Методическая разработка .
методическая разработка на тему
В своей педагогической деятельности широко использую приемы мнемотехники, что позволяет упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_leonova.docx | 251.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Актуальность.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что она помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Цель: Развитие памяти(слуховой, зрительной, двигательной , тактильной) , мышления, внимания и воображения. Основа обучения – развитие творческого познания.
Задачи:
Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
Содержание:
У дошкольников память носит непроизвольный характер т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов :
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы- это дидактический материал. Их можно использовать для :
- обогащения словарного запаса ;
- обучения составлению рассказов ;
- пересказов художественной литературы ;
- отгадывания и загадывания загадок ;
- заучивания стихотворений.
В течение трёх лет в своей практике широко использую приёмы мнемотехники по обучению детей связной речи. В основу взяла мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуюсь готовыми схемами педагогов, но изменяю и совершенствую мнемотаблицы по-своему, что способствовало качеству связной речи у воспитанников.
Опираясь на собственный опыт , я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки- это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект.
При пересказе с помощью мнемотаблиц,когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений .
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удалаётся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Список использованной литературы:
Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета.
Большова Т. В. «Учимся по сказке.»
Приложение:
1.Детям нравится изучать сказки или стихи по таблицам:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
2.Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания:
3.Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление:
По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы:
1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...