проект "Экологическая тропа"
проект (средняя, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 «Ромашка»
ЗМР РТ»
Выполнили:
Амирова М.Д., воспитатель высшей категории;
Королева Л.Р., воспитатель 1 категории
2016г.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формированию осознанного поведения в природной среде. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, и нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость, а для этого ребёнку необходимо рассказать, а при возможности показать объекты природы, вызвать интерес к ним. Тогда у ребёнка не возникнет желания ломать, разорять, убивать объекты как живой, так и неживой природы. Именно с такой целью мы и создали свой проект «Экологическая тропа», чтобы ближе познакомить детей с окружающей детский сад природой и вызвать желание помогать ей.
Цель проекта
Ознакомление с объектами природы вблизи детского сада, Формирование элементарных экологических знаний о них и воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Задачи:
- Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и её отдельных объектах в пределах определённой территории (экологической тропы)
- Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, следовать экологическим правилам в природе в доступных для ребёнка формах
- Накапливать с детьми эмоционально позитивный опыт общения с природой.
Вид проекта Информационно-исследовательский,
игровой, групповой.
Долгосрочный, рассчитан на весь учебный год.
Участники проекта Дети средней, старшей,
подготовительной групп, воспитатели, родители воспитанников, социум.
Ожидаемый результат
- Дети получают знания об основных, доступных для их понимания природных объектах и явлениях.
- У детей развивается внимание, наблюдательность и познавательный интерес к изучению природы, соблюдению правил поведения в лесу.
- Дети учатся использовать полученные знания на практике, у них происходит формирование активной позиции «защитника и друга» природы.
- Появление интереса у родителей к данной проблеме.
Этапы работы над проектом
Предварительный этап:
Мероприятие | Сроки | Ответственные | Примечание |
Выявление уровня экологических знаний детей, их навыков поведения в природе | Сентябрь – октябрь | Воспитатели групп | На основании результатов мониторинга (образоват. область Социально – комму- никативное развитие, раздел «Безопасность» критерий 2). |
Разработка маршрута экологической тропы детского сада с учетом всех требований | Октябрь | Амирова М.Д. Королева Л.Р. | Учитывая включение наибольшего количества объектов природы, их доступность для дошкольников |
Разработка паспорта экологической тропы | Октябрь | Амирова М.Д. | Фотографии объектов, их описание. |
Составление плана мероприятий на экологической тропе. | Сентябрь – октябрь | Амирова М.Д. Королева Л.Р. | Составлен на учебный год для детей со средней по подготовительную группы. |
Практический этап:
Формы работы по проекту «Экологическая тропа»:
- Прогулки
- Экскурсии
- Наблюдения
- Игры
- НОД
План проведения мероприятий на
экологической тропе
Сроки | Название мероприятия | Форма работы | Группа |
Октябрь | 1.Знакомство с экологической тропой 2. Игры на лесной полянке | Экскурсия
Игровая деятельность, прогулка | №6, 4
№8 |
Ноябрь | 1.Берёза - белоствольная краса 2.Деревья поздней осенью | Наблюдение Прогулка - наблюдение | №6,8 №4, 7 |
Декабрь | «В гости к елке» | НОД | №1 |
Январь | «Кто живет в лесу зимой?» | Экскурсия | №6,4 |
Февраль | «Замела метель дорожки» | Прогулка, игровая деятельность | №8,7 |
Март | «Уж тает снег…» | НОД с экспериментальной деятельностью | № 4, №9 |
Апрель | 1.«Всемирный День птиц» 2. «Первоцветы» | Развлечение НОД | №1,4,8 №9,7 |
Май | 1.«Природа просит помощи» 2.«День окружающей среды» | Акция, трудовой десант Итоговое мероприятие: викторина, игры. | №5, 4 №8,1,4 |
Заключительный этап:
«День окружающей среды» - Итоговое мероприятие с детьми разного возраста. В программе: экологическая викторина, игры на природе.
Маршрут экологической тропы МБДОУ № 15
Экологическая тропа проходит по территории детского сада и рядом с ней, вдоль забора, на 25 – 30 метров углубляясь в лес. Длина её составляет примерно 380 метров. Основные критерии выбора маршрута экологической тропы - включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов живой и неживой природы. Для экологической тропы были выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, территория детского сада),отдельные интересные природные объекты. Также продумали, чтобы на тропе встречались последствия отрицательного взаимодействия человека с природой.
Перечень природных объектов
на экологической тропе детского сада
Растения
Деревья: Берёза, тополь, клен американский, клен остролистый, ель, сосна, липа.
Кустарники: Сирень, малина лесная, акация.
Травянистые растения: Крапива, подорожник, одуванчик, цикорий, яснотка, лопух большой, лютик, земляника, просвирник, папоротник.
Живые объекты
Муравьи, жуки – солдатики, божьи коровки, другие насекомые, кроты, дятел, синицы, воробьи, вороны и другие птицы.
Другие природные объекты
Грибы (сыроежки, маслята, ложные опята, бледные поганки, мухоморы) муравейник, кротовины, пень, поваленное дерево, валежник, камни, мох, лишайник, наросты на деревьях.
Отрицательные объекты деятельности человека:
Вытоптанная земля, сломанные ветки, мусор в лесу, пораненные берёзы, вбитые в дерево гвозди, разбитое стекло, кострища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....