Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр
проект (младшая группа) по теме

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве а также запаха и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребёнка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                     

                                          Проект

«Развитие сенсорных  способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»                                

                                                                             МБДОУ  детский сад «Ак каен»

                                                                             Тукаевского района с.НижнийСуык-Су

                                                                              Воспитатель Галиева Гульшат Вагизовна

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь-май

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям , преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитание состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

 Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию контроль за состоянием сенсорного развития детей.

 Цель проекта: Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.

Задачи проекта:

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.

- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

-воспитывать познавательный интерес, любознательность.

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

- развивать мелкую моторику.

- создать в группе предметно- развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей.

- повысить уровень знаний родителей по теме «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4лет»

- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

 Продукт проекта:

- изготовление  игр и пособий на развитие сенсорных навыков

- обогощение предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в группе.

- сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам развития сенсорных способностей у детей.

Содержание проекта:

Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный

2 этап- практический

3 этап-заключительный

Подготовительный этап:

- анализ и подбор методической литературы, материалы, дидактических игр

- изучение современных требовании к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей в соответствие с ФГОСТ

- подбор консультации и рекомендации для родителей

- создание развивающей среды и условий для успешного использования дидактических игр.

Практический этап:

Работа с детьми:                

  1. Дидактические игры с детьми: а) игры направленные на развития зрительного восприятия(цвет, форма, величина)

б) игры направленные на развитие  слухового восприятия(слуховое внимание, тембр)  

в) игры направленные на  развития моторики предметы-вкладыши, дидактические игрушки, различные виды застежек (пуговицы, кнопки)

г) игры с цветным конструктором крупного размера, с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме, с матрешками, геометрическими вкладышами и т.д.

д) мозаика: настольная и напольная

е) настольно-печатные дидактические игры

      2. Самостоятельные игры детей

      3. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок

                                    Перспективный план работы по проекту

                                                         Сентябрь

Д/и «Собери пирамидку» Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.

Рисование «Цветные шары» учить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы.

Аппликация «Красивые флажки» учить чередовать изображения по цвету.

                                                           Октябрь

Лепка «Большие и маленькие марковки»  учить лепить предметы удлененной формы

Д/и «Построим башню» познакомить способами соотнесения предметов по величине(наложение и приложение, определение величины предмета по отношению к друг другу(большой маленький).

Д/и «Веселые  матрешки» учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Рисование «Украшение фартука» Развивать цветовое восприятие.

                                                          Ноябрь

Д/и «Грибы на полянке»  учить детей различать количество предметов, обозначать словами один, много.

Аппликация «В нашем селе построен большой дом» развитие представлений о геометрических фигурах.

Д/и «Разложи фигурки по домикам»  учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

                                                            Декабрь

Д/и «Ленточки» учить сравнивать два предмета по ширине, используя прием наложения и приложения.

Д/и «Прищепка» развивать мелкую моторику рук

Аппликация «Бусы на елку» закреплять знания о круглой и овальной формах.

Рисование «У кого какой домик» закреплять представления о различии предметов по величине

                                                             Январь

Д/и «Сравни по высоте» закреплять умение сравнивать предметы по высоте.

Д/и Сделаем матрешке бусы» закрепить умение чередовать предметы по цвету.

Учить сравнивать три предмета по величине обозначать результаты сравнения словами самый длинный, короче, самый короткий.

Рисование «Украшение платочка» развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Д/и «Тактильные мешочки» развивать тактильные качества, мелкую моторику рук.

                                                             Февраль

Лепка «Мы лепили снеговика»  продолжить учить лепить круглые предметы.

Д/и «Башеньки для гномиков» Закрепить знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.

Д/и «Геометрическое лото»  познакомить со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой.

Рисование «Украсим полосочку флажками»  учить рисовать предметы прямоугольной формы

Аппликация «Самолеты»  учить составлять изображения из деталей.

                                                           

                                                             Март

Д/и «Тут и там» знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами тут, там, далеко, близко

Д/и «Поручение» обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества(цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.

Д/и «Сложи из палочек» развивать зрительное восприятие, мелкую моторику

                                                    Апрель

 Разрезные картинки развивать сенсорное способности детей, умение по части восстанавливать целое

Лепка «Чашечка» учить лепить , упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления

Игра с крышками развивать мелкую моторику

Д/и «Чудесный мешочек» закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета, умение подбирать предметы по цветовому тождеству

                                                     

                                                     Май

Д/и «Забавные лодочки» используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы(легкие) на воде держатся, другие(тяжелые) тонут. Организовать детское экспериментирование.

Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, умение раскладывать 3-5 предметов в ряд в порядке возрастания их длины.

Д/и «Летящие бабочки» Закреплять знания детей о цвете предметов, умение соотносить предметы по цвету.

Работа с родителями:

1)Консультация «Роль дидактических игр по сенсорике в умственном развитии детей»

2) Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей.

3)Наглядная информация: папки передвижка «Развиваем сенсорику дома»

4)Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап:

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

Систематическая и планомерная работа по данной проблеме помогла повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. У детей появился интерес к дидактическим играм.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Используемая литература:

1) «Детство» Программа развитие и воспитание детей в детском саду. «Детство-Пресс» СПб-2011г.

2) Лебедева А.Н. «Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста» Москва, «Школьная пресса» 2004

3) М.Д.Маханева, С.В.Рещинова «Игровое занятие с детьми от 1до з лет»

4) Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнение по сенсорерму воспитанию дошкольников» М.: Просвещение, 1997

5) Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Издательство «Мозаика»- Синтез 2009

6) Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. Просвещение  2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: « Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»

Цель работы: формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, зап...

«Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»

Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве....

Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна ...

« Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»

laquo; Развитие сенсорных   способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»...

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Восприятие — отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.В раннем детст...