Совместная образовательная деятельность "Путешествие в мир кукол". Подготовительная группа.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Воспитание любви к народной культуре через знакомство дошкольников с образом народной куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kukly.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 62
Конспект совместной образовательной деятельности «Путешествие в мир кукол»
Подготовила и провела
Орехова Л.А. воспитатель
г. Новочеркасск .
Цель: воспитание любви к народной культуре через знакомство дошкольников с образом народной куклы.
Цель: воспитание любви к народной культуре через знакомство дошкольников с образом народной куклы.
Задачи:
Обучающие:
- научить основным технологическим приёмам изготовления народной куклы
- закреплять полученные знания и умения на практике
Развивающие:
- формировать творческие способности в создании народных тряпичных кукол
-развивать креативное мышление
- совершенствовать мелкую моторику (складывания, заматывания, завязывания узелков)
- развивать словарный состав: коллекционная, зернушка, травница, пеленашка, хороводница, подорожница и т.д.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки
-воспитывать бережное отношение к народной культуре, интерес к народному творчеству, через изготовление кукол из ткани,
- дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда
Методы и приёмы:
-словесный, наглядный, рассматривание, образец воспитателя,беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово, сотворчество педагога родителей с детьми, выполнение работы детей с родителями.
Предполагаемый результат:
-У детей повысится интерес к народной культуре, через совместную деятельность детей и родителей
-Укрепится культурный и духовный опыт по отношению к народным традициям
Место проведения: «Горница»
Тип: художественно-творческое, образовательное,совместно с родителями.
Приоритетная ОО: «Художественно-творчество»
Интегрируется с ОО: «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Познавание», «Здоровье».
Предполагаемая продолжительность:30 минут.
Количество детей: 8 человек
Количество родителей:4 человека
Предварительная работа:
-Чтение книг об истории кукол,
-Просмотр иллюстраций,
-Разучивание малых фольклорных форм,
-Изготовление мамами народных кукол для выставки.
-Оформление выставки.
Материалы:
Магнитофон, схемы, последовательность изготовления куклы, разнообразные современные куклы (коллекционные, образцы тряпичных кукол – оберегов)
Раздаточный материал:
Три квадратных лоскута ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами, например, 25, 20, и 15 см. Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица. Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки). Цветной лоскутик треугольной формы – это для платочка. Нитки для обвязывания. Вата, ветошь или синтепон для головки.Колокольчик.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в гостях наши дорогие мамы. Мы их пригласили на необычную выставку кукол.Полюбуемся их разнообразием (Дети и родители подходят к стенду).Как много разных кукол и у каждой своя история …
Эти куклы – коллекционные.У них добрые выразительные глаза,милые улыбки –этими куклами любуются и украшают свои дома.Они сделаны из хрупкого материала, фарфора. Если куклу уронить,она может разбиться.
А это куклы стеклянные, их используют как сувенир.
(Воспитатель обращает внимание на других кукол)
Эта кукла не просто игрушка,
Эта и дочка для вас и подружка.
Даже вопрос ей можно задать,
Песенку спеть и стихи рассказать.
Этими куклами вы играете,
Кормите их и качаете
Из можно искупать и одежду постирать
Все они совершенно разные,
Не похожие, но такие прекрасные
Воспитатель:Давным-давно кукол делали не для продажи, а для себя. Их мастерили, сматывали, скручивали, сворачивали, неспешно, обстоятельно, с надеждой, а главное с большой любовью. Названия кукол этих были очень просты и наивны. Расскажите о них.
(Дети рассказывают о народных куклах сделанных вместе с родителями: Кукла-Травница, Кукла-Крупеничка, Кукла-Ангел, Кукла-Подорожница, Кукла-Хороводница и т.д.).
Воспитатель: Спасибо ребята за ваши рассказы. С такими добрыми, удивительными, милыми куклами у нас в детском саду все будет отлично. А сейчас я вас приглашаю поиграть в игру-шутку «У Маланьи, у старушки»
(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
У Маланьи у старушки
(Сложить руки углом, показать избушку.)
Жили в маленькой избушке
(Показать семь пальцев.)
Семь сыновей,
Семь дочерей,
(Очертить брови пальцами.)
Все без бровей,
(Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими ушами,
(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
Вот с такими носами
(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)
Вот с такими усами,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой головой,
(Показать руками большую окладистую бороду)
Вот с такой бородой!
(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку")
Ничего не ели
(Отрицательно помахать указательным пальцем)
Целый день сидели
(Сесть на корточки)
На Маланью все глядели,
(Держать руки у глаз,похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так...-
(Ребенок показывает любое движение)
Дети садятся в кружок на ковре.
Воспитатель: Ребята вы мне рассказали о куклах сделанных с вашими мамами. Я познакомлю вас еще с одной. У нее очень необычное название. (Показывает куклу). «Кукла - Колокольчик». Это обережная кукла, которая приносит в дом радостные вести. Колокольчик радости- так ее еще зовут. Куколка олицетворяет колокол, который тоже защищал людей от напастей и болезней. Тряпичная народная кукла состоит из трех юбок, которые символизирует три царства: Медное, Серебряное, Золотое. Считается, что счастье складывается из трех частей. Если тело здорово, душа радостна, а дух спокоен, то человек счастлив. Оберег хорошего настроения –он приносит счастье в дом. Хотите сделать себе такую куколку? Для начала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Утро настало,
Солнышко встало.
(Ладони с растопыренными пальцами скрестить)
— Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
(Сжать кулак правой руки. Большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения.)
— Вставай, Большак!
(Большой и указательный палец правой руки щелкают по большому пальцу левой руки.)
—Вставай, Указка!
(Щелчок по указательному пальцу.)
— Вставай, Середка!
(Щелчок по среднему пальцу.)
— Вставай, Сиротка!
(Щелчок по безымянному пальцу.)
И крошка Митрошка!
(Щелчок по мизинцу.)
Привет, Ладошка!
(Щелчок в центр ладони.)
Все потянулись.
И проснулись.
(Руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки.)
Воспитатель: Садитесь за столы. Приступим к работе.
Рассматривание схем. Пошаговое выполнение с помощью родителей.
Воспитатель (обращаясь к родителям):А вы знаете, почему куклам не изображали лицо?
Исследователи этого явления в народной культуре говорят о том, что безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в куклу и творить зло там, где они находятся. А также безликая кукла не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло (через такую куклу) живому человеку.
Воспитатель: В старину кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, их берегли и дарили в знак дружбы и любви. «Кто в куклы не играет – тот счастья не знает» - гласит народная мудрость. Кукла была и остается не просто игрушкой, она знак продолжения рода, залог семейного счастья. Эти куклы такие простые, милые и очень-очень родные. Чувствуешь, как веет от них уютом и теплом и на душе становиться светло, спокойно и радостно. Встанем с нашими красавицами в хоровод. Вот все куколки подружки, не похожи друг на дружку. Будем с ними танцевать и друг друга удивлять! Задорная пляска «Барыня»!
Дети танцуют с мамами и куклами под русскую народную песню «Барыня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Совместная образовательная деятельность "Чудесное лукошко" для подготовительной группы
Познавательная ценность:Углубление и систематизация знаний о овощах;Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в разл...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы «Прогулка в осенний лес»
Цель: закрепление знаний по теме «Лес осенью. Грибы. Ягоды».Задачи:1) Коррекционно-образовательные:· Обобщать и систематизировать представле...
План - конспект интегрированной совместной образовательно – художественной деятельности с детьми подготовительной группы
Знакомство детей со свойствами и качествами разных изобразительных материалов....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы к школе по теме: "Матрёшкины именины" по образовательным областям: "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие".
«Матрёшкины именины»Разные на свете бывают куклы. А есть куклы, у которых имя одно и тоже - Матрёшки. Яркая Матрёшка является кукольным символом России. Матрёшкины именины праздновали дети 1 подг...
Совместная образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной группе Геометрические фигуры
Задачи.1. Образовательная – закрепить названия геометрических фигур, познакомить детей со способом рисования многоугольника в тетради, упражнять в счете в пределах 20, называть четные и нечетные числа...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы в образовательной области «Выпускной бал»
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы в образовате...