Консультация для воспитателей "Организация экспериментальной работы в ДОУ"
консультация по теме

Зорина Ирина Евгеньевна

                                                                Консультация для воспитателей

 

                                                   «Организация экспериментальной работы в ДОУ»                                                  

 

Организация экспериментальной работы на занятиях по окружающему миру.

Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, что бы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей деятельности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и не живом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. 

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитию двух видов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активность, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

" Живое " действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную, познавательную деятельность. 

Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно - следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи. 

Реализация идеи и экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:

•      Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;

•      Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;

•      Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;

•      Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а так же создание целостности знаний об окружающем мире;

•      Организация совместной работы педагога и детей , предполагающая планирование

, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;

•      Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.

•      Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций образовательного процесса:

•      Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;

•      В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;

•      Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

•      Учебный материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;

•      Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.

•      При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не только от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Консультация для воспитателей

             «Организация экспериментальной работы в ДОУ»                                                   

 

Организация экспериментальной работы на занятиях по окружающему миру.

Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, что бы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей деятельности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и не живом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. 

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитию двух видов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активность, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

" Живое " действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную, познавательную деятельность. 

Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно - следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи. 

Реализация идеи и экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:

•      Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;

•      Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;

•      Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;

•      Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а так же создание целостности знаний об окружающем мире;

•      Организация совместной работы педагога и детей , предполагающая планирование

, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;

•      Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.

•      Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций образовательного процесса:

•      Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;

•      В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;

•      Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

•      Учебный материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;

•      Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.

•      При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не только от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога.

 

Опыт с предметами неживой природы

Выявление свойств и качеств воды, песка, глины, магнита.

 

Цель опыта

Содержание опыта

 

1

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). 

Налить из под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причину замерзания воды.

2

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег, лед превращается в воду в теплом помещении). 

Принести снег, лед в помещение.

Наблюдать за таянием снега и льда. 

3

Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого воздействия тепла.

Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

4

Подвести детей к пониманию зависимости свойства снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить снег должен быть влажным.

Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки.

Выяснить, почему снег стал липким. 

5

Подвести детей к пониманию защитных свойств снега.

В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить

 

 

Почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба, и не замерзла на дне сугроба.

6

Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины.

Подготовить две банки: одну с песком другую с глиной. Налить в банку одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.

7

Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок.

Предложить детям «испечь пирожки» из сухого и сырого песка.

8

Подвести детей к пониманию того, что в воде растворяются многие вещества.

В двух стаканах чистая вода, в один стакан насыпать ложку соли, в другой стакан насыпать ложку сахара.

Посмотреть через некоторое время, что стало с солью и сахаром. Подвести к выводу, что соль и сахар в воде растворяются. 

9

Познакомить со способностью магнита притягивать металлические предметы.

В пластмассовую емкость насыпан горох, перемешанный с металлическими предметами.  С помощью магнита отделить горох от металлических предметов. Вывод магнит имеет свойство притягивать к себе металлические предметы.

 

 

Опыты с растениями

Знакомство с условиями, необходимыми для жизни растений.

 

Цель опыта

Содержание опыта

1

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений

Проращивание семян в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить сухие и прощенные. Проращивать луковицы в сухой банке и в банке с водой.

2

Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

3

Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений 

Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое в холодное.

4

Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения.

Наблюдать за ростом одуванчика на разно освещенных солнцем полянках.

5

Доказать разную потребность растений во влаге.

Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

6

Выяснить влияние прополки,

На части грядки не прореживать и не

 

прореживания на рост и развитие растений.

пропалывать растения

7

Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений.

Взять два одинаковых растения, одно из них подкармливать.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме «Организация исследовательской экспериментальной работы на огороде»

Дошкольники — прирожденные исследователи.  И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача на...

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ

Выявление начального уровня сформированности представлений у детей о дымковском промысле . Организация работы по формированию представленийу детей старшего дошкольного возраста о дымков...

Консультация для педагогов. «Формы работы по экспериментальной деятельности»

Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в  поисково – исследовательской деятельности....

Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».

Консультация для родителей«Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром»....

Консультация для воспитателей "Организация работы по экспериментальной деятельности в ДОУ"

В консультации для воспитателей представлены подробные методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности в ДОУ, структуры и последовательность детского экспериментирования, содер...