музыкальное занятие "Времена года"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гоголева Елена Сергеевна

музыкальное занятие с элементами ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx118.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Звездочка»

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Музыкаьное занятие с элементами ТРИЗ технологии

Старшая группа

http://kladraz.ru/upload/blogs/1_db4e5903b6ea742c1ad6f3ce234588fc.jpg


Музыкальный руководитель: Гоголева Елена Сергеевна

Цель: Формировать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности. «Времена года».
Задачи:
Образовательные:

  • Учить высказываться о временах года и музыке, используя разнообразные определения;
  • Учить петь выразительно, передавая характер песни и побуждать придумывать новые движения в хороводе.
  • Учить воспроизводить равномерный ритм произведения на детских ударных музыкальных инструментах.
  • Учить слажено играть в оркестре.

Развивающие:

  • Развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера;
  • Закреплять навыки игры на детских ударных музыкальных инструментах.

Воспитательные:

  • Поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи определенного образа.

Оборудование: Набор детских ударных музыкальных инструментов (ложки, колокольчики, дудка, трещотка, барабан, ксилофон, треугольник, маракасы), дидактический раздаточный материал (кольца Луллия с изображением времен года, белый и черный домики), фонограмма «Времена года» П.И. Чайковского, «Турецкое рондо» В.А. Моцарта, картины с изображением пейзажей, мультимедийная установка, ноутбук, музыкальный центр.

Ход НОД

Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель: 

Здравствуй - не просто слово,
В нём свет и тепло само,
Оно - общения основа,
От которого пахнет весной!
"Привет!"... Как много в этом слове.
И добродушие,и свет...
Не слово-вежливость, основа
Оно общения....Привет!
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас в музыкальном зале. Давайте поздороваемся друг с другом.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

Под музыку дети спокойно ходят по залу, слушая музыкальное произведение «Вальс» Шопена, когда прекращается музыка, дети ищут себе пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руки)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ухо)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в стороны)

Хорошо! (обнимаются)

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о временах года. Какое сейчас у нас время года?
Дети: Весна.

«Весеннее утро» (И. Бутримова)

Прекрасно весеннее утро,
Прохладою дышит листва,
Восход розовеет над лесом 
И даль небосвода чиста.

Растаяли звёзды на небе,
Рассеялась дымка в дали,
Украсили кроны деревьев
Волшебные краски зари.

Раскрылись цветы на лужайке
И птицы запели в лесу,
Приветствуя ясное утро
И в зелени первой весну.

Музыкальный руководитель: А сколько всего времен года? Назовите их., назовите приметы весны, лета, осени, зимы (ответы детей), Давайте с вами вспомним хорошие и плохие признаки времен года.
Проводиться игра «Хорошо – плохо» - На экране поочередно демонстрируются картинки с изображением времен года. Музыкальный руководитель показывает белый домик (хорошие признаки), затем черные домик (плохие признаки).
Музыкальный руководитель: Какое время года изображено на экране? (слайд с изображением Лета, показывает белый домик). 
Дети отвечают: 

Лето 

  • тепло, можно загорать, купаться в водоемах, быть долго на улице.
  • Гремят грозы, бывают ливни, кусают комары и т.д;
    Далее педагог демонстрирует слайды других времен года и показывает белый и черный домики

 Осень 

  • сбор урожая, красивая природа
  • идут холодные дожди, нужно одеваться теплее и т.д; 

Зима 

  • играем в снежки, катаемся на коньках, зимой наш любимый праздник «Новый год»
  • но сильные морозы, нужно одеваться очень тепло, дует сильный ветер;

Весна

  • становиться теплее, набухают почки, прилетают птицы,
  • идут холодные дожди, грязно, иногда выпадает снег и т.д

Музыкальный руководитель: Молодцы! А теперь, давайте сядем на стульчики и послушаем музыку.
Звучат два фрагмента из «Времен года» П.И. Чайковского – «Подснежник» и «Осенняя песня». Музыкальный руководитель спрашивает детей, какая по характеру звучала музыка (ответы детей). Затем педагог раздает детям раздаточный дидактический материал «Кольца Луллия» с изображением четырех времен года. 
Музыкальный руководитель; А сейчас, ребята, будет звучать музыка, а вы вслушайтесь и поставьте стрелочку на такую картинку, которая по-вашему мнению больше подходит по характеру мелодии.
Включается «Подснежник», затем идет беседа с детьми, почему они поставили стрелочку на ту или иную картинку. После ставиться мелодия «Осенней песни» И опять дети выставляют стрелку на картинки, и объясняют почему. Во время беседы педагог говорит название пьес и подводит детей к тому, что характер мелодии соответствует той или иной картинке.
Музыкальный руководитель; Сейчас у нас Лето – замечательное время года. Давайте радоваться ему. Будем петь и хороводы водить. Но прежде, разомнем пальчики и разогреем свое горлышко.
Пальчиковая гимнастика «Гроза» [/b]
Капли первые упали – (постучать двумя пальцами по коленкам)
Пауков перепугали - (пальчиками имитируем пауков по ногам)
Дождик застучал сильней – (хлопки в ладоши)
Птички скрылись средь ветвей -(скрестить ладони тыльной стороной и помахать пальчиками)
Дождь полил как из ведра – (сильные хлопки)
Разбежалась детвора – (средний и указательный пальцы бегают по ногам)
В небе молния сверкает – (рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гром все небо разрывает – (стучим кулачками )
А потом из тучи солнце – (руки поднимаем вверх и растопыриваем пальцы)
Вновь посмотрит к нам в оконце.
Распевка – «Дудочка».
Далее, дети повторяют песню Е. Шаламоновой «Потому что лето» выученную ранее. Педагог просит детей петь протяжно, не напрягаясь.
Музыкальный руководитель: Ну вот, песню мы повторили, а теперь давайте из этой песни сделаем хоровод.
Все становятся в круг и дети, под руководством музыкального руководителя, подбирают движения на слова песни.
Затем песня повторяется под аккомпанемент, со всеми придуманными движениями.
Музыкальный руководитель: Ну что, мы с вами потрудились на славу. Придумали замечательный новый летний хоровод. Вы знаете, что музыка может передавать характер и чувства, под музыку можно нарисовать картину, а еще с помощью музыки можно придумать сказку. И вы мне сейчас в этом поможете. Садитесь и слушайте.

Сказка о временах года.

Встретились однажды Весна, лето. Осень и Зима и начали спорить, кто из них самое лучшее время года и от кого из них больше пользы на земле.
Весна: — Когда я прихожу, всё сразу расцветает, оживает после холодной Зимы, набухают почки на деревьях. Природа просыпается! Весной на лесной речке дикие утки строят гнезда, и цветёт душистая черёмуха. 
Лето: -Да это что!!! Вот когда я прихожу, то приношу с собой жаркое солнце, тёплые дожди. Только в моё время созревают сочные плоды фруктов и ягод.
«Да, от тебя одна жара только, пыли и комары», — вмешивается Осень. — «Вот я «одеваю» природу в яркие краски, листва становится ярко жёлтой и красной! 
Зима вмешалась: Вот ещё!!! Ты приносишь только дожди, грязь и лужи! Я же окутываю землю белым-белым снегом, разрисовываю красивыми блестящими узорами окна домов, деревья покрываю серебристым инеем. Природа в это время отдыхает!
«Зимой один только мороз и снег! Что в этом хорошего?!» — возмутилась Весна.
И так, пока они спорили и решали кто из них главный, на земле всё перепуталось, все месяцы перемешались: за ярким июнем наступил холодный Январь, вслед за ним пришёл Март, а за ним Октябрь. Природа увяла: деревья, цветы и кустарники погибли, а животные спрятались в свои норы и не выходили оттуда. Увидев всё это, времена года одумались, осознали свою ответственность, важность и неповторимость. И с тех пор больше не ссорились.
Музыкальный руководитель: 
Дети, вам понравилась сказка? В этой сказке сколько героев. Давайте мы каждому герою подберем свой музыкальный инструмент. 
Дети подходят к столу с музыкальными инструментами.
Музыкальный руководитель: Для Зимы какие инструменты больше всего подходят?
Дети выбирают дудочки (вьюга), Трещотка (трещат морозы)
Музыкальный руководитель: А какие инструменты по звучанию подходят Весне, Лету и Осени?
Дети выбирают: Весне – треугольник (капель), ксилофон (ручейки); Лету – Барабан (гром), деревянные ложки (ливень); Осени – маракасы (шуршание листьев).
Музыкальный руководитель: А теперь, давайте сказку расскажем звуками музыки.
Исполняется шумовой оркестр, на тему сказки «Времена года», под музыку В.А Моцарта «Турецкое рондо» (фонограмма)
Музыкальный руководитель дирижирует. Пьеса должна быть выстроена так, что инструменты характеризующие времена года звучат по очереди, затем все звучат вместе и слаженно.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наша музыкальная сказка? Что понравилось больше всего? А что вы сегодня нового узнали? А наше занятие уже подошло к концу. До свиданья!
Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер "Годы трудных испытаний".

Литературно-музыкальный вечер встречи с тружениками тыла в детском саду посвящённый 65 годовщине Великой Победы....

Конспект музыкальной НОД в группе 4го года обучения для детей(6-7лет) с ОВЗ В стране музыкальных звуков.

ЗАДАЧИ: Обучающие- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе совместных действий;- стимулировать речевую и двигательную  активность;- развивать певческие способности,звуковысотный...

Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"

Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера....

музыкальный руководитель года

Материалы, выступление и презентация моего выступлания на конкурсе "Музыкальный руководитель года!...

Рабочая программа музыкального руководителя по музыкальному развитию с детьми от 1 года до 3 лет

Настоящая рабочая программа по музыкальному развитию детей с 1 до 3 лет разработана в соответствии с ООП МБДОУ ДС №10 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...