Метод проектов
статья на тему

Сарзанова Оксана Геннадьевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи. Другими словами, проектный метод – осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Проектный метод рассматривается как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и, одновременно, формирование определенных личностных качеств ребенка.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенка – взрослый или на соучастии в деятельности на партнерских правах.

Наш педагогический коллектив постоянно ставил и ставит перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители - пассивные участники, сегодня нельзя. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников мы выбрали детско-родительские проекты.

Использование индивидуальных детских проектов позволяет вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс в соответствии с положением ФГОС. Необходима целенаправленная работа с родителями с целью оказания им помощи в разработке проекта. С родителями проводятся практикумы, консультации, беседы. Без помощи родителей ребенок самостоятельно не сможет выйти на творческий уровень разработки проекта.

Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестер) в сферу его интересов.

Например, при реализации проекта «Абакан – уголок для души» участие принимали все дети и их родители. В рамках проекта были изготовлены макеты зданий, парков, фонтанов нашего города, составлены брошюры, книжки-малышки в которых представлены рассказы и стихи о родном городе. Детьми старшего дошкольного возраста реализованы исследовательские проекты «Как строят дома? », «Железное кружево на улицах города»

Индивидуальные проекты позволяют каждому ребенку принять участие в общем проекте, исследовать ту тему, которая ему интересна.

Рассмотрим использование детско-родительских проектов на еще одном примере проекта «Выборы Правителя Сказочной Страны»

Цель: объединение усилий педагогов и родителей в развитии у детей представлений о процедуре демократических выборов

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Этот этап проходит в детском саду. Например, при обсуждении проекта «Выборы Правителя Сказочной Страны» педагог спросил у детей, чтобы они хотели узнать о выборах. Сережу интересовал вопрос: Как выбирают президента; Артем захотел узнать, может ли он участвовать в голосовании, и т. д.

На втором этапе необходима помощь родителей. На данном этапе ребенок оформляет проект. Родители ему помогают, но главным организатором все- таки выступает сам ребенок. Взрослые следуют его замыслу и наблюдают за тем, чтобы он полноценно реализовал каждый этап проекта. По желанию детей были определены кандидаты в правители. Вместе с родителями дети составили предвыборную программу, группа поддержки подготовила листовки, плакаты в поддержку своего кандидата

Вместе с родителями составляется план проекта, выбираются методы исследования (спросить у взрослого, подумать, прочитать, посмотреть в интернете) оформляются результаты. Ребенок сам рисует, приклеивает картинки, зарисовывают схемы и т. д. определенных критериев нет, так как это творческая работа и ребенок оформляет ее так, как ему удобно.

Следующий этап – развлечение для детей и родителей «Предвыборная агитация». Мероприятие позволило принять участие всем детям группы: «кандидаты в правители» представили свои программы, группа поддержки подготовила концертные номера.

В рамках проекта «Огород круглый год» детьми совместно с родителями были созданы дневники наблюдения за посадками, исследовательские работы о растениях посаженных самими детьми и сказки.

В ходе проекта «В здоровом теле здоровый дух» после проведенной образовательной деятельности о здоровом питании ребятами были предложены темы для исследовательских работ, которые они провели совместно со своими родителями «Этот загадочный мед», «Как делают творог», «Как приготовить йогурт в домашних условиях», «Все ли молоко одинаково», «Как молоко попадает на стол», «Как приготовить творог в домашних условиях».

В процессе проведенного проекта «Дом наша крепость» Сергей Толмашов заинтересовался вопросом о том, «Почему дома не падают во время землетрясения?» и совместно с папой провел исследовательскую работу, которую представил детям группы. А Айас Тохтобин в рамках проекта «Федорено горе» (о посуде) провел работу «Почему дно хакасского казана круглой формы?».

Родители желающие развивать в своем ребенке познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, активно включаются в реализацию проектов проходящих в группе. Далее представлены детские исследовательские работы, представленные в рамках проектов «В мире животных», «Мир птиц» и других.

В ходе разработки и реализации проекта у ребенка развиваются интегративные качества личности: любознательность, активность; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением и планировать свои действия; способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; развиваются предпосылки универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Работа ДОУ по методу проектов"

  В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как  основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позв...

статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».

Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...

Метод проектов как метод развития творческого познавательного мышления

Задачи обучения: пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя ра...

"Основные методы и задачи метода проектов"

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

Метод проектов как метод взаимодействия с семьей

Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и ...

«Основные методы и задачи метода проектов»

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"

Стандарт педагога предполагает  овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...