либо вербально, либо используя модель, где объекты замещены условными заместителями , а их отношения – поставив заместители в пространстве.

Модель перспективного планирования

Месяц

Sensory mathematics

You, me, world

Ритмопластика

Сентябрь

«Спрячь мышку»

«Поймай мяч»

«Королевство фигур. Печенье для фигур»

Как тебя зовут ?

Наш детсад.

Мое тело

Просыпайся Утро- ночь Большой медведь – крошечная мышка

Октябрь

Спасти цыплят Матрешка

Носовые платки для фигур

Прекрасный я.

Наши эмоции Девочки и мальчики

Маленькая птичка- большой петушок Золотой петушок Покормим петушка

Ноябрь

Куклы и медведи Король цветов(серый принц и принцесса разноцветь

Башни

Кто где живет?

На улице, в городе. Мое семейное древо

Побеседуй с птичкой ( Почирикаем) Поклюём, помашем, полетаем и споём (почирикаем). Маленький кролик , побегай вокруг, спрячься и попрыгай

Декабрь

Прятки

Которая моя кровать?

Кто имеет тот же цвет?

Радуга- лото

Дикие и домашние животные

В амбаре или в лесу? Что растению необходимо?

Кролику очень холодно Помоги крольчонку согреться Котенок

Январь

Домики для животных

Коврики для фигур.

Кто имеет желтый мяч?

Лото радуга  со словами

Растения  и животные Из чего это сделано? Какая сегодня погода?

Котенок, котенок , как тебя зовут? Кошка и мышка Мышка

Февраль

Зоопарк

Башня животных 2

Семья фигур –круги и овалы

Копии цветов( кота)

Ночное  время Дневные и ночные часы

Режим дня

Мышонок ищет еду Мишка косолапый( неуклюжий) Походи как мишка

Март

Рождественская елка

Окраска воды-светлая и темная

Сделай кровать

Семейный альбом Пять чувств

Дыхание

Кошка и птичка Спи, детка, спи Шалтай-болтай

Апрель

Треугольники, квадраты, прямоугольники

Окраска от светлой до самой темной

Непослушная Златовласка

Кровь движется как река

Цикличность сезонов Четыре сезона

Давайте поприветствуем Шалтая-Болтая Покатаемся на лошадке Самолетики

Май

Спрячь мышку( ролевые игры) Медведи ,томимые жаждой

Соответствие форм

Огород

Овощи

Весна

Поводим машину Весеннее солнышко Подснежники

Итого

30

30

30

Развитие высших ментальных функций

Низшие функции

высшие функции

Реактивное внимание

Фокусированное внимание

Ассоциативная память

память

Сенсомоторное мышление

Символическое мышление

Суть того, что маленькие дети учат, не особенные знания или специфический набор навыков. Навыки и знания детей, необходимые для выживания зависят от того, где он родился и варьируются от места рождения.

Суть того, что все маленькие дети учат – это универсальные высшие ментальные  функции, требуемые для анализа реальности. Насколько глубоко дети способны постигать их и  определяет в целом различия в их способностях.

Леонид Венгер, Ольга Дьяченко, Николай Веракса и другие русские психологи и ученые расширили и адаптировали идеи Выготского об обучении и развитии маленьких детей. Их работа вылилась разработку принципов, содержание учебного плана и методы, направленные на развитие когнитивных способностей маленьких детей (от 3 до 7 лет). Данный подход существенно повышает развивающий эффект образования, а также его влияние на развитие когнитивных способностей.

Механизм способностей

Ребенок смотрит на мир через очки человеческой культуры. Александр Запорожец.

Дети учатся «читать»  реальность через очки  человеческой культуры. Эти очки являются культурными инструментами, например, понятия, визуальные знаки, символы, модели, планы, тексты, карты, формулы, и прежде всего язык. Именно это обеспечивает нас универсальными «ментальными привычками» и человеческими качествами, требуемыми для успеха в любой профессиональной деятельности. Именно через эти инструменты новые психологические качества, которые мы называем способностями, появляются.

Это не пассивный процесс, а активный подход. Когда процесс идет успешно, культурные символические инструменты не только усваиваются отдельно как навыки, но предлагается и усваивается детьми как целевая практическая деятельность. Когда дети способны овладеть культурными инструментами, у них развивается способность не только решать проблемы по-старому, но и по-новому, а иногда менять и создавать самим новые инструменты. Креативность и независимое мышление – это не то, с чего мы начали, они являются результатом нашего обучения.

Классификация способностей

Способности – это те качества, которые обеспечивают успешное обучение.

Когда мы думаем о том, в чем наши дети могут быть сильны, мы часто имеем в виде особый список. Например, мы можем думать о лингвистических, математических, музыкальных, физических и др.способностях. Русские психологи Ольга Дьяченко и Николай Веракса подчеркивают, что у маленьких детей должны развиваться коммуникативные, саморегулятивные и когнитивные способности. Детям необходимо, чтобы они могли понимать других и быть понятыми. Им необходимо планировать и управлять своим вниманием и поведением. Им необходимо уметь строить умственные модели того как работает мир. Это общие способности, которые нам необходимы. Это учебные способности, которые предопределяют успех в школе и креативные и умственные достижения.

Учебный план «Key to Learning» предлагает уникальный и особый подход к развитию когнитивных способностей. Он фокусируется равно на развитии каждого из этих трех общих учебных способностей – коммуникации, саморегуляции и познании, так как все они равноправно важны.

Развивающий учебный план

Образование должно быть направлено не на вчерашнее развитие ребенка, а на завтрашнее. Лев Выготский

Согласно русскому психологу Александру Запорожцу существуют две параллельные культурные вселенные – взрослая и детская. Соответственно, существует 2 возможных подхода к образованию детей. Мы можем постараться взять детей за шкирку и окунуть их в культуру взрослых, заставляя их двигаться к следующему уровню их развития. Или, мы можем позволить детям жить в своем детстве как можно дольше, помогая им углублять и обогащать их детскую точку зрения. Здесь мы имеем дело с понятием, известным как «развивающее образование».

Учебный план развивающего образования помогает детям двигаться вперед. Чтобы сделать это, мы должны обеспечить опыт и ситуацию вызова, которая приносит детям удовольствие и которую можно решить при правильной поддержке. Это то, что мы называем зона обучения ребенка («зона проксимального развития»). Для маленьких детей это воображаемая игра, которая создает зону обучения. Как подчеркивает Выготский, детские наивысшие достижения возможны в игре. Именно в игре дети становятся на «голову выше», они прыгают выше своих повседневных способностей. Например, импульсивные дети, которые не могут усидеть, могут стоять очень долго, если играют охранников королевского дворца.

 

Планируемые результаты:

Внедрение программы позволяет расширить вариативность, инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса через проектирование предметно-пространственной среды в ДОО.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологические основы проектирования парциальной образовательной программы дошкольного образования.

Цель:обеспечить теоретическую и практическую поддержку актуального уровня профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в области разработки программы деятельн...

Пояснительная записка к программе «Key to learning»

Универсальность программы  в том, что она направлена на раскрытие личности ребенка, а его способности к общению, преодолению трудностей в развитии....

Модель трёх вопросов - основа взаимодействия детей и взрослых

Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования.Цели и задачи образова...

МОДЕЛЬ ООД НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Данная модель направлена на актуализацию имеющихся у  детей знаний и представлений о различных видах профессий, - умения работать в группе, взаимодействовать друг с другом, формирование умения за...

Доклад на заседании ГМО "НСУР, Новая модель аттестации на основе применения ЕФОМ..."

Национальная система учительского роста (НСУР) – приоритетное направление в государственной стратегии развития образования в Российской Федерации. Цель внедрения НСУР: определение гран...

Методическая разработка :Модели проектирования образовательной деятельности в подготовительной группе

Проект Детский театральный Петербург.Цель проекта :создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности ребенк...