Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
консультация (средняя группа) на тему
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом, реализовать себя как творческая личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
К художественно-эстетической деятельности относится:
- Изобразительная деятельность;
- Музыкальная деятельность;
- Восприятие художественной литературы ;
- Театрализованная деятельность.
Что такое художественно-эстетическое развитие
Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности
(Д.Б. Лихачёв)
Это система мероприятий , направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве. (Краткий словарь по эстетике )
Целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить, творить по «законам красоты». (Н.Сакулина)
Задачи обучения в младшей группе :
- Готовить к восприятию произведений искусства;
- Готовить детей к посещению театра;
- Знакомить со средствами выразительности в разных видах искусства;
- Способствовать развитию певческих навыков;
- Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
- Приобщать к декоративной деятельности;
- Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
- Подводить к различению видов искусства через художественный образ;
- Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.
Задачи обучения в средней группе:
- Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
- Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
- Познакомить с архитектурой;
- Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;
- Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;
- Обогащать представления детей об искусстве;
- Знакомить с произведениями народного искусства;
- Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации;
- Учить выделять и называть основные средства выразительности;
- Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.
Задачи обучения в старшей группе:
- Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;
- Знакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;
- Знакомить с произведениями живописи;
- Знакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;
- Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства, учить соотносить художественный образ и средства выразительности;
- Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству;
- Формировать бережное отношение к произведениям искусства.
- Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
- Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач.
- У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей ведется в интеграции:
- музыкальное воспитание,
- художественно-речевая деятельность,
- изобразительная деятельность.
Чтобы установить взаимосвязь между знаниями, нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.
Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий научить детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; развития у дошкольников желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
- Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
- Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом, реализовать себя как творческая личность.
Основная цель педагогического коллектива: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Задачи:
- Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
- Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
- Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии детей.
Основные компетенции педагога:
Обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребёнком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
- организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
Условия успешного осуществления художественно-эстетической деятельности:
- Тесная связь с искусством.
- Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
- Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности
- Взаимосвязь обучения и творчества как фактор формирования творческой личности.
- Создание эстетической развивающей среды.
Задачи художественно- эстетического воспитания:
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.
Три правила:
Жить в красоте;
Делать эстетику быта средством эстетического воспитания;
Замечать красоту;
Поддерживать и создавать красоту вокруг себя.
Необходимо помнить:
1-Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс.
2-Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус.
3-Эффективность работы по художественно - эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения.
4-Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО.
5-Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом.
6-Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально – образную основу обстановки, её местный колорит.
Вовлечение родителей в педагогический процесс (художественно-эстетическое направление)
1. Информационно- аналитическое (анкетирование, тестирование);
2. Познавательное (собрания, беседы , создание предметно-развивающей среды;
3. Наглядно- информационное (родительские уголки, выставки, дни открытых дверей);
4. Досуговое (праздники, развлечения, экскурсии).
Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.»
Консультация для родителей...
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...