Проект «Ловкие пальчики» для развития мелкой моторики младших дошкольников
проект (младшая группа) на тему

Салыкова Зарина Заурхановна

Проект «Ловкие пальчики» для развития мелкой моторики младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovkie_palchiki.docx144.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Чайка» с. Иргаклы

Степновского муниципального района Ставропольского края

Проект

«Ловкие пальчики»

http://www.uznaiki.ru/content/uploads/2014/02/uprajneninya-dlya-melkoy-motoriki-malyshej.jpg

Автор проекта:

Салыкова З.З.

2017г.

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» 

В.А. Сухомлинский

  

Актуальность

 

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

     Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас  малыша.

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

    Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

      Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов  обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

     Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

         На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

     Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

 

Паспорт проекта

 Наименование проекта :

«Ловкие пальчики»

Тип:

 Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.

Количество воспитанников:  20 

Форма представления:  слайдовая презентация

Цель и задачи:

     

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

·       Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

·       Развить фантазию,  речь, мышление,  ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

·       Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

·       Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

·       Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

·       Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

·       Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

·       Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

·       обеспечивать эмоциональное благополучие.

·       Расширять  кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.

·       Воспитывать  чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

·       Развивать познавательные способности,  психические процессы детей.      

·       Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.

·       Обогащать детей  разнообразными сенсорными впечатлениям.

·       Развивать творчество и креативность участников проекта.

·       Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Исполнители проекта :

Дети, Воспитатель, Родители

Сроки:   

·       Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы

 

Этапы реализации:

I  Подготовительный этап :

-   изучение методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями  М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И.А. Лыковой «Цветные    ладошки» для детей младшего дошкольного возраста;

Составление картотеки игр для развития мелкой моторики

-   Подбор наглядно – информационного и консультативного  материала для родителей.

 

 3 Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей ) .

 Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей  дошкольного возраста:

·       Работа с детьми по всем образовательным областям:

o  в процессе НОД (продуктивной деятельности);

o  индивидуальной работе;

o  на прогулке;

o  утренней гимнастике;

o  самообслуживание;

o  использование нетрадиционных приемов

 

·       Совместная деятельность с родителями .

 Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец  проекта.

 

Организация работы по проекту:

мероприятие

цель

 сроки

Изучение литературы по теме.

 

Получить необходимые знания и умения.

сентябрь

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки

Распределить игры по лексическим темам

сентябрь

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год

Разработать практические мероприятия на период проекта.

сентябрь

Подбор наглядно – информационного и консультативного  материала для родителей.

 

сентябрь

Анкетирование родителей.

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

3 неделя сентября

Обследование детей.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

1-2 недели сентября

-Экспериментальная деятельность:    Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага)

Формирование сенсорных  представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

В течение всего срока обучения

-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

Приобщение к изобразительному искусству .

В течение всего срока обучения

Использование методов Су-джок

Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник

В течение всего срока обучения

Изучение пальчиковых игр

Тренировка пальцев рук, развитие внимания,  воображения.

В течение всего срока обучения

Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

 

В течение всего срока обучения

Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

 

В течение года

Календарное  планирование работы по развитию мелкой моторики

у детей средней группы

дата

Темы

игр

содержание

задачи

оборудование

 

 

 

 

 

сентябрь

«Игры из ничего»

«Прищепки в корзинке»

«Перекладывание пинцетом»

«Скрути нитку в клубок»

закрепление навыка работы ведущей рукой.

-Тренировка мелкой моторики кистей рук.

-Отработка ритмических круговых движений рук.

-Ориентировка в пространстве.

-Концентрация внимания.

-Развитие общей координации движений.

Прищепки, корзина

Поднос, прицеп, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы

Поднос, клубок шерстяных ниток

Самомассаж пальчиков

Октябрь

 

 

 

«Игры с крупой»

«Помочь Золушке»

«Волшебное сито»

«Пересыпаем ложкой»

 

развиваем мелкую моторику, учим названия круп, учимся удерживать мелкие предметы пальцами.

 

Поднос, две миски (одна из которых с крупой: рис + греча)

Сито, две миски(в одной из которых рис и манка)

Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка

Самомассаж подушечек  пальчиков

Ноябрь

 

«Игры со шнурками»

«Веселые резиночки»

 

«

 

 

Разноцветные веревочки

Пять резиночек, карандаш, лист бумаги

Самомассаж пальчиков

Декабрь

 

«Пальчиковые игры с бумагой»

«Сгибаем бумагу»
«Рвем бумагу»
Пальчиковые игры на бумаге
«Рисунки ладошками»
 

Развитие мелкой моторики, знакомство с бумагой, развитие ориентировки на листе бумаги

Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки

Пальчиковые игры

Январь

 

«Чудеса на песке»

«Отпечатки наших рук»

«Что же спрятано в песке»

Развитие тактильных ощущений, самомассаж пальцев, песочная терапия.

Поднос, платформа с ячейками, пипетка, пузырек с чуть подкрашенной водой, песочница

Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице

Февраль

 

«Игры с прищепками»

«Собери в ведерко»

«Сделай солнышко»

«Дождь из тучки»

«Веселый ёжик»

развитие силы руки, соотносящих движений

 

Прищепки разного цвета

Самомассаж пальчиков

Март

 

Игры с семенами

«Чье семечко?» «1,2,3 –нужное семечко найди»

Развитие мелкой моторики рук, знакомство с семенами различных растений

Семена различных овощных культур

Пальчиковые игры

Апрель

 

Игры со счетными палочками

«Составь фигуру»

Развивать мелкую моторику пальцев.

 

 

Счетные палочки.

Самомассаж подушечек  пальчиков

План мероприятий с родителями

Срок проведения

Мероприятия

Тема

Октябрь

Консультации для родителей

Тема: «Что такое мелкая моторика и как её развивать»

Ноябрь

Папка-передвижка

Тема: «Развитие мелкой моторики»

Декабрь

Круглый стол для родителей

Тема: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Январь

Изготовление игр для развития мелкой моторики

Тема: «Сделай сам»

Февраль

Информационная папка для родителей

Тема: «Как подготовить руку к письму»

Апрель

Консультация для родителей

Тема «Речь и пальчики»

Приложение №3

Предметно - развивающая среда  в группе по развитию мелкой моторики

  • мячи (колючие, рифленые, плюшевые,);
  • пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов; парами – как «башмачки» для пальцев; ;
  • веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
  • кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
  • прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней;
  • клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
  • «сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей;
  • моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
  • грецкие орехи – для самомассажа кистей;
  • «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
  • мелкая мозаика;
  • мелкий конструктор;
  • разрезные картинки;
  • изготовлены информационные стенды для родителей.
  • Бумага разной фактуры.
  • Ленты, банты. шнуровки.
  • Крупы.
  • Клубочки ниток.
  • Счетные палочки.

Изучив опыты работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому  в составленные игровые комплексы, включались следующие виды деятельности:

  1. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Работа с различным материалом (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, шнурки и т.д.)
  4. Игры на координацию движений.
  5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).

Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.

Ожидаемый результат:
Я надеюсь, что систематическая работа в данном направлении, позволит достигнуть положительных результатов. К концу года все дети научатся ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усовершенствуется их умение действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие. Улучшиться  память и речь.

 Результативность:

Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Детям со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.
В ходе работы над проектом:

  • Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
  • Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
  • Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Вывод:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Список литературных источников

  1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
  3. Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
  4. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
  5. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
  7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
  8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.
  9. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Консультация для родителей

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка. Одним из средств развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка является развивающий массаж.

Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит - и на развитие речи.

При его систематическом проведении улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, что помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75%.

 Плантарный массаж (индийский) – массаж стоп

Стопы ног - это еще один экран состояния систем и органов человека. На подошве масса кожных рецепторов, там находятся около 72 тыс. нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры.

Согласно учению йоги, ноги - это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.

Техника плантарного массажа

При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся небольшие валики.

Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.

Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 мин).

Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь.

Аурикулярный массаж – массаж ушных раковин

Показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.

Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Такой несложный, не имеющий противопоказаний массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.

Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.

Пример аурикулярного массажа (целенаправленное влияние на зоны внимания)

Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны:

1 - противокозелок;

2 - треугольная ямка;

3 - зона перехода ножки завитка в восходящую часть;

4 - самая глубокая часть раковины (воронка).

 

Самомассаж «Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять –                               Дорожка идет,

Будем с вами мы играть.                                    По этой дорожке

Есть у ушка бугорок                                           Наш пальчик пройдет.

Под названьем «козелок».                                  Чтоб гладкой была…

Напротив ушко мы помнем                               И дальше продолжилась

И опять считать начнем.                                    Наша игра.

Раз, два, три, четыре, пять –                              Снизу в ушке ямка есть,

Продолжаем мы играть.                                     Нужно ямку растереть

Сверху в ушке ямка есть,                                   Раз, два, три, четыре, пять -.

Нужно ямку растереть.                                       Продолжаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять –                               Ушкам отдыхать пора.

Продолжаем мы играть.                                     Вот и кончилась игра.

Из ушка к верхушке                                            Поглаживание ушных раковин.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой проект "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики пальцев рук, с обучающимися с ОВЗ 1-4 классов через приобщение к декоративно-прикладному искусству

Как сделать так, чтоб мир для ребенка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным? ...

Программа кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей группы

laquo;Рука – это инструмент всех инструментов»Аристотель"Рука – это своего рода внешний мозг"Кант.«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинс...

Программа кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей группы

Конспекты - краткое содержание занятий по развитию мелкой моторики рук.Октябрь...

Краткосрочный, игровой Проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста

Цель проекта:  Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи:   1.Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания,...

Проект "ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ" по развитию мелкой моторики пальцев рук

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. К нам в дошкольное учреждение поступают дети с нарушениями речи,...