Консультация для воспитателей "Организация экспериментальной работы в ДОУ"
консультация по теме
Консультация для воспитателей
«Организация экспериментальной работы в ДОУ»
Организация экспериментальной работы на занятиях по окружающему миру.
Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, что бы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей деятельности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений.
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и не живом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитию двух видов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активность, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
" Живое " действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную, познавательную деятельность.
Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно - следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.
Реализация идеи и экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:
• Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
• Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;
• Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
• Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а так же создание целостности знаний об окружающем мире;
• Организация совместной работы педагога и детей , предполагающая планирование
, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
• Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
• Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций образовательного процесса:
• Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
• В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
• Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
• Учебный материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
• Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.
• При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не только от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_organizatsiya_eksperimentalnoy_raboty_v_dou.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Организация экспериментальной работы в ДОУ»
Организация экспериментальной работы на занятиях по окружающему миру.
Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, что бы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей деятельности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений.
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и не живом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитию двух видов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активность, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
" Живое " действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную, познавательную деятельность.
Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно - следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.
Реализация идеи и экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:
• Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
• Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;
• Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
• Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а так же создание целостности знаний об окружающем мире;
• Организация совместной работы педагога и детей , предполагающая планирование
, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
• Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
• Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций образовательного процесса:
• Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
• В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
• Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
• Учебный материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
• Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.
• При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не только от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога.
Опыт с предметами неживой природы
Выявление свойств и качеств воды, песка, глины, магнита.
| Цель опыта | Содержание опыта
|
1 | Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). | Налить из под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причину замерзания воды. |
2 | Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег, лед превращается в воду в теплом помещении). | Принести снег, лед в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда. |
3 | Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого воздействия тепла. | Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке. |
4 | Подвести детей к пониманию зависимости свойства снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить снег должен быть влажным. | Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липким. |
5 | Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. | В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить |
|
| Почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба, и не замерзла на дне сугроба. |
6 | Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины. | Подготовить две банки: одну с песком другую с глиной. Налить в банку одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину. |
7 | Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок. | Предложить детям «испечь пирожки» из сухого и сырого песка. |
8 | Подвести детей к пониманию того, что в воде растворяются многие вещества. | В двух стаканах чистая вода, в один стакан насыпать ложку соли, в другой стакан насыпать ложку сахара. Посмотреть через некоторое время, что стало с солью и сахаром. Подвести к выводу, что соль и сахар в воде растворяются. |
9 | Познакомить со способностью магнита притягивать металлические предметы. | В пластмассовую емкость насыпан горох, перемешанный с металлическими предметами. С помощью магнита отделить горох от металлических предметов. Вывод магнит имеет свойство притягивать к себе металлические предметы. |
Опыты с растениями
Знакомство с условиями, необходимыми для жизни растений.
| Цель опыта | Содержание опыта |
1 | Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений | Проращивание семян в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить сухие и прощенные. Проращивать луковицы в сухой банке и в банке с водой. |
2 | Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. | Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету. |
3 | Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений | Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое в холодное. |
4 | Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения. | Наблюдать за ростом одуванчика на разно освещенных солнцем полянках. |
5 | Доказать разную потребность растений во влаге. | Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку. |
6 | Выяснить влияние прополки, | На части грядки не прореживать и не |
| прореживания на рост и развитие растений. | пропалывать растения |
7 | Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений. | Взять два одинаковых растения, одно из них подкармливать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме «Организация исследовательской экспериментальной работы на огороде»
Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача на...
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ
Выявление начального уровня сформированности представлений у детей о дымковском промысле . Организация работы по формированию представленийу детей старшего дошкольного возраста о дымков...
Консультация для педагогов. «Формы работы по экспериментальной деятельности»
Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской деятельности....
Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».
Консультация для родителей«Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром»....
Консультация для воспитателей "Организация работы по экспериментальной деятельности в ДОУ"
В консультации для воспитателей представлены подробные методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности в ДОУ, структуры и последовательность детского экспериментирования, содер...