Совместная образовательная деятельность "Путешествие в мир кукол". Подготовительная группа.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Орехова Лариса Афанасьевна

Воспитание любви к народной культуре через знакомство дошкольников с образом народной куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kukly.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 62

Конспект совместной образовательной деятельности «Путешествие в мир кукол»

Подготовила и провела

Орехова Л.А. воспитатель

   

                                                                                                                                                                                                                                    г. Новочеркасск                                                                                                                                                                               .

Цель: воспитание любви к народной культуре через знакомство дошкольников с образом народной куклы.

Цель: воспитание любви к народной культуре через знакомство дошкольников с образом народной куклы.

Задачи:

Обучающие:

- научить основным технологическим приёмам изготовления народной куклы

- закреплять полученные знания и умения на практике

Развивающие:

- формировать творческие способности в создании народных тряпичных кукол

-развивать креативное мышление

- совершенствовать мелкую моторику (складывания, заматывания, завязывания узелков)

- развивать словарный состав: коллекционная, зернушка, травница, пеленашка, хороводница, подорожница и т.д.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки

-воспитывать бережное отношение к народной культуре, интерес к народному творчеству, через изготовление кукол из ткани,

- дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда

Методы и приёмы:

-словесный, наглядный, рассматривание, образец воспитателя,беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово, сотворчество педагога родителей с детьми, выполнение работы детей с родителями.

Предполагаемый результат:

-У детей повысится интерес к народной культуре, через совместную деятельность детей и родителей

-Укрепится культурный и духовный опыт по отношению к народным традициям

Место проведения: «Горница»

Тип: художественно-творческое, образовательное,совместно с родителями.

Приоритетная ОО: «Художественно-творчество»

Интегрируется с ОО: «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Познавание», «Здоровье».

Предполагаемая продолжительность:30 минут.

Количество детей: 8 человек

Количество родителей:4 человека

Предварительная работа:

-Чтение книг об истории кукол,

-Просмотр иллюстраций,

-Разучивание малых фольклорных форм,

-Изготовление мамами народных кукол для выставки.

-Оформление выставки.

Материалы:

 Магнитофон, схемы, последовательность изготовления куклы, разнообразные современные куклы (коллекционные, образцы тряпичных кукол – оберегов)

Раздаточный материал:

 Три квадратных лоскута ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами, например, 25, 20, и 15 см. Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица. Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки). Цветной лоскутик треугольной формы – это для платочка.  Нитки для обвязывания. Вата, ветошь или синтепон для головки.Колокольчик.

Ход занятия:

Воспитатель.  Ребята, сегодня у нас в гостях наши дорогие мамы. Мы их пригласили на необычную выставку кукол.Полюбуемся их разнообразием (Дети и родители подходят к стенду).Как много разных кукол и у каждой своя история …

Эти куклы – коллекционные.У них добрые выразительные глаза,милые улыбки –этими куклами любуются и украшают свои дома.Они сделаны из хрупкого материала, фарфора. Если куклу уронить,она может разбиться.

А это куклы стеклянные, их используют как сувенир.

(Воспитатель обращает внимание на других кукол)

Эта кукла не просто игрушка,

Эта и дочка для вас и подружка.

Даже вопрос ей можно задать,

Песенку спеть и стихи рассказать.

Этими куклами вы играете,

Кормите их и качаете

Из можно искупать и одежду постирать

Все они совершенно разные,

Не похожие, но такие прекрасные

Воспитатель:Давным-давно кукол делали не для продажи, а для себя. Их мастерили, сматывали, скручивали, сворачивали, неспешно, обстоятельно, с надеждой, а главное с большой любовью. Названия кукол этих были очень просты и наивны. Расскажите о них.

(Дети рассказывают о народных куклах сделанных вместе с родителями: Кукла-Травница, Кукла-Крупеничка, Кукла-Ангел, Кукла-Подорожница, Кукла-Хороводница и т.д.).

Воспитатель: Спасибо ребята за ваши рассказы. С такими добрыми, удивительными, милыми куклами у нас в детском саду все будет отлично. А сейчас я вас приглашаю поиграть в игру-шутку «У Маланьи, у старушки»

(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)

У Маланьи у старушки

(Сложить руки углом, показать избушку.)

Жили в маленькой избушке

(Показать семь пальцев.)

Семь сыновей,

Семь дочерей,

(Очертить брови пальцами.)

Все без бровей,

(Растопыренные ладони поднести к ушам.)

Вот с такими ушами,

(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)

Вот с такими носами

(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)

Вот с такими усами,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой головой,

(Показать руками большую окладистую бороду)

Вот с такой бородой!

(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку")

Ничего не ели

(Отрицательно помахать указательным пальцем)

Целый день сидели

(Сесть на корточки)

На Маланью все глядели,

(Держать руки у глаз,похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так...-

(Ребенок показывает любое движение)

Дети садятся в кружок на ковре.

Воспитатель: Ребята вы мне рассказали о куклах сделанных с вашими мамами. Я познакомлю вас  еще с одной. У нее очень необычное название. (Показывает куклу). «Кукла -  Колокольчик». Это обережная кукла, которая приносит в дом радостные вести. Колокольчик радости- так ее еще зовут. Куколка олицетворяет колокол, который тоже защищал людей от напастей и болезней. Тряпичная народная кукла состоит из трех юбок, которые символизирует три царства: Медное, Серебряное, Золотое. Считается, что счастье складывается   из трех частей. Если тело здорово, душа радостна, а дух спокоен, то человек счастлив. Оберег хорошего настроения –он приносит счастье в дом. Хотите сделать себе такую куколку? Для начала разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Утро настало,

Солнышко встало.

(Ладони с растопыренными пальцами скрестить)

— Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

(Сжать кулак правой руки. Большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения.)

— Вставай, Большак!

(Большой и указательный палец правой руки щелкают по большому пальцу левой руки.)

—Вставай, Указка!

(Щелчок по указательному пальцу.)

— Вставай, Середка!

(Щелчок по среднему пальцу.)

— Вставай, Сиротка!

(Щелчок по безымянному пальцу.)

И крошка Митрошка!

(Щелчок по мизинцу.)

Привет, Ладошка!

(Щелчок в центр ладони.)

Все потянулись.

И проснулись.

(Руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки.)

Воспитатель: Садитесь за столы. Приступим к работе.

Рассматривание схем. Пошаговое выполнение с помощью родителей.

Воспитатель (обращаясь к родителям):А вы знаете, почему куклам не изображали лицо?

Исследователи этого явления в народной культуре говорят о том, что безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в куклу и творить зло там, где они находятся. А также безликая кукла не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло (через такую куклу) живому человеку.

Воспитатель: В старину кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, их берегли и дарили в знак дружбы и любви. «Кто в куклы не играет – тот счастья не знает» - гласит народная мудрость. Кукла была и остается не просто игрушкой, она знак продолжения рода, залог семейного счастья. Эти куклы такие простые, милые и очень-очень родные. Чувствуешь, как веет от них уютом и теплом и на душе становиться светло, спокойно и радостно. Встанем с нашими красавицами в хоровод. Вот все куколки подружки, не похожи друг на дружку. Будем с ними танцевать и друг друга удивлять! Задорная пляска «Барыня»!

Дети  танцуют с мамами и куклами под русскую народную песню «Барыня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Совместная образовательная деятельность "Чудесное лукошко" для подготовительной группы

Познавательная ценность:Углубление и систематизация знаний о овощах;Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в разл...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы «Прогулка в осенний лес»

Цель: закрепление знаний по теме «Лес осенью. Грибы. Ягоды».Задачи:1)    Коррекционно-образовательные:·        Обобщать и систематизировать представле...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы к школе по теме: "Матрёшкины именины" по образовательным областям: "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие".

«Матрёшкины именины»Разные на свете бывают куклы. А есть куклы, у которых имя одно и тоже - Матрёшки. Яркая Матрёшка является кукольным символом России. Матрёшкины именины праздновали дети 1 подг...

Совместная образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной группе Геометрические фигуры

Задачи.1. Образовательная – закрепить названия геометрических фигур, познакомить детей со способом рисования многоугольника в тетради, упражнять в счете в пределах 20, называть четные и нечетные числа...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы в образовательной области «Выпускной бал»

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы                  в образовате...