Консультация для воспитателей по теме «Организация исследовательской экспериментальной работы на огороде»
консультация по теме

Шкуратова Елена Леонидовна

Дошкольники — прирожденные исследователи.  И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача наша, как воспитателей и педагогов — не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№  34 «Солнышко»

Консультация для воспитателей по теме  

«Организация исследовательской
экспериментальной работы на огороде»

Воспитатель: Шкуратова Е.Л.

г. Воскресенск

2013

Дошкольники — прирожденные исследователи.  И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача наша, как воспитателей и педагогов — не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать.

Познавательно-исследовательская деятельность представляет собой активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности на этапе дошкольного возраста таковы:

  • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности),
  • освоение ребенком причинно-следственных, родово-видовых, пространственных и временных отношений,
  • перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизации),
  • развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей, вещей и явлений,
  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.

Большие возможности для организации поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности имеет огород на участке детского сада.

На огородном участке каждая группа имеет свои грядки, на которых вместе с детьми выращиваются овощные культуры. Наблюдение за ростом и развитием которых помогают прийти ребенку к определенным выводам, установить зависимость роста и развития от условий среды.

Наблюдение, эксперименты и опыты на огороде могут быть как индивидуальными, так и групповыми, однократными или циклическими в зависимости от цели эксперимента или наблюдения. Так, например, цикл наблюдений за ростом растений на протяжении длительного времени (от посева, до появления всходов, роста и получения урожая) или однократное (наблюдение за насекомыми, опыляющими овощные культуры).

По характеру мыслительных операций они могут быть: констатирующие (позволяющие увидеть динамику процесса) и обобщающими (позволяющие прослеживать закономерности процесса, изучаемого ранее по определенным этапам).

Во время весеннего посева овощных культур можно предложить рассмотреть семена моркови, помидор, огурцов, кабачков, гороха.

Поставить перед детьми проблемный вопрос: «Как вы думаете, какие растения вырастут из маленьких семян, какие из больших?». Затем, посеяв на рассаду в ящики помидоры и огурцы, наблюдать за всходами, предложить зарисовать появление всходов. Высадив рассаду на огород, наблюдать за дальнейшим развитием.

И дети в конце делают выводы: что не всегда размер семени определяет величину растения — из маленького семечка помидора развилось высокое, сильное растение, а из большого семечка (например, гороха) не такое крупное растение.

При проведении любых опытов и экспериментов на огороде необходимо придерживаться следующей структуры:

  1. постановка проблемы,
  2. поиск путей решения проблемы,
  3. проведение наблюдения,
  4. обсуждение увиденных результатов,
  5. формулировка выводов.

В жаркий день можно наблюдать, как выглядят овощные культуры: листья поникли, скрутились. Спросить ребят, почему так происходит? Выслушать их мнения, догадки. Вечером полить растения и на следующий день утром опять провести наблюдение. Дети самостоятельно приходят к выводу, что растениям необходима вода, их нужно поливать.

Можно провести сравнительный эксперимент: одну грядку с кабачками регулярно подкармливать органическими удобрениями (настой коровяка, куриный помет), другую нет. Понаблюдать в течение месяца как развиваются растения. Дети увидят наглядно результат и приходят к выводу.

Аналогично можно провести эксперимент с сорняками. Одну грядку регулярно вместе с детьми пропалывать, другую нет. Результат эксперимента наведет детей на мысль о необходимости прополки для нормального развития растения.

На огороде можно наблюдать и изучать особенности строения растения, его приспособляемость к условиям роста.

Так сравнить стебли разных овощных культур: помидора и гороха, как себя чувствуют вьющиеся растения с опорой и без нее (горох, фасоль, огурец).

Так же можно использовать метод проектов, как краткосрочных, так и долгосрочных, т.к. этот метод основан на взаимодействии педагога – ребенка - родителей, способствует взаимодействию с окружающей средой; поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Это могут быть проекты: «Наш огород», «Огурец и кабачок», «Витамины с нашего огорода» и др. Цели таких проектов: обобщать и расширять знания дошкольников о выращивании и уходе овощных культур на огороде, привлечь к работе в проекте как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Каждый проект содержит свою идею, ожидаемые результаты и проходит в три этапа: подготовительный этап, исследовательский и заключительный.

В соответствии с темой проекта воспитатель проводит беседы: например, «Что такое семечко?», «Что необходимо для семян», проводит дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», разучивает с детьми стихи, загадки об овощах, чтение художественной литературы, проводит наблюдения за ростом растений, опыты, зарисовки вместе с детьми; рисование на тему «Наш огород». Приглашаются родители к подготовительным весенним работам в огороде (перекопка, планирование гряд, обсуждение на тему «Что посадить на огороде», в изготовлении и установке табличек).

На заключительном этапе можно провести вместе с родителями праздник урожая. Совместно с родителями и детьми приготовить полезные салаты из овощей, выращенных на огороде, оформить выставку рисунков, вспомнить песни и стихи по теме.

С детьми старших, подготовительных групп можно провести сравнительное исследование «Кабачок и огурец».

Сравнить семена растений: чем похожи, в чем отличие, выслушать предположения детей какими будут растения, плоды из небольшого семечка огурца и из большого – кабачка, в течение вегетативного периода наблюдать за растениями, делать зарисовки, сравнить величину листьев, цветов, сделать вместе с детьми предположения о величине плодов. Осуществлять вместе с детьми уход за растениями, прополку, рыхление, полив, подкормку.

В конце сравнить плоды по внешнему виду, размеру, вкусовым качествам.

Проводя эксперименты и опыты на огороде, воспитателю необходимо учитывать, что категорически запрещаются опыты, наносящие вред растениям и животным. Так иногда для наблюдения необходимо забрать животное (например, дождевого червя, в детский сад), необходимо время пребывания его в группе сократить до разумного предела и по окончании эксперимента обязательно вернуть на то место, откуда он был взят.

Особое внимание нужно уделять правилам безопасности и гигиены.

При получении результатов экспериментов необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно нужно учитывать индивидуальные способности ребенка.

Нужно учитывать особенности экспериментирования и исследовательской деятельности на огороде в разных возрастных группах.

Детям второй младшей группы надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно, проведя для этого несложный опыт.

У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но необходим визуальный контроль со стороны взрослого для  обеспечения безопасности и моральной поддержки.

Детям старшей группы становятся доступными более сложные цепочки причинно-следственных связей. Им надо чаще задавать вопрос «Почему?», да и сами они задают его чаще. В этой группе можно проводить более длительные опыты, они знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

В подготовительной группе дети стараются выдвигать какие-либо гипотезы, делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно делают выводы, знакомятся с приспособлением организмов к среде обитания, изучают влияние человека на природу.

Таким образом, организация исследовательской экспериментальной деятельности с детьми на огороде помогает пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.И. Иванова «Экологические наблюдения  и эксперименты в детском саду», М., ТЦ «Сфера», 2008.
  2. М.Н. Кокорева, А.К. Бондаренко «Любить труд на родной земле».
  3. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., 1995.
  4. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Т.Ц. «Учитель», Воронеж, 2004.
  5. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»,                    журнал  «Дошкольное воспитание», 2006, № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....

Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....

Круглый стол для воспитателей на тему: "Организация труда детей в огороде и цветнике".

Задачи:- Создание условий обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей при организации трудовой деятельности в ДОУ;- Привлечь внимание педагогов к организации трудовой деятельности с детьми дошкольног...

Консультация для воспитателей на тему: "Организация работы с детьми в летний период"

   «Организация работы с детьми в летний период»Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообраз...

Консультация для воспитателей на тему: «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»

Форма проведения: семинар-практикум с использованием игровых приемов Задачи: 1. Систематизировать образовательную работу по областям «Физическая культура» и «Здоровье». 2. Повысить профессиональн...

Консультация для воспитателей по теме «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострада...