«БАНК ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ» - НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья на тему

Гусева Марина Валериевна

В статье описаны идея создания, цели и задачи, этапы реализации собственной педагогической технологии, направленной на развитие инициативности и познавательной активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл guseva_statya_bank_interesnyh_del.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Гусева Марина Валериевна

старший воспитатель МБДОУ д/с № 29

8(39169) 3-10-35

«Банк интересных дел» как форма организации

познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача утверждения приоритета индивидуальности ребенка. Во ФГОС ДО обозначены  целевые ориентиры, которые направлены на:

  • желание сделать жизнь детей более интересной;
  • содействие развитию ребенка во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • формирование инициативного, активного, самостоятельного ребенка.

Именно эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, окружающим социумом. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка.

Педагоги нашего ДОУ находятся в поиске новых инновационных форм, приемов и методов работы с детьми. В этом учебном году мы апробируем собственную технологию «Банк интересных дел».

Цель: активизация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе проживания интересных дел.

Задачи:

  1. Формировать умение находить интересные дела, разворачивать их для дальнейшего познания и исследования.
  2. Формировать умения: формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно находить ответы, делать выводы и умозаключения, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  3. Поддерживать инициативу и развивать самостоятельность детей.
  4. Способствовать укреплению детско-родительских отношений через совместное времяпровождение.
  5. Вызывать у детей яркие положительные эмоции при проживании интересного дела.

Возникновение идеи.

В интернете я познакомилась с материалом Юлии Луговской, где она поделилась информацией на тему«Что нужно делать с ребенком, чтобы детство оставило у него яркие впечатления?»Автор перечислила идеи интересного времяпровождения с детьми. Например:1. Пускать солнечных зайчиков.

2. Наблюдать, как прорастают семена.

3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.

4. Принести с мороза и поставить в воду ветку.

5. Смотреть на звезды.

На педагогическом совете мы с педагогами попытались рассмотреть каждое такое дело как источник для познавательно-исследовательской деятельности детей и сформулировали задания, которые подталкивают детей на расширение или углубление идеи.  Варианты заданий представлены в таблице.

Интересное дело

Варианты заданий

1. Пускать солнечных зайчиков.

  • Пускать зайчиков в разное время суток.
  • Использовать для пускания зайчиков

 стекляшки, разные по размеру зеркала,  другие блестящие материалы.

  • Провести луч солнца по заданной траектории.

2.Наблюдать, как прорастают семена.

  • Семена разных растений.
  • Разные условия произрастания (свет, тепло, влага)

3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.

  • Ледянки из разных материалов.
  • Разные по высоте горки.
  • Кто быстрее скатится взрослый или ребенок?

4. Принести ветку с мороза и поставить в воду.

  • Разная температура воды.
  • Ветки разных растений.

5. Смотреть на звезды.

  • Разные погодные условия (ясная и пасмурная погода)
  • Разное освещение участка для наблюдения.
  • Специальные приборы для приближения звезд.

С этими идеями мы разошлись по группам, с целью реализовать одно из интересных дел. Можно было использовать готовые идеи Ю.Луговской, но мы решили посмотреть, что нам предложат дети. Сначала предстояло выяснить, чем интересуются дошкольники в детском саду и дома.

1 этап: сбор интересных дел

Каждое утро мы спрашивали у детей, что интересного произошло дома, а вечером подводили итог дня вопросом: « Какое дело в детском саду было самым интересным?»  Детские идеи «просеивали» относительно познания и исследования и записывали в один список. Так рождался собственный детский «Банк интересных дел». Ребята предложили такие дела: пускать мыльные пузыри, наблюдать за облаками и придумывать, на что они похожи, шуршать листьями, мечтали увидеть звездопад, бегать по лужам во время дождя. Воспитатели решили обратиться за идеями к родителям. На родительском собрании попросили взрослых вспомнить интересное дело из своего детства и рассказать, какие эмоции оно вызвало тогда. Родители с оживлением рассказывали, как они делали «секретики» в песочнице, изготавливали свистульки из стручков акации, рассматривали «северное сияние» в осколке сосульки. Эти детские воспоминания побудили взрослых обратить внимание на занятия современных детей.Родителям было предложено подобрать несколько вариантов интересного дела, чтобы оно могло развивать детское любопытство и желание самостоятельно узнать новое. Свои идеи они записывали на другом листе, так появился взрослый «Банк интересных дел», в котором транслировался личный опыт.

2 этап: совместный выбор интересного дела

Перед педагогами стояла трудная задача – выбрать и прожить с детьми одно из предложенных дел. Обратились к детям с проблемой, какую тему выбрать. Мнения ребят разошлись. В процессе обсуждения были предложены следующие выходы из спора: проголосовать и выбрать дело большинством голосов; написать все интересные дела и вытянуть жребий; в процессе обсуждения выбрать наиболее актуальную из предложенных тем. Таким образом, выявление детского интереса напрямую связано с поддержкой  детской инициативы.На этом этапе перед воспитателем стояла задача: искреннее желать самому преуспеть в освоении нового (не поддаваться искушению сразу отвечать на вопрос, а вместе с ребенком искать  ответ).

3 этап: запуск интересного дела, подготовка к исследованию

Обсуждая интересное дело, взрослые вместе с детьми придумывали и записывали варианты заданий к нему, обговаривали, какие материалы потребуются, выясняли, какие специальные условия необходимо создать, распределяли обязанности и назначали ответственных.Результаты заносили в таблицу. Таблица совместного планирования размещалась в приемной, для того, чтобы родители были осведомлены о деятельности детей в детском саду, имели возможность предложить свои варианты заданий и оказать помощь в сборе разнообразных материалов.

Интересное дело

Варианты заданий

Необходимые материалы,

создание условий

Ответственные

1. Пускать солнечных зайчиков.

  • Пускать зайчиков в разное время суток.

зеркала разной формы и размеров;

Дети и родители:

Сидоров- автомобильное зеркало

  • Использовать для пускания зайчиков

стекляшки, разные по размеру зеркала,  другие блестящие материалы.

стекляшки

блестящие материалы

Дети и родители:

Ивановы – фольга

Антоновы- зеркальные очки

Петровы – стекляшки из аквариума

  • Провести луч солнца по заданной траектории.

Создание траектории

(«Путь Колобка»)

Дети и воспитатель:нарисовать героев сказки,прикрепить их на стене.

Когда материалы были собраны,  разместили их в доступном местедля того, чтобы идеи детей могли быть реализованы самостоятельно. Это еще больше «заражает» ребят общей темой, помогает им сориентироваться в возможных действиях с предметами. Более того, ребята могут сами рассказать остальным, какие материалы они принесли, и что с ними можно делать, рекламируя, таким образом, предстоящее интересное дело.

4 этап: организация интересного дела

Ребята с удовольствием включаются в дело! Выполняя запланированные задания, они делают свои умозаключения и выводы. Например, вместе ищут ответ на вопрос: «Почему шарик прилипает к стене, если потереть его о волосы?» В процессе совместной исследовательской деятельности появляются новые вопросы и гипотезы, на которые дети пробуют найти ответ, самостоятельно или посоветовавшись с товарищами. Например, в процессе пускания мыльных пузырей, опытным путем выясняют: «Что нужно добавить в раствор, чтобы пузыри дольше не лопались?» В это время воспитателю не стоит подменять собственной активностью потребность ребенка в самостоятельном поиске решения, в преодолении затруднения. В случае если увлекательное дело не требует от воспитателя обязательного присутствия - дети успешно справляются с выбранными заданиями - воспитатель оказывает помощь и поддержку там, где об этом просят дети.

5 этап: подведение итогов

Интересное дело заканчивается обсуждением в общем кругу, где дети обмениваются впечатлениями,  делают выводы относительно исследования, делятся собственными открытиями. Прожитое интересное дело отмечают в БАНКЕ цветом или специальным значком (смайликами), оценивая, таким образом, степень увлеченности и полезности.

По итогам увлекательного занятия ребята совместно со взрослыми выпускают газету с фотографиями и комментариями, размещают ее в холле детского сада, рекламируя свое интересное дело и «заражая» своей идеей других детей.

«Банк интересных дел» нашего детского сада регулярно пополняется. Дети уже нашли ответы на вопросы: «Где живет электричество?», «Почему мячик прыгает?», узнали «Секреты снега» и технологию изготовления пряников. Специалисты ДОУ тоже приняли такую форму работы с детьми. Вместе с музыкальным руководителем дети изготавливали разные по форме и размеру барабаны и слушали, как они звучат. При метании мяча на улице выясняли, какой мяч летитдальше, и отвечали на вопрос: «Почему так происходит?» При занятии художественно-творческой деятельностью смешивали краски разных цветов и получали новые оттенки. Результаты записывали в таблицу.

Активизировались интересные дела и в домашних условиях. Одни ребята делились с родственниками опытом прожитого в детском саду, другие – выбирали из БАНКА увлечение по душе и проживали его индивидуально. Дома вместе с родителями дети создавали новые образы из пены в ванной, зажигали фонарики в темноте и проецировали тени на стене. Домашние дела тоже учитывались и отмечались в Банке: кто-то приносил фотографии, кто-топросто делал отметку с фамилией напротив своего дела и писал короткий отзыв: «Здорово!», «Рекомендуем всем!», «Очень интересно!» и другие.

Мы убедились в том, что познавательно-исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок мог задавать интересующие его вопросы и самостоятельно находить ответы на них. «Банк интересных дел» приучает детей и взрослых находить в каждом увлекательном деле место для познания и исследования. Проживание интересных дел вызывает у детей яркие эмоции, активизирует познавательную активность, поддерживает инициативу и развивает самостоятельность. В результате проживания интересного дела у детей формируются умения: видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи,самостоятельно действовать на этапах исследования, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Совместно с коллегами и родителями мы учимся отдавать инициативу детям и находим новую роль взрослого не в качестве наблюдателя, а в качестве равного партнера в поиске новых знаний.

«ПОЗНАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С УДИВЛЕНИЯ!» - написал Аристотель, родившийся в 384 г.до н.э. Мы вместе с детьми не перестаем удивляться новому и познавать окружающий нас мир.

Список литературы:

  1. ЛуговскаяЮ. Что нужно делать с ребенком, чтобы детство оставило у него яркие впечатления?Интернет ресурс https://www.baby.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ (Экология)

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментиров...

Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментиров...

«Проектирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Выявление и обоснование возможностей метода проектов в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников....

Коллекционирование - форма организации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников

Коллекционирование -форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников...

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в эт...

Формы организации познавательно – исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...