«Занимательная математика»
статья на тему
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovetzanimatelnaya_matematika.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете в ДОУ
«Занимательная математика»
Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности.
С целью формирования представлений, при ознакомлении с новыми сведениями используется занимательный материал. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе задач, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
К занимательному математическому материалу относятся: математические игры;
дидактические игры;
задачи на смекалку, головоломки;
логические упражнения и задачи;
загадки задачи-шутки,
занимательные вопросы
Также к занимательному материалу можно отнести игры в режимных моментах.
Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения и закономерности. Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов.
Игра "Путаница"
На столе или на доске раскладываются карточки с цифрами от 1 до 9 в любом порядке. Сначала можно использовать только 2, 3, 4 карточки, постепенно количество карточек с цифрами можно увеличивать. Ребёнок отворачивается, карточки перекладываются. Малышу необходимо вернуть карточки с цифрами в первоначальное положение.
Игра "Строй"
В неё играют двое малышей (по желанию или по жребию). Один из них произносит цифры, а другой - раскладывает карточки с произнесёнными цифрами на столе или на доске. Желательно, произносить цифры не по порядку, а в разнобой.
Обе игры просты по содержанию и поставленной задаче; её участники должны назвать требуемое число на основе знания последовательности и отношений между числами.
Разновидностью математических игр и задач являются игры, направленные на закрепление знаний свойств геометрических фигур, развитие умения быстро выбирать нужную фигуру, охарактеризовать её. К таким играм относятся «Чудо мешочек», «Чем отличаются?», «Четвертый лишний». Эти игры предполагают строгую логику действий.
Дидактическая игра (игра обучающая) — это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Кроме того дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной и коллективной. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления ранее изученного. Так на закрепление названий, основных свойств геометрических фигур может быть использована игра «Найди и назови»,чтобы закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера, цвета. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.
В зависимости от того, какие материалы используются в дидактических играх, они делятся на предметные игры (лото, домино и др.), предметно-словесные и только словесные («Число, следующее за данным числом», «Назови число, которое будет больше (меньше) названного числа» и др.).
Развитию внимания и сообразительности способствуют головоломки и задачи на смекалку. Их не следует решать, как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя имеющиеся знания.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. В ходе решения как правило, идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие.
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь видоизменить или построить пространственную фигуру.
Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы.
1)Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек: составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
2)Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3)Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В процессе решения задач дети должны овладеть такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и пробовать новые ходы решения
Из многообразия занимательного материала наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения:
Два конца, два кольца, а посредине гвоздик (Ножницы)
Сидит дед во сто шуб одет (Лук)
Четыре ноги, а ходить не может (Стол)
Занимательный материал не только развлекает детей, даёт возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления.
Задачи-шутки — это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу.
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6)
У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца)
Назначение загадок, задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за каким-либо явлением, т. е. В том случае, когда создаётся необходимая для этого ситуация.
Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, можно использовать необычные математические режимные моменты.
Одевание (раздевание) на (с) прогулку: дети выясняют, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация) ; сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а кого короче.
После сна: убирая массажные коврики, определить количество, цвет, форму; расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, сравнить цвет, длину ленточек.
Прием пищи: попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом; количество тарелок, ложек, чашек.
Прогулка: собирая осенние листья, выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие) ; во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, детей и сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать куличики, ведра, формочки, лопатки, листья, птиц, животных;
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Говоря «Давайте поиграем», мы имеем в виду «Давайте поиграем в математику». Что же значит «играть в математику»? Разве можно вообще играть в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику, «самую грозную» из всех наук?
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьёзная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учёбе, к самому предмету — математике. Потеря интереса к учению, овладению элементарными математическими представлениями ведёт к серьёзным последствиям: растёт число неуспевающих, а сам предмет кажется детям недоступным.
Чем можно объяснить это явление? Слишком рано отрывают маленьких детей от их любимого занятия, от игры и сажают за изучение наук, в том числе и математики. Распространено и такое мнение, что с помощью игр нельзя ничему обучать. Конечно, не всякая игра чему-то обучает и что-то развивает. Однако, игры направлены на подготовку детей дошкольного возраста к изучению математики и позволяет «поиграть» с ними в математику. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определённые логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.
Обучая маленьких детей в процессе занимательной игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
занятие по математике для следней группы детского сада...
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
Математика...
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...
Занятие по математике "Занимательная математика"
Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...
Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"
Итоговое занятие по математике для старшей группы....
Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»
« Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...