Проект «Ловкие пальчики» для развития мелкой моторики младших дошкольников
проект (младшая группа) на тему
Проект «Ловкие пальчики» для развития мелкой моторики младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lovkie_palchiki.docx | 144.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Чайка» с. Иргаклы
Степновского муниципального района Ставропольского края
Проект
«Ловкие пальчики»
Автор проекта:
Салыкова З.З.
2017г.
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Паспорт проекта
Наименование проекта :
«Ловкие пальчики»
Тип:
Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.
Количество воспитанников: 20
Форма представления: слайдовая презентация
Цель и задачи:
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
· Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
· Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
· Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
· Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
· Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
· Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
· Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
· Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
· обеспечивать эмоциональное благополучие.
· Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
· Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
· Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
· Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.
· Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
· Развивать творчество и креативность участников проекта.
· Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Исполнители проекта :
Дети, Воспитатель, Родители
Сроки:
· Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы
Этапы реализации:
I Подготовительный этап :
- изучение методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста;
- Составление картотеки игр для развития мелкой моторики
- Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
3 Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей ) .
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста:
· Работа с детьми по всем образовательным областям:
o в процессе НОД (продуктивной деятельности);
o индивидуальной работе;
o на прогулке;
o утренней гимнастике;
o самообслуживание;
o использование нетрадиционных приемов
· Совместная деятельность с родителями .
Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
Организация работы по проекту:
мероприятие | цель | сроки |
Изучение литературы по теме.
| Получить необходимые знания и умения. | сентябрь |
Составление картотеки игр для развития мелкой моторки | Распределить игры по лексическим темам | сентябрь |
Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год | Разработать практические мероприятия на период проекта. | сентябрь |
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. |
| сентябрь |
Анкетирование родителей. | Выявление компетентности родителей по данной проблеме. | 3 неделя сентября |
Обследование детей. | Выявление уровня развития мелкой моторики. | 1-2 недели сентября |
-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) | Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности. | В течение всего срока обучения |
-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д. | Приобщение к изобразительному искусству . | В течение всего срока обучения |
Использование методов Су-джок | Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник | В течение всего срока обучения |
Изучение пальчиковых игр | Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения. | В течение всего срока обучения |
Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. |
| В течение всего срока обучения |
Привлечение родителей к участию в реализации проекта. |
| В течение года |
Календарное планирование работы по развитию мелкой моторики
у детей средней группы
дата | Темы игр | содержание | задачи | оборудование | ||
сентябрь | «Игры из ничего» | «Прищепки в корзинке» «Перекладывание пинцетом» «Скрути нитку в клубок» | закрепление навыка работы ведущей рукой. -Тренировка мелкой моторики кистей рук. -Отработка ритмических круговых движений рук. -Ориентировка в пространстве. -Концентрация внимания. -Развитие общей координации движений. | Прищепки, корзина Поднос, прицеп, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы Поднос, клубок шерстяных ниток | ||
Самомассаж пальчиков | ||||||
Октябрь
| «Игры с крупой» | «Помочь Золушке» «Волшебное сито» «Пересыпаем ложкой»
| развиваем мелкую моторику, учим названия круп, учимся удерживать мелкие предметы пальцами.
| Поднос, две миски (одна из которых с крупой: рис + греча) Сито, две миски(в одной из которых рис и манка) Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка | ||
Самомассаж подушечек пальчиков | ||||||
Ноябрь
| «Игры со шнурками» «Веселые резиночки»
| «
|
| Разноцветные веревочки Пять резиночек, карандаш, лист бумаги | ||
Самомассаж пальчиков | ||||||
Декабрь
| «Пальчиковые игры с бумагой» | «Сгибаем бумагу» | Развитие мелкой моторики, знакомство с бумагой, развитие ориентировки на листе бумаги | Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки | ||
Пальчиковые игры | ||||||
Январь
| «Чудеса на песке» | «Отпечатки наших рук» «Что же спрятано в песке» | Развитие тактильных ощущений, самомассаж пальцев, песочная терапия. | Поднос, платформа с ячейками, пипетка, пузырек с чуть подкрашенной водой, песочница Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице | ||
Февраль
| «Игры с прищепками» | «Собери в ведерко» «Сделай солнышко» «Дождь из тучки» «Веселый ёжик» | развитие силы руки, соотносящих движений
| Прищепки разного цвета | ||
Самомассаж пальчиков | ||||||
Март
| Игры с семенами | «Чье семечко?» «1,2,3 –нужное семечко найди» | Развитие мелкой моторики рук, знакомство с семенами различных растений | Семена различных овощных культур | ||
Пальчиковые игры | ||||||
Апрель
| Игры со счетными палочками | «Составь фигуру» | Развивать мелкую моторику пальцев.
| Счетные палочки. | ||
Самомассаж подушечек пальчиков |
План мероприятий с родителями
Срок проведения | Мероприятия | Тема |
Октябрь | Консультации для родителей | Тема: «Что такое мелкая моторика и как её развивать» |
Ноябрь | Папка-передвижка | Тема: «Развитие мелкой моторики» |
Декабрь | Круглый стол для родителей | Тема: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» |
Январь | Изготовление игр для развития мелкой моторики | Тема: «Сделай сам» |
Февраль | Информационная папка для родителей | Тема: «Как подготовить руку к письму» |
Апрель | Консультация для родителей | Тема «Речь и пальчики» |
Приложение №3
Предметно - развивающая среда в группе по развитию мелкой моторики
- мячи (колючие, рифленые, плюшевые,);
- пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов; парами – как «башмачки» для пальцев; ;
- веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
- кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
- прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
- щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней;
- клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
- игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;
- игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
- «сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей;
- моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
- грецкие орехи – для самомассажа кистей;
- «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
- мелкая мозаика;
- мелкий конструктор;
- разрезные картинки;
- изготовлены информационные стенды для родителей.
- Бумага разной фактуры.
- Ленты, банты. шнуровки.
- Крупы.
- Клубочки ниток.
- Счетные палочки.
Изучив опыты работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому в составленные игровые комплексы, включались следующие виды деятельности:
- Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
- Пальчиковая гимнастика.
- Работа с различным материалом (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, шнурки и т.д.)
- Игры на координацию движений.
- Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).
Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.
Ожидаемый результат:
Я надеюсь, что систематическая работа в данном направлении, позволит достигнуть положительных результатов. К концу года все дети научатся ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усовершенствуется их умение действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие. Улучшиться память и речь.
Результативность:
Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Детям со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.
В ходе работы над проектом:
- Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
- Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
- Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вывод:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Список литературных источников
- Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
- Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
- Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Консультация для родителей
Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка. Одним из средств развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка является развивающий массаж.
Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит - и на развитие речи.
При его систематическом проведении улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, что помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75%.
Плантарный массаж (индийский) – массаж стоп
Стопы ног - это еще один экран состояния систем и органов человека. На подошве масса кожных рецепторов, там находятся около 72 тыс. нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры.
Согласно учению йоги, ноги - это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.
Техника плантарного массажа
При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся небольшие валики.
Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.
Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 мин).
Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь.
Аурикулярный массаж – массаж ушных раковин
Показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Такой несложный, не имеющий противопоказаний массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.
Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.
Пример аурикулярного массажа (целенаправленное влияние на зоны внимания)
Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны:
1 - противокозелок;
2 - треугольная ямка;
3 - зона перехода ножки завитка в восходящую часть;
4 - самая глубокая часть раковины (воронка).
Самомассаж «Игра с ушками»
Раз, два, три, четыре, пять – Дорожка идет,
Будем с вами мы играть. По этой дорожке
Есть у ушка бугорок Наш пальчик пройдет.
Под названьем «козелок». Чтоб гладкой была…
Напротив ушко мы помнем И дальше продолжилась
И опять считать начнем. Наша игра.
Раз, два, три, четыре, пять – Снизу в ушке ямка есть,
Продолжаем мы играть. Нужно ямку растереть
Сверху в ушке ямка есть, Раз, два, три, четыре, пять -.
Нужно ямку растереть. Продолжаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять – Ушкам отдыхать пора.
Продолжаем мы играть. Вот и кончилась игра.
Из ушка к верхушке Поглаживание ушных раковин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой проект "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики пальцев рук, с обучающимися с ОВЗ 1-4 классов через приобщение к декоративно-прикладному искусству
Как сделать так, чтоб мир для ребенка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным? ...
Программа кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей группы
laquo;Рука – это инструмент всех инструментов»Аристотель"Рука – это своего рода внешний мозг"Кант.«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинс...
Программа кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей группы
Конспекты - краткое содержание занятий по развитию мелкой моторики рук.Октябрь...
Программа кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей группы
Октябрь...
Программа кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей группы
Октябрь...
Краткосрочный, игровой Проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста
Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи: 1.Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания,...
Проект "ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ" по развитию мелкой моторики пальцев рук
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. К нам в дошкольное учреждение поступают дети с нарушениями речи,...