Консультация для педагогов. «Формы работы по экспериментальной деятельности»
опыты и эксперименты
Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 22.14 КБ |
konsultatsiya_formy_raboty_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.pptx | 789.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
«Формы работы по экспериментальной деятельности»
Болотова О.Ю., старший воспитатель МДОУ «Д/с №12» г. Ухта, РК
Цель работы: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Обогащение и уточнение представлений детей о неживой природе через элементарное экспериментирование.
2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение; способов познания путем сенсорного анализа.
4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
-развитие коммуникативности;
-совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
-развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Какие формы можно использовать в работе?
-Опыты, исследования;
- Игры-экспериментирования, с разными материалами
- Рассматривание, обследование, наблюдение.
- Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.
- Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.
- Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских энциклопедиях.
- Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, например, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.
- Оформление тематических выставок, например, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.
- Оформление уголка природы.
- Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)
- Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).
- Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры
- Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, например, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.
- Поисково-исследовательские проекты, например, «Красная книга Республики Коми», «Лекарственные растения моего края», «Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего села» и др.
Принципы составления опыта:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных
повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:
- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
В группе создаются уголки экспериментирования, оборудование которой используется на занятиях.
Основным оборудованием в уголке являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
- предлагает различные варианты ее решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями
Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей.
- Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей можно реализовывать в следующих формах:
- провести родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме,
- оформить серии наглядной информации для родителей,
- индивидуальные и групповые консультации.
- подбор познавательной литературы: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое, Кто такой» (А.Г.Алексин и др.), стихи, пословицы, загадки и т.д.
Тематическая подборка книг должна соответствовать изучаемым объектам, и располагаться в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской деятельности.
Задачи: 1. Обогащение и уточнение представлений детей о неживой природе через элементарное экспериментирование. 2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение; способов познания путем сенсорного анализа.
4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении: - развитие коммуникативности ; - совершенствование самостоятельности, наблюдательности; - развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Какие формы можно использовать в работе?
Опыты, исследования; - Игры-экспериментирования, с разными материалами - Рассматривание, обс л едование, наблюдение. - Решение занимательных задач, проблемных ситуаций
-Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др. - Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.
Создание тематических альбомов, коллажей, например, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др. - Оформление тематических выставок, например, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.
Создание коллекций (гербарии, минералы, марки) - Ведение «Копилки вопросов» ( в том числе запись с помощью рисунков, символов ). Поисково-исследовательские проекты мое (например, «Красная книга Республики Коми», «Лекарственные растения родного края»» и др .)
Принципы составления опыта: .
Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности : - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Принцип результативности : - предусматривает получение положительного результата проводимой работы
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач: 1. формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; 2. включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; 3. обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей); 4. расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Основным оборудованием в уголке являются: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и д р.
Алгоритм организации детского экспериментирования :
1. ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить; 2. предлагает различные варианты ее решения; 3. проверяет эти возможные решения, исходя из данных; 4. делает выводы.
Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями - родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформить серии наглядной информации для родителей, индивидуальные и групповые консультации.
- подбор познавательной литературы: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум ), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое, Кто такой» (А.Г.Алексин и др.), стихи, пословицы, загадки и т.д. - тематическая подборка книг должна соответствовать изучаемым объектам, и располагаться в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Формы работы по речевому развитию детей в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Раскрыты актуальность перестройки образовательного процесса. Речь как ведущее средство общения. Образовательная область"Коммуникация" . Основное внимание уделено основной форме педагогического воздейс...
Консультация для педагогов: «Формы и методы работы опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ»
Консультация для педагогов: «Формы и методы работы опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ»...
Консультация для педагогов "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ"
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе &nda...
Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»
Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»...
Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эст...
Консультация для воспитателей "Организация работы по экспериментальной деятельности в ДОУ"
В консультации для воспитателей представлены подробные методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности в ДОУ, структуры и последовательность детского экспериментирования, содер...
Консультация для педагогов " Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- форми...