Доклад: "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Данный материал содержит пояснительную записку, отражающую актуальность данной проблемы, а также основные формы работы используемые в детском саду по работе с данной проблемой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад: "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе" | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Звездочка»
Методическая разработка:
Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе»
Подготовила:
педагог-психолог
МДОУ № 12 «Звездочка»
Медведева Е.В.
Ртищево 2016г.
Пояснительная записка
Проблема готовности ребенка к обучению является одной из актуальных проблем педгогов-психологов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д.
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Психологическая готовность – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Выделяют три аспекта школьной зрелости:
- Социальная готовность.
- Интеллектуальная зрелость.
- Эмоциональная зрелость.
Социальная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
Интеллектуальная зрелость - предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры и фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также тонких движений руки и координацию).
Эмоциональная зрелость – уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Роль педагога - психолога важна в развитии практически всех аспектов готовности к школе.
Поступление в школу является ответственным моментом не только для детей, но и для их родителей. Родители часто недооценивают роль познавательных процессов в развитии дошкольника, ориентируясь в основном на формирование умений читать, считать, писать. Поэтому основные трудности у ребенка в школе заключаются в невнимательности, несобранности, отвлекаемости.
Многие родители испытывают затруднения в решении вопросов подготовки ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу? Что надо делать сегодня, чтобы обеспечить успешность адаптации к учебной деятельности? Педагогу-психологу важно своевременно установить сотрудничество в вопросах подготовки ребенка к школе, а также подготовить родителей к принятию новой социальной роли – «родителя ученика».
Таким образом, исходя из актуальности данной проблемы, в нашем детском саду педагогом-психологом организуются совместные детско-родительские встречи.
Основная цель данных встреч: формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Именно совместная деятельность ребенка и взрослого выступает в качестве основы психологического благополучия ребенка и успешной адаптации в школе. Данные встречи служат базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности детей к школе, снижению уровня тревожности у детей и взрослых. Ценность этой формы работы и в том, что семья может подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать творческий и умственный потенциал. Кроме того проведение данных занятий с семьей очень нравится детям и их родителям.
Таким образом, основными задачами детско-родительских встреч являются:
- развитие познавательного интереса и учебной мотивации у детей; демонстрация родителям возможностей игры для развития интеллекта ребенка;
- активизация умственной активности ребенка;
- формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной учебной ситуации;
- развитие способности родителей к пониманию эмоционального мира собственного ребенка через установление визуального и физического контакта в совместной деятельности.
Работа по программе проводится в течении всего учебного года.
Курс включает 38 встреч с периодичностью 1 раз в неделю.
Продолжительность встречи: 30-40 мин.
Количество человек в группе: 4-5 детей с родителями.
Структура встречи:
1. Организационный этап:
- игра-приветствие - направлена на развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- игры и упражнения на формирование позитивной мотивации к обучению.
2. Основной этап:
- задания и упражнения на развитие познавательных и психологических процессов дошкольника; фонематического слуха; зрительного восприятия; навыка ответа у доски; самоконтроля; для повышения уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
- практическая деятельность - направлена на развитие навыка работы с родителями и сверстниками.
3. Заключительный этап:
- игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений, которые необходимы для успешного развития процесса общения.
Планируемые результаты
программы детско-родительских встреч «На пороге к школе»
- формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу;
- высокий уровень психолого-педагогической компетенции у родителей.
- формирование познавательного интереса и учебной мотивации у детей;
- высокий уровень умственной активности ребенка;
- формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной учебной ситуации;
- формирование способности родителей к пониманию эмоционального мира собственного ребенка через установление визуального и физического контакта в совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультации для родителей «Психологические аспекты готовности старших дошкольников к обучению в школе».
Консультации...
Педагогические условия интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе.
«Интеллект- это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.» Векслер....
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Консультация для родителей детей с заиканием, освещается самый важный аспект работы - переход ребенка из детского сада в школу....
Выступление на родительском собрании на тему: «Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе».
Выступление на родительском собрании на тему:«Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе». ...
Доклад на тему: "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе"
Материал содержит информацию о понятии "психологическая готовность", аспектах школьной зрелости, раскрывает понятия "Социальная готовность", "Интеллектуальная готовноть",...
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо готовить дошкольников к школьному обучению, так как сегодня возрастает число первоклассников, не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптиро...
Презентация "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе"
Презентация "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе"...