Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей
методическая разработка на тему
Перед современными дошкольными образовательными организациями на сегодняшний день в условиях требований ФГОС встала важная проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников, а также формированию навыков здорового образа жизни. Содержание Программ детского сада предусматривает значительный объём знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно при проведении непосредственно-образователной деятельности по развитию математических представлений, речи, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в неподвижном положении. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжёлой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжение мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению. Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга. Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры, проявление нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.
Основные признаки утомления:
- нарушение недавно сформированных умений;
- нарушение координации мелких движений, замедленность их;
- длительные отвлечения;
- примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.);
- появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например сосание пальцев, раскачивание;
- повышенная раздражительность;
- зевота.
Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7-9-й минуте занятия; старшей – на 10-12-й; подготовительной к школе – на 12-14-й минуте.
Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.
Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Поэтому в детском саду на занятиях широко используются физкультурные минутки.
Физкультминутка — кратковременные физические упражнения, которые проводятся с детьми дошкольного возраста в перерыве между непосредственно-образовательной деятельностью, а также во время пауз в процессе непосредственно-образовательной деятельности, требующей интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).Физминутка строится из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации, а также дополняется приемами художественной выразительности и изобразительности. Роль физминуток огромна, ведь любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для детской психики характерна неустойчивость нервных процессов. Дети быстро утомляются, снижается устойчивость их внимания, теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей, уменьшить утомление и снизить отрицательное влияние однообразной рабочей позы; активизация внимания детей и повышение способности к восприятию образовательного материала. Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток в процессе непосредственно-образовательной деятельности снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомлённым мышцам, а также органам зрения и слуха.
Помимо очевидной цели физминуток – повышения или удержания умственной работоспособности детей на занятиях (по развитию элементарных математических представлений, развитию речи и т. п.) и обеспечения кратковременного активного отдыха дошкольников во время занятий, физминутки помогают решить также следующие задачи:
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-формировать правильное дыхание;
-развивать способности ориентации в пространстве;
-вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
-развивать фонематический слух;
-развивать и корректировать музыкально-ритмические движения.
Физминутки являются профилактикой правильной осанки. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма. Физминутки развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма, а также создает условия для правильного дыхания, которое обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку.
Продолжительность физкультминуток 2-3 минуты.
Можно выделить следующие виды физкультминуток:
• Упражнения для снятия общего и локального утомления;
• Упражнения для кистей рук;
• Гимнастика для глаз;
• Упражнения, корректирующие осанку;
• Дыхательная гимнастика.
• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.
Требования при организации физкультминуток:
- упражнения должны быть просты, интересны и хорошо знакомы детям;
- выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность;
- упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
- произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах;
- выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
- никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания;
- если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.
В комплекс физкультминуток необходимо включать хотя бы по одному упражнению, направленному на активную работу различных мышечных групп, их расслабление, на формирование и укрепление осанки, для выпрямления позвоночника, расширения грудной клетки, для ног, рук. Ещё помимо физических элементов могут входить упражнения для глаз, упражнения на дыхание, самомассаж.
Физкультминутки лучше всего систематизировать:
1. Оздоровительно- гигиенические
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
Во время непосредственно-образовательной деятельности можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.
2. Танцевальные.
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
3. Физкультурно-спортивные.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
4. Подражательные.
Зависят от фантазии и творчества воспитателя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков и т. д.: работу водителя, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
6. Двигательно-речевые.
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
7. Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения.
Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании непосредственно-образовательной деятельности я стараюсь не допускаю однообразия работы.
При подборе упражнений я стараюсь помнить об объёме и характере двигательной деятельности на занятии. Так на занятиях по развитию математических представлений дети выполняют некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжении находятся мелкие мышцы кистей рук. Поэтому в физкультминутки наряду с другими я включаю упражнения на расслабления мышц рук.
Почти отсутствуют движения на занятиях по развитию речи. В данном случае от меня требуется введение интенсивных движений с большой амплитудой, а также энергичных движений кистей (сжимание, разжимание, вращение, повышающих тонус коры в целом.
Однако следует отметить, что на некоторых занятиях по изобразительной деятельности дети бывают настолько увлечены, что отрывать их нецелесообразно. Утомление проявляются лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т. п.). В таких случаях достаточно дать одно-два упражнения на выпрямление корпуса.
При подборе физкультминутки я стараюсь, чтобы её смысловое содержание было связано с содержанием непосредственно-образовательной деятельности, тогда переход от непосредственно-образовательной деятельности, и наоборот, совершается легко.
При подражательных физкультминутках дети с удовольствием подражают движениям лягушат, зайцев, обезьян, медведей и др.животных. Например, на занятии сообщаю, что сегодня идём гулять в зоопарк или в лес на экскурсию. Дети, подражая движениям животных, незаметно для себя погружаются в природоведение, т.е. знакомятся с повадками животных, птиц, зверей.
Некоторые физкультминутки помогают при изучении какой-либо темы. Например, на занятии по математике при счёте предметов хороши такие физкультминутки, которые незаметно для ребёнка помогают ему играючи усваивать материал.
Давайте присядем столько раз,
Сколько подснежников у нас.
Сколько цветов у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
Определённое значение имеет и смысловое содержание физкультминутки. Если упражнения даны в виде образцов или заданий, и они связаны с содержанием занятия, то переход от занятия к физкультминутке, и наоборот, совершается легко. Если упражнения не связаны с содержанием занятия, то переключение с одной деятельности на другую происходит труднее. В таких случаях я стараюсь акцентировать внимание детей на отдельных качественных сторонах движения, что повышает их физиологический эффект. Так, во время вращения рук, согнутых в локтях, я подчёркиваю: «Локти отведите назад, как можно дальше, спина прямая, голову не опускать». Но такие упражнения целесообразно использовать лишь в подготовительной группе, так как у детей этого возраста более устойчиво внимание и лучше концентрация возбудительных процессов.
При подготовке и проведении физминуток я стараюсь помнить, что продолжительность не должна превышать 1,5-2 минуты. При подборе речевого материала учитываю возраст, речевые, двигательные возможности детей, а также время года и тематику занятия. Перед началом физкультминутки особое внимание уделяю тому, чтобы дети расположились удобно, не мешали друг друга и приняли исходное положение. Во время непосредственно- образовательной деятельности, когда у детей возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц, помогаю детям расслаблять мышцы. Это делаю в игровой форме. Например, кричалка:
-Как живёшь?
-Вот так! (дети показывают большой палец вверх)
-А плывёшь?
-Вот так! (любой вид плавания)
-А бежишь?
-Вот так (бегут на месте)
-Вдаль глядишь?
-Вот так! (дети подносят ладонь к глазам)
-Ждёшь обед?
-Вот так! (гладят животики)
-Машешь вслед?
-Вот так! (махают рукой)
-Утром спишь?
-Вот так! (подкладывают ладошку под щёчку и закрывают глаза)
-А шалишь?
-Вот так! (дети надувают щёки и хлопают по ним ладошками)
Дождик, дождик, лейся пуще!
Пусть растет пшеница гуще!
Лейся, лейся как река!
Будет белая мука!
Дети во время произношения кричалки встряхивают кистями рук.
Наравне с расслаблением мышц кистей рук, развиваю и их мелкую мускулатуру. Массаж сопровождается словами:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит посередине.
Этот пальчик безымянный,
Он у нас упрямый самый.
А мизинчик хоть и мал, он и ловок и удал.
Использую и такие физкультминутки, которые одновременно помогают развивать речевой аппарат.
1. Два дровосека,
Два дроворуба
Рубили на дворе дрова.
2. Поля пошла
Полоть петрушку в поле.
3. Ла-ла-ла (три хлопка),
Мила пол мела (наклон туловища вперёд, махи руками в стороны).
Лу-лу-лу (три хлопка),
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).
Ул-ул-ул (три хлопка),
Михаил уснул (присесть, руки под щеку).
Иногда применяю релаксационные физкультминутки:
Игра «Цветок» (с закрытыми глазами)
Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Также в своей работе стараюсь не забывать про гимнастику для глаз.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
На мой взгляд, каждому воспитателю было бы полезно иметь блок физминуток, так сказать свою копилку, на каждый случай жизни. Картотека физминуток может состоять и из материалов, применимым к конкретной возрастной группе, и из материалов, объединяющих в себе все возраста. Имея картотеку физкультминуток, воспитатель сможет без особого труда упростить или усложнить ход и особенности проведения физминуток в зависимости от цели, задач и возрастной группы детей.
Для удобного хранения физминутки в моей группе лежат в тематически оформленной коробке, в виде отдельных карточек. Карточки оформлены по цветам, каждый цвет означает свою возрастную группу.
Порядок хранения физминуток определяет каждый воспитатель для себя сам. Их можно хранить по видам, по тематике, но удобнее по сочетанию этих признаков. А также на них могут быть наклеены рисунки, по которым можно было сразу понять о чем говорится в данной физминутке. Это будет удобнее при поиске нужной карточки.
Подобная систематизация обеспечивает быстрый и точный доступ к необходимым материалам. Систематизация и организация хранения картотеки физминуток, находящиеся у воспитателя, – дело его личное.
Наряду с вышеизложенными обозначениями картотека может быть классифицирована по видам (речевые, двигательные и др.) и тематике (животные, времена года, игрушки и др.).
Таким образом, используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я ставлю перед собой ряд задач:
-обеспечить каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья;
-укреплять здоровье каждого ребёнка во время образовательного процесса.
Правильно подобранная мною физкультминутка способствует тому, что ребята переключают внимание с одного вида деятельности на другой, развивается мускулатура, легче усваивается новая тема, правила, закрепляются и проверяются знания. А веселые физкультминутки наполняют нашу непосредственно-образовательную деятельность радостью и становятся ниточкой приятного общения между мною и ребятами.
Примеры физкультминуток:
Игровые упражнения на мышечное расслабление.
«Как у наших у зверят».
Как у наших у зверят (хлопки в ладоши)
Лапки весело стучат
Топ – топ – топ, топ – топ – топ. (топание ногами)
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп – хлоп - хлоп, хлоп – хлоп – хлоп (хлопают в ладоши)
А потом в присядочку (приседания)
Пляшут звери рядышком.(прыжки на месте)
А как пустятся бежать –
Ни кому их не догнать.(бег на месте)
«Улыбнись».
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи, (одна рука вверх, другая вниз
Руки движутся на встречу. рывками руки меняются)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо - влево наклонись. (наклоны в стороны)
Приседанья начинай.
Не спиши, не отставай. (приседания)
А в конце - ходьба на месте
Это всем давно известно. (ходьба на месте).
Упражнения для пальчиков и рук.
«Вот помощники мои».
Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (потираем руками)
Раз, два три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
Повертели. (круговые движения кистью)
И работать захотели. (потираем руками)
Поработали немножко, (хлопаем в ладоши)
Мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе)
Постучали, (стучим по столу)
Повертели. (круговые движения кистью)
И опять обратно в путь. (хлопаем в ладоши)
«Дождик».
Меж еловых мягких лап
(поглаживаем подушечками пальцев поверхности стола)
Дождик кап – кап – кап.
(стучим пальцами по столу)
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох.
(касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытых рук)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
(поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскладываем широко)
Кто нашёл его друзья?
(указательным пальцем правой руки касаемся поочерёдно всех пальцев левой руки)
Это я, я, я!
(сжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца, показываем его).
Самомассаж кистей и пальцев рук.
При проведении игрового самомассажа происходит интенсивное воздействие на кончики пальцев рук, что стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует и оздоравливает весь организм.
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3. Растирание ладоней движениями вверх, вниз.
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
7. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочерёдное растирание.
Массаж для пальчиков рук.
(Дети соединяют поочерёдно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д., до больших пальцев под счёт).
Раз, два, три, четыре, пять,
(затем хлопают в ладоши)
Вышли пальчики гулять.
(А вслед за этим идёт поочерёдный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне правого большого пальца).
Этот пальчик самый сильный.
(левого большого пальца)
Самый толстый и большой.
(правого указательного пальца)
Этот пальчик для того…
(левого указательного пальца)
Чтобы показать его.
(правого среднего пальца)
Этот пальчик самый длинный…
(левого среднего пальца)
И стоит он в середине.
(правого безымянного пальца)
Этот пальчик безымянный…
(левого безымянного пальца)
Он избалованный самый.
(правого мизинца)
А мизинчик хоть и мал…
(левого мизинца)
Очень ловок и удал!
(после этого дети интенсивно растирают кисти рук, и встряхивают их).
Список литературы:
1. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М.: «ВАКО» 2005.
2. Бардышева Т. Ю. Пляшут мои ручки. - М. : Карапуз –дидактика, 2005.-33с.
3. Черенкова Е. Ф. - Оригинальные пальчиковые игры. - М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2007. – 186 с.
4. Абрамов Э. Н. Физкультминутки в образовательном процессе / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007. - 53 с.
5. Курамшин Ю. В., Попов В. И. Теория и методика физической культуры. – СПб., 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей
Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей (сообщение на педагогическом совете)....
Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей дошкольного возраста
Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей дошкольного возраста...
Влияние физического воспитания на умственное развитие детей дошкольного возраста.
Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше ...
Консультация для родителей "Влияние физических упражнений на умственное развитие детей"
Показать влияние физических упражнений на умственное развитие детей можно при нормальном развитии детского организма. Наверное, вы думаете что возможно подобрать упражнения только дл...
Влияние физкультминутки на умственную работоспособность детей
Содержание дошкольной программы детского сада предусматривает значительный объём знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на за...
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВОСТИ
Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Здоровье в значительной степени определяется уровнем привычной двигательной активности. Установлена связь между привыч...