Кружок по музыке.
материал на тему
Цель кружка приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитыватьу детей музыкально-эстетический вкус, знакомить с русским народным творчеством (русские народные жанры песен, хороводы, плясовые песни),с обычаями и традициями русского народа, развивать музыкальные способности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_muzyke.docx | 42.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель:приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
-воспитыватьу детей музыкально-эстетический вкус,
-знакомить с русским народным творчеством (русские народные жанры песен, хороводы, плясовые песни),с обычаями и традициями русского народа,
-развивать музыкальные способности у детей дошкольного возраста.
Показатели результативности:
-повышение уровня эмоциональной отзывчивости у детей.
-Умение различать русские народные песни по жанрам.
-Приобретение навыков игры на русских народных инструментах.
-Приобретение навыков вокального исполнения.
Расписание занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия – 20 мин.
Название кружка: «Затейники»
Пояснительная записка.
Музыкальный фольклор рассматривается как часть народной культуры, её «систематизирующий фактор», «специфический язык» (К.В.Чистов). Подобное понимание подчёркивает смыслообразующую роль фольклора в народной культуре.
Известна значимость традиций в народной культуре. Существенна их роль с точки зрения педагогики – как «установившегося порядка», воплощенного в устном опыте народа, преемственность и воспроизводство которого призвано обеспечить воспитание.
Важнейшее свойство народной музыки - устность, «бесписьменная традиционность» (И.И. Земцовский), где определяющим фактором является интонация, возникающая в процессе живого интонирования и несводимая к нотной записи. В условиях устного способа передачи музыкальный фольклор является не только произведением искусства, т.е. «конечным результатом акта создания» (Г.В. Лобкова), а, прежде всего, средством «трансляции» традиционного опыта культуры в социокультурном пространстве.
Реализация специфики и возможностей музыкального фольклора, представленного характерными свойствами, такими как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.
Суть комплексного подхода ученые видят в междисциплинарном объединении методов различных наук с целью выявления внутренних и внешних взаимосвязей фольклорного текста, разностороннего анализа художественных средств (М.А. Енговатова, Н.Н. Гилярова, А.М. Мехнецов, Н.И. Толстой и др.) и т.д.
Растущая потребность в комплексных исследованиях фольклора объясняется происходящими в наши дни качественными изменениями понимания феномена народной культуры, осознанием «содержательного единства всех ее видов, жанров и форм, единства механизмов культуры, ее категорий и ее “языка” (С.М. Толстая).
Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.
Культурный опыт интенсивно осваивался на народных праздниках. Происходило усвоение присущих каждому из них традиционных составляющих: «своей» идеи, круга действующих лиц, репертуара и т.д. Важна была и реализация структуры праздника, где ученые выделяют: зачин (встреча), действия по обозначению его пространства (поздравительные обходы, катание на лошадях, шествия и т.д.), «развлечения на горушке» (хороводы, пляски, набор игровых форм, театрализованные представления и т.д.), пирование и перегащивание. В музыкальной составляющей подчеркивается яркость, эмоциональная приподнятость, использование специфических приемов (“гукание”, диалоговое и антифонное пение, скандирование и др.)
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в подговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединеныимпровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Необходимо донести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Перспективный план кружковой работы.
Средняя группа (4-5 лет)
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | 1.Знакомство детей с рус.нар. песней. 2.Колыбельные песни. 3.Дразнилки, пестушки, потешки. 4. Животные в русских народных песнях. | 1.Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное восприятие детей. 2.Знакомить детей с жанрами рус.нар. песен.. 3.Учить различать музыкальные произведение по характеру. (грустная-весёлая) 4.Учить детей инсценировать песни. | 1.Песня «Дождик» 2.Колыбельная «.Баю-бай» 3. Песня «Андрей-воробей!» 4. Песня «Скачет зайка», «Две тетери» |
Октябрь | 1.Знакомство детей с атрибутами домашнего очага.(чугунок, прялка) 2.Плясовые песни. 3.Муз-ритм-ое упр-е:Хороводный шаг (простой) 4.Проведение развлечения «Осенины». | 1.Развивать разносторонность восприятия детьми нового материала, зрительно запоминать атрибутику домашнего очага. 2.Учить детей запоминать последовательность куплетов в песни. 3.Учить детей ходить простым хороводным шагом по кругу. 4.Формировать умение ритмично, в соответствии с музыкой двигаться по залу. | 1.Песня «Уж, ты прялица»,повторение песни «Дождик» 2. Песня «Как у наших у ворот» 3. Хоровод «По малину в сад пойдём», «В хороводе» 4. Пройденный репертуар песен. |
Ноябрь | 1.Знакомство с рус.нар. интрументами.(ложки, балалайка) 2.Разучивание танца. «Рябинок» 3.Муз-ритм-ое упр-е: топающий шаг 4.Инсценирование сказки «Теремок» | 1.Учить запоминать название рус.нар.инструментов, определять звучание на слух. 2.Учить детей двигаться под музыку с характером музыки, запоминать движения в танце. 3.Учить детей двигаться ритмично, самостоятельно менять движение в соответствии с характером музыки. 4.Учить детей эмоционально передавать состояние героев сказки. | 1. Песня «Калинка», «Смоленскийгусачок» 2. Танец «Рябинок» 3. Плясовая «Тимоня» 4.Сказка «Теремок» |
Декабрь | 1.Знакомство с матрёшкой. 2.Разучивание песни «Матрёшки» 3. Муз-ритм-оеупр-е: шаг с притопом. 4.Знакомство с рус.нар. играми. | 1.Дать элементарные представление об игрушке. 2.Рассказать об её предназначении, историю создания матрёшки. 3.Учить детей двигаться ритмично, самостоятельно менять движение в соответствии с характером музыки. 4.Развивать эмоциональную отзывчивость на игровое действие. | 1.Распевка «Ой, тари, тари, тари!» 2. Песня «Матрёшки» 3.Пляска «Веселуха!» 4. Игра «Кот и мыши», «Шла утица» |
Январь | 1.Знакомство детей с колядками. 2.Игра на музыкальных инструментах.(деревянные ложки) 3. Муз-ритм-оеупр-е: присядка | 1.Учить детей различать песни по жанрам, узнавать их. 2.Учить детей одновременно начинать и заканчивать игру на муз.инструментах, ритмично играть под музыку. 3.Учить детей ритмично двигаться в соответствии с музыкой. | 1.Рождественские колядки. 2. Песня «Светит месяц» 3. Пляска «Яблочко» |
Февраль | 1.Знакомство с посадскими платками. 2.Слушание: музыкальные инструменты 3. Муз-ритм-оеупр-е: приставной шаг 4.Инсценировка сказки «Репка» | 1.Формирование у детей художественного вкуса, восприятия прекрасного. 2.Учить детей определять звучание рус.нар. Инструментов на слух. 3. Учить детей ритмично двигаться в соответствии с музыкой. 4.Учить детей эмоционально передавать состояние героев сказки. | 1.«Танец матрёшек с посадскими платками» 2.«У зори то , у зореньки» 3.«Байновская кадриль» |
Март | 1.Знакомство с весеннимизакличками. 2.Слушание: Жаворонушки 3. Муз-ритм-оеупр-е: простой шаг 4. Как музыка помогает в беде. (чтение сказок)Беседа с детьми. | 1.Учить детей петь легко, свободно, непринужденно. 2.Знакомство детей с птичьими голосами, слушание пения птиц. 3.Учить детей двигаться ритмично, самостоятельно менять движение в соответствии с характером музыки. 4.Учить детей внимательно слушать, воспитывать усидчивость. | 1.Закличка «»Весна-красна» 2. Песня «Жаворонки» 3. Пляска «Опять весна пришла» (из репер. Рус.нар. Хора ЧГАКиИ) 4. Сказки о музыке. |
Апрель | 1.Знакомство с праздником «Масленица» 2.Весенние-масленичные игры. 3. Муз-ритм-оеупр-е: пятка-носик «Ковырялочка» 4. Развлечение Проводы Масленицы. | 1.Изготовление кукол, ряжение детей. 2.Учить детей быстро реагировать на ход игры. 3.Учить детей двигаться ритмично, самостоятельно менять движение в соответствии с характером музыки. | 1. Песня «Масленка» 2. Игра «Солнышко-вёдрышко» 3. Пляска «Байновская кадриль» |
Май | 1. Беседа о природе (песни о травке). 2. Разучивание песни «На зелёном лугу» 3. Муз-ритм-оеупр-е: пятка-носик «Ковырялочка», простой шаг, приставной шаг. 4.Отчётный концерт для детей, родителей, персонала д\с. | Учить детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы. 2.Закреплять знания, навыки и умения пения. 3.Учить детей ритмично двигаться в соответствии с музыкой. 4.Показ результатов работы с детьми. | 1. Песня «Травушка-муравушка» 2. Песня «На зелёном лугу» 3. Пляска «Байновская кадриль» 4.Репертуар изученный за весь год. |
Список используемой литературы
1.Е.В.Горшкова «От жеста к танцу»
2.М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова «Красна-изба»
3.Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным
творчеством»
4.О.Л.Князева, М.Д.Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
5.В.А.Калужникова «Фольклорный календарь»
6.Музыкальная энциклопедия. Москва-1988 г.
МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»
Утверждаю
заведующий МБДОУ
«Детский сад «Колокольчик»
__________________________________ О.В.Алексеева
Дополнительная образовательная программа по музыкальному воспитанию «Затейники»
Руководитель: Коротина Н.Ю.
г. Гагарин
2015-2016 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки
Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....
Кружок "Наполним музыкой сердца"
Основная направленность кружка по слушанию музыки- формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста....
Программа дополнительного образования. Кружок "В мире музыки".
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста....
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...
Физкультурное развлечение в первой младшей группе «Все в кружок, все в кружок! Поиграй со мной, дружок!»
Физкультурное развлечение в первой младшей группе «Все в кружок, все в кружок! Поиграй со мной, дружок!»Цель. Развивать двигательную активность, прививать навыки здорового образа...