«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе. Подбор литературы»
консультация по художественной литературе
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Приобщение детей раннего возраста к художественной
литературе. Подбор литературы»
Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка.
С 1,5 лет для развития речи детей целесообразно знакомить с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. Решаются такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний - в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развиваются слуховое восприятие, речевое дыхание, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.
Перед чтением следует подготовить наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет).
Чтобы чтение и рассказывание было обучающим - необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо взрослого, а не только слушать голос.
Одна из задач - научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому читая по книжке, вы должны научиться смотреть не только в текст, но и время от времени - на лицо ребёнка, встречаться с ними глазами, следить за тем, как он реагирует на чтение.
Основное правило по чтению, рассказыванию детям литературных произведений - эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Мажорное настроение создает взрослый - на глазах детей бережно обращается с книгой, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую нужно показать детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания. Малыши требуют руководства в слушании - вид и голос рассказчика должен говорить, что в данную минуту произойдёт что-то интересное и увлекательное.
Чтение книг лучше организовать с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок и иллюстраций.
Как правильно выбрать книгу для дошкольника?
1. Выбирая книгу для ребенка первое, на что нужно обратить внимание – это возраст ребенка.
2. Важным критерием выбора книги является и качество иллюстраций, ведь книга с картинками для малыша – это первое знакомство с искусством. Для ребенка, который еще не умеет читать, именно иллюстрация становится главным способом восприятия всей книги. Хорошая картинка способна не только проиллюстрировать написанное, но и дополнить текст, расширить и углубить его понимание.
3. Чтобы маленький ребенок не испытывал дискомфорта во время просмотра книги, переплет ее должен быть твердым. Срок службы книги прямо пропорционален качеству переплета. Идеальным переплетом для детей до 5 лет является твердый, с прошитыми страницами. Клееные книги быстро изнашиваются и практически сразу начинают разваливаться.
4. Обратите внимание на качество бумаги. Она должна быть белой или слегка бежевой, плотной (для малышей – лучше картон). Не покупайте книгу из серой бумаги, которая плохо влияет на зрение ребенка. Воздержитесь и от приобретения изданий, страницы которого выполнены из блестящего глянца – он будет отсвечивать, мешая ребенку знакомиться с содержанием.
5. Проверьте, насколько безопасна книга (отсутствуют ли у страниц
острые углы, не осыпаются ли мелкие детали – кожа, ткань, мех). Если вы выбираете резиновую книжку для купания, слегка намочите ее и убедитесь, что краска не смывается, а по краям страниц не расходятся
швы.
6. Не стоит покупать очень объемных изданий. Такие книги, как правило, очень тяжелы и ребенку самостоятельно с ними не справится.
Список рекомендуемой детской художественной литературы
для чтения дома
Ранний возраст (второй год жизни)
Русские народные песенки, потешки: «Ладушки, ладушки!..», «Петушок,
петушок...», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...»,
«Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...».
Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как
коза избушку построила» (обр. М. Булатова) и др.
Произведения поэтов и писателей России
Александрова З. «Прятки», «Дождик», «Девочки и мальчики прыгают как мячики» (из книги «Катя в яслях»);
Барто А. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»), «Уронили мишку на пол», «Нет, напрасно мы решили», «Кто как кричит», «Снег», «Села птичка на окошко», «Я люблю свою лошадку», «Самолѐт построим сами»; Берестов В. «Курица с цыплятами»; и др.
Первая младшая группа (третий год жизни)
Песенки, потешки, заклички: «Наша Маша маленька...», «Наши уточки с
утра...», «Пошел котик на Торжок...», «Чики, чики, кички...», «Солнышко,
ведрышко...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Из-за леса, из-за
гор...», «Огуречик, огуречик!..», «Заяц Егорка...», «Бежала лесочком лиса с
кузовочком...» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством.
Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста и родителям воспитанников....
План мероприятий По теме: «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе на 2018-2019г.»
План мероприятий По теме: «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе на 2018-2019г.»...
«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»
В конце 20-го начале 21 веков в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи средств...
Фотоотчёт к консультации «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»
Фольклорно-игровые занятия требуют от педагога профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен уметь петь, танцевать, играть на народных инструментах перевоплощать...
Консультация на тему: «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр»
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен ог...
Приложение к консультации "Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр"..
Приложение к консультации "Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр"....
технология «Pop-up booking» как средство приобщения детей раннего возраста к художественной литературе
технология «Pop-up booking» как средство приобщения детей раннего возраста к художественной литературе Проблема приобщения детей к художественной литературеДанная проблема являет...