Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
Проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении мобильности, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, и даже к элементарному образованию. Наша задача помочь родителю не стеснятся своего ребенка, воспринимать таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально - волевую сферу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ovz.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Ларина Марина Викторовна, учитель-логопед,
МДОУ компенсирующего вида № 25 "Солнечный зайчик"
Ещё меньше, чем три десятка лет назад единицы задумывались о том, что среди родителей, которые переживали из-за выбора детского садика для ребёнка, первого синяка или неожиданно появившегося кашля, который внезапно заставлял их бежать в местную поликлинику, также жили, а в некоторых случаях существовали дети и их родители, которые могли только мечтать о выборе детского сада, о возможности для ребёнка пообщаться со сверстниками и бежать в больницу за справкой им в большинстве случаев не приходилось. Многие не работали вовсе. Они оставались один на один со своей большой бедой, без поддержки, и с самого рождения боролись за жизнь, за возможность нормального развития и образования. А все по тому, что они были родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой группе детей относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной школы вне специальных условий воспитания и обучения.
В нашей стране практически не было информации об особенных детях, да и зачем? Ведь в нашем обществе не должно было быть детей с ОВЗ. По центральному телевидению, в прессе скрывалось, насколько тяжела обстановка в нашей стране по отношению к таким детям. Их просто скрывали, содержали в специальных интернатах. Дети, родители которых не желали помещать их в специальные интернаты, находились дома в четырёх стенах в окружении своих близких и родных людей, не имея возможности полноценно развиваться, выйти за пределы своей квартиры и увидеть всё разнообразие мира. Родители зачастую скрывали своих детей с ограниченными возможностями, боясь "косых" взглядов соседей и "острых" языков коллег и друзей. Необходимо признать, что общество довольно жестоко обходилось с такими детьми, не признавая их как полноценных своих членов, способных иметь достойную профессию и нормальную жизнь. Родители и дети оставались одни наедине со своей бедой, не получая своевременно медицинскую , психологическую, материальную помощь от общества. А если и получали, то это была "капля в море". А что говорить о детях , которые проживали в отдалённых местах нашей страны, транспортное сообщение было лишь на этапе развития в этих населенных пунктах. Что касается медицинской помощи, то она оставляла желать лучшего. В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью - это проблема. В прошлом дети с ОВЗ рассматривались исключительно через призму их нарушения, подвергались обязательному «лечению» и изоляции от остального общества. Иногда у таких детей даже отнималось их право на жизнь.
Зачастую родители не имели возможности обеспечивать ребёнка всем необходимым , а об инвалидной коляске можно было только мечтать. Что бы получить её бесплатно, надо было отстоять длинную очередь. Родители не имели возможности получать информацию о том. как правильно ухаживать за таким детьми, как дать образование этим детям, куда обратиться. где получить поддержку. Да и общаться с родителями таких же других детей не было возможности. Это сейчас можно всё узнать из интернета, а в то время этого не было. Откуда родители могли узнать. что такое аутизм, как помочь ребёнку с церебральным параличом, что такое гиперактивные дети, как помочь и с чего начать работу с ребёнком с синдромом Дауна. Эти дети не жили, а можно сказать только существовали наедине со своей проблемой. Они были "отрезаны" от мира, «неприняты» и «изолированны», что препятствоовало становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими. Такие дети замыкались, отдалялись и не видели своего будущего. Обществу было стыдно за таких детей и оно не стремилось создавать условия и твёрдую почву для развития их личности.
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов таких детей, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью и появилась потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения. Необходимо было принять обществу индивидуальности каждого ребёнка и создать ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.
Информация о таких детях стала открытой для всех. Их стали считать полноценными членами общества. На прилавках магазинов появилась новая литература для педагогов, логопедов, психологов, медиков и родителей таких детей. Из которой родители могут узнать особенности заболевания, их симптоматику, как заботиться об этих детях, с чего начать, в какой медицинской помощи они нуждаются, где можно пройти реабилитацию, получить коррекционную помощь. Люди с ограниченными возможностями здоровья доказали, что они имеют право на полноценную и яркую жизнь. Спортсмены параолимпийских игр являются гордостью нашей страны, все больше и больше людей начинают заниматься творчеством, осваивают новые профессии, дети учатся в обычных массовых школах. Государство больше не прячет таких детей в интернатах. Наше общество стало гуманным к таким людям. Их больше не игнорируют и всегда рады видеть их в социуме. Уже не редкость увидеть инвалидную коляску на улице, в транспорте, в выставочном зале и общество смотрит на них с уважением, сочувствием и проявляет доброжелательное отношение к родителям и детям, не допускает оценочных суждений со своей стороны. Каждый ребёнок С ОВЗ не только имеет, но и может воспользоваться в полной мере своими правами.
Самое важное для родителей - не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий.
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым, взяла на себя обязательства по реализации прав на образование без дискриминации через «инклюзивное образование на всех уровнях». Необходимо дать детям с ОВЗ доступное им качественное образование для того, чтобы они смогли стать полноценными и полезными членами общества, способными самостоятельно обеспечивать себя и по возможности исполнять гражданские обязанности, быть социально активными.
Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Для них будет создана безбарьерная среда и обеспечена успешная социализация. Да, у таких детей есть проблемы со здоровьем, но когда они общаются с коллективом своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции.
Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции. В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе. Необходимо показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.
Существенным звеном в сопровождении детей с ОВЗ является совместная работа со специалистами - медицинскими работниками, педагогом - психологом. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на социализацию в обществе. Это обусловлено эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи ребенку с различными расстройствами. Поэтому в настоящее время педагогические вузы должны готовить многопрофильных специалистов, одновременно владеющих как навыками психодиагностики и психокоррекции, организации специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями.
Нетрудно представить, как таким детям даётся обучение в обычных школах, они чувствуют себя ненужными и стесняются собственных нарушений в здоровье. Но в этом нет их вины. К сожалению, на сегодняшний день в России не имеется специальных учебных учреждений, где возможно выучиться профессии тьютора. Главнейшая задача тьюторского сопровождения - не позволить этим детям чувствовать себя неполноценными или ограниченными. А как быть детям, которые передвигаются, к примеру, на инвалидном кресле? Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями становится настоящим спасением в таких случаях. Существующая система новых форм дошкольного образования, дошкольных учреждений, школ, принимающих разные категории детей с ОВЗ, очень помогает родителям решить их проблемы, но лишь частично. Отсутствие достаточного подросткам, молодым людям с ОВЗ и их семьям - дополнительный и очень важный фактор тревожности членов их семей. Необходимо расширять создавать систему реабилитационных учреждений для подростков, молодых и взрослых людей, Большинство лиц с ОВЗ и членов их семей нуждается в персонально закреплённом транспорте, для того, чтобы можно было добраться хотя до больницы или школы.
Проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении мобильности, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, и даже к элементарному образованию. Наша задача помочь родителю не стеснятся своего ребенка, воспринимать таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально - волевую сферу.
Список использованной литературы
1. Конвенция о правах инвалидов. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 28 сентября 2008 г. № 61/106, ст. 31. URL: http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 10.05.2015).
2. Козырева О.А. Равный доступ// Директор школы №2 - 2014. С.98-103.
3. Любавина Н.В. Инклюзивное и интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования. 2013. № 9. С. 64–69.
4. Фуряева Т.В. Интеграция особых детей в общество / Т.В. Фуряева // Педагогика. - 2006. - №7. – с.29-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Информационная статья " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья:проблемы и пути их решения"
В статье раскрыты причины, влияющие на неполноценную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделены основные задачи воспитания и обучения, которые положительно влияют на развитие ...
Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...
Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"
Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"...
Статья "Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества"
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями....
Новый сборник статей посвященный "Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации" 2020 год
Сборник составлен по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам социализации и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья....
Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества.
Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества....