Конспект экологической викторины в старшей группе "О птицах"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Снится ночью пауку
Чудо—юдо на суку:
Длинный клюв
И два крыла...
Прилетит — плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это...
Да, о птицах эта викторина!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_viktoriny_v_starshey_gruppe_o_ptitsah.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина в старшей группе
«О птицах»
Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.
Задачи:
- Закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц;
- Развивать внимание, мышление, память;
- Воспитывать желание заботиться о птицах.
Материал:
- иллюстрации зимующих и перелетных птиц в 2 экземплярах;
- аудиозапись голосов птиц;
- телевизор;
- пазлы с изображением ласточки и синицы;
- запись музыкальной композиции для хора рук;
- птицы на руки мальчикам;
- осенние листья на руки девочкам.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о птицах;
- отгадывание загадок (Большая книга загадок с картинками, М.: РИПОЛ классик, 2014г, стр. 222-239;
- аппликация, рисование, конструирование;
- наблюдения на прогулках за птицами;
- прослушивание записи голосов птиц;
- чтение художественной литературы о птицах: В. Бианки «Кто чем поет», Н. Сладков «Птицы. Орнитология в картинках», Т. Мюллер «Год с воробьями», В. Бабенко «Небольшая книга о совах», Красная книга России;
- беседы о птицах;
- НОД о перелетных и зимующих птицах.
Ход викторины:
Звучит заставка телепередачи «В мире животных».
На фоне этой музыки воспитатель:
Снится ночью пауку
Чудо—юдо на суку:
Длинный клюв
И два крыла...
Прилетит — плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это... (Дети отгадывают загадку – «Птица»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отгадали загадку. Сегодня наша встреча посвящена птицам!
Ребенок 1:
На нашей планете живут чудесные создания.
Они летают и поют, и землю свято берегут.
Скажите, можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут?
Ребенок 2:
Букашки, жучки, червячки на деревья нападут.
И съедят кору, листочки, обглодают ветки, почки –
Вот что будет, если птицы, если птицы,
Все исчезнут – пропадут!
Воспитатель:
И не будет щебетанья, дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья….
Грустно будет, знают дети, жизнь без птиц на белом свете!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы провести «Птичью викторину». Мы с вами поиграем, посоревнуемся в отгадывании загадок и в узнавании птиц по голосу, порисуем и проверим свою внимательность. Для этого нам необходимо разделиться на две команды! Разговор у нас о птицах, значит, и название команд будут связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд!
Д/и «Собери картинку»
(дети собирают из пазлов картины с изображением ласточки и синицы)
Воспитатель: Замечательно! У нас появились две команды «Ласточки» и «Синицы». Будьте внимательны! Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). И первое задание нашей Викторины, это «Загадки».
Загадки для команды «Ласточки»:
1. Кто из леса прилетит,
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья,
Говоруша, стрекотунья,
Белый бок и длинный хвост,
Что за птица, вот вопрос? (сорока)
2. Тихой ночью лес уснул,
Кто-то ухнул и вспорхнул.
Да, не зря идёт молва –
В ночь охотиться…. (сова)
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
Загадки для команды «Синицы»:
4. Птица – звонкая певичка,
Желтобрюхая сестричка,
Суетится невеличка,
Наша быстрая … (синичка)
5. Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой. (дятел)
6. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Синицы).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Обе команды проявили сообразительность! А теперь второе задание нашей викторины. «Узнай птицу по голосу». Внимание, начинаем!
Игра «Узнай птицу по голосу».
(Звучат голоса птиц: ворона, кукушка, соловей, голубь, воробей, утка. Дети двух команд отгадывают по очереди).
Воспитатель: Молодцы ребята, всех птиц узнали по голосам! А знаете ли вы перелетных и зимующих птиц? (Ответы детей)
Воспитатель:
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!
Это третье задание Птичьей викторины.
Игра «Раздели птиц»
(дети на столах по командам раскладывают картинки с перелетными птицами в одну сторону, картинки с зимующими птицами – в другую)
Воспитатель: Почему петуха и курицу отложили в сторону? (Потому что петух и курица – домашние птицы)
Воспитатель: И с этим заданием справились ребята! Скажите, пожалуйста, а в каких домиках живут птицы? Ответы детей (гнездо, дупло, нора зимородка, береговой ласточки, гнездо из глины и веточек). А кукушка вьет гнездо?
(Ответы детей)
Игра «Кукушка»
(Дети водят хоровод вокруг водящего, который стоит с закрытыми глазами. Дети: «К нам кукушка в огород прилетела и поет. А ты (имя водящего) вставай, кто кукует угадай». Если водящий угадывает, кто кукует, то водящий встает в хоровод, а кукушка становится водящим. Игра повторяется несколько раз. Кому куковать показывает воспитатель)
Воспитатель: Понравилась игра? (Ответы детей). Давайте еще поиграем! На внимание! Я буду называть только птиц, но, если вы услышите, что я назвала не птицу, а кого-то другого, дайте мне знать: хлопайте в ладоши.
Игра на внимание «Птица- не птица»:
Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают в ладоши)
Что неправильно? (Дети: «Мухи!»)
А мухи – это кто? (Дети: «Насекомые!»)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. (Дети хлопают в ладоши)
А теперь что не так? («Макароны»)
Прилетели птицы: Голуби, куницы… (Если не обратят внимания на куниц, объяснить, что это не птицы, а животные.)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки… (Дети хлопают в ладоши).
Что неправильно? (Дети: «Комары!»)
А комары – это кто? (Дети: «Насекомые!»)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди и утки — и спасибо шутке!
Воспитатель: Славно поиграли и посмеялись, а викторина наша продолжается. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно вспомнить название сказки и птицы, о которой в ней говорится.
Сказки для команды «Ласточки»:
1.Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко? (Курочка-ряба, Русская народная сказка «Курочка Ряба»)
2.С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками, В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
3.Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку, Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»).
4.Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем, Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»).
Сказки для команды «Синицы»:
5.С какой птицей дружил Вини Пух? (С совой, Алан Милн, «Винни Пух и Все-все-все»)
6.Какие птицы унесли братца Иванушку у сестрицы Алёнушки? (Гуси-лебеди, Русская народная сказка «Гуси-лебеди»).
7.Какая птица, когда стучались в дверь говорила: «Кто там?» (Галчонок, Э. Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»).
8.Какая птица угощала лису из кувшина? (Журавль, Русская народная сказка «Лиса и Журавль»).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вспомнили все сказки. А теперь объявляется Блиц-викторина для наших гостей!
- Какая птица умеет дразниться? (попугай)
- Какая птица хвостом разноцветным гордиться? (павлин)
- Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)
- Какую птицу называют символом мира? (голубь)
- Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)
- Какая птица может «работать почтальоном»? (голубь)
Воспитатель: Молодцы! Спасибо всем за участие! Пока жюри подводит итоги наши ребята покажут представление.
Хор рук «Осенние птицы»
Воспитатель: Наша викторина подошла к концу. Победили команды «Ласточки» и «Синицы» с ровным счетом! Поздравляем победителей! И до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экологического занятия в старшей группе "Птицы - вестники весны"
Данный конспект служит примерным занятием для воспитательной работы по экологическому воспитанию или окружающаму миру. Дает представление о перелетных птицах через чтение рассказов Бианки и Богд...
Конспект экологической викторины "Знатоки природы" для старших дошкольников.
Задания экологической направленности, загадки о животных....
Конспект экологической викторины "Что? Где? Когда?" "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"....
Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...
Конспект экологической викторины ко Дню земли в старшей группе на тему: «Всё о природе Земли»
Цель: развивать самостоятельность и сообразительность, память, логическое мышление, познавательный интерес детей; прививать бережное отношение и любовь к родной природе; создать атмосферу ...
Конспект экологической викторины для детей средней группы Тема: «Домашние животные и птицы»
Конспект экологической викторины для детей средней группы Тема: «Домашние животные и птицы»...
Конспект экологической викторины для старших дошкольников "Времена года"
Викторина подготовлена для старших дошкольников по "Временам года"....