Проект во второй младшей группе "Знакомство с бытом русского народа"
проект (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Проект занятия во второй младшей группе «Знакомство с бытом русского народа»
Любовь Елисеева
Проект занятия во второй младшей группе «Знакомство с бытом русского народа»
Цель: формировать эмоционально положительное отношение к предметам быта русской традиционной культуры.
Задачи:
- Конкретизировать первоначальные представления о предметах быта (печь, лавка, колыбель, стол, познакомить с их назначением;
- Формировать первоначальный интерес к культуре своего народа в процессе восприятия малых форм русского фольклора (потешки, колыбельные)
- Способствовать отражению полученных впечатлений в речевой, игровой, музыкальной деятельности.
Оборудование: деревенская печь, чугунок, ухват, ведра, коромысло, колыбель с куклой, мягкая игрушка кота, самовар, деревянная посуда, сундук, старинная одежда русского народа.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, нас сегодня в гости бабушка Арина ждет! Ждет – пождет в гости внуков. Всех- то она любит, всех приголубит! Бабушка Арина в деревянном доме живет. Как он называется?
Дети. Изба
Бабушка Арина. Ладушки мои пришли. Здравствуйте! Много у меня внуков и для каждого доброе слово найдется. Проходите.
У меня в деревне нет многоэтажных домов, а стоят маленькие домики. В них нет воды, нет газа, а раньше не было даже света. За водой люди ходят на реку или берут воду в колодце. А что же люди делают, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).
Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь.
И в моей избе есть печь. Посмотрите ребята.
На ней я готовлю себе еду.
А топится печка дровами, бросаю их в печку, поджигаю, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.
-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?
- Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические печи, на которых готовят еду ваши мамы.
А в печи люди готовили, когда не было газовых плит. Печку ласково называют печка – матушка, она и греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А какие щи, и каши, и киселя приготовить можно! И молока топленого, и пирогов, и блинов, и оладушек напечь. Готовили все в чугунках (показ, они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны (емкость, сделанная из чугуна – очень прочного металла). А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. Снизу печи было углубление для хранения дров. А еще на печи можно было погреться. Чугунок ставят и вынимают из печи специальным приспособлением, который называется ухват, а дрова в печке, чтобы они сильнее разгорались, или чтобы не выпали из печки, помешивают специальной палкой – кочергой.
Я очень люблю греться на печи.
- Ой, кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.
Я умею чисто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Ответы детей).
- Да, это котик.
Показываю кота на печке.
- а вы знаете про него потешки и расскажете мне.
А потешки – это маленькие смешные истории, чтобы потешить или рассмешить, или заговорить маленьких деток.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
- Давайте поиграем с котиком.
Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с котиком сидит на кровати, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик).
- А вот еще одна потешка. Давайте расскажем её все вместе.
Котя, котенька, коток,
Котя – серенький лобок.
Приди, котя, ночевать,
Мою детыньку качать.
- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).
Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную.
Бабушка Арина и дети. Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
И утащит во лесок.
Он утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу детку не буди.
- В русской избе шкафов и шифоньерок не было совсем. Где же русские люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. Их делали прочными, в них и вещи хранили и даже спали на них, такие они были большие. (открываю сундук, показываю что там.)
Садитесь за стол, мои дорогие, притомились, небось. А на что вы сели?
Дети: лавочки.
Бабушка Арина. Удобно вам? У меня большие лавки, чтобы вся семья помещалась. Тут ко мне лиса прибегала, на лавочку примостилась, сама легла на лавочку, а хвостик под лавочку. Любите играть? Давайте поиграем пальчиками.
Этот пальчик хочет спать, Дети загибают пальцы по
Этот пальчик прыг в кровать, порядку.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
Тише пальчик не шуми, Грозят большому пальцу.
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
Всем гулять идти пора. Разжимают все пальцы.
Воспитатель. Бабушка Арина, а это что? (Показывает самовар)
Бабушка Арина. Дети, вы знаете что это?
(ответы детей)
Бабушка Арина. Ребята, это самовар - батюшка, как мы его называем. Вода в нем быстро нагревается и долго не остывает. Раньше не было чайников и чай кипятили в самоварах, вода в нем быстро нагревается и долго не остывает, наливали кипяток в блюдца.
Ой, ребятки, пирогами запахло, это моя печка - матушка для вас постаралась, оладушек напекла.
Воспитатель. Спасибо бабушка Арина, нам возвращаться пора в группу, мы там чай с пирогами попьем, а дети хотят отблагодарить тебя потешкой.
Ладушки – ладушки,
Испекла нам бабушка
Сладкие оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Бабушка Арина. До свидания, мои дорогие, еще ко мне приезжайте.
Дети. До свидания, бабушка Арина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Быт и традиции народов Южного Урала»
Наш проект дает возможность донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала, знаний о культуре и традициях уральского края. Работа над проектом имеет большое значение для формирования...
МАДОУ ЦРР д/с №2 г. Калининграда Творческий проект во второй младшей группе На тему: "Русская матрёшечка"
Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как, в них играть. Беседуя с ...
Познавательно-творческий проект во второй младшей группе «Волшебный мир русских народных сказок»
Цель проекта: создание условий для приобщения детей к устному народному творчеству, через драматизацию сказок и различных видов деятельности....
Презентация проекта во второй младшей группе "Путешествие по русским народным сказкам"
ull;Актуальность проекта: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» - В.А. Сухомлинский. Книги со сказками вводят...
Проект во второй младшей группе "Кем быть?"
Ребёнок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности. У отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию, математике ...
проект во второй младшей группе "Хорошо быть здоровым"
Жизненный опыт детей 3-х лет еще достаточно невелик, поэтому сформировать у них элементарные представления о том, что нужно делать, чтобы всегда быть здоровым - это и есть основа данного проекта....
ПРОЕКТ во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки «КОЛОБОК».
ПРОЕКТво второй младшей группепо мотивам русской народной сказки«КОЛОБОК»....