ЛЕСНЫЕ ОБИТАТЕЛИ-ЗВЕРИ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Уточнить и расширить представление детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, ёж) зимой. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Активизировать словарь: «нора», «дупло», «хищник». Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gorzina.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Горзина Татьяна Михайловна – МБДОУ «Детский сад №130 «Улап» города Чебоксары, воспитатель, непосредственно-образовательная деятельность по образовательным областям для детей старшего дошкольного возраста, 2012г.
Тема: ЛЕСНЫЕ ОБИТАТЕЛИ-ЗВЕРИ
I часть
Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, ёж) зимой. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Активизировать словарь: «нора», «дупло», «хищник». Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, слайды с изображением животных (белка, заяц, волк, медведь, лось, ёж), лист бумаги, маркеры, модели хищных и травоядных животных.
Ход:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в зимний лес и посмотреть, что там происходит. А как можно попасть в лес? (Ответы детей). А я предлагаю вам отправиться в лес на поезде. Давайте представим, что мы с вами вагончики, а я паровоз. (Под музыку дети имитируют движение поезда). Вот мы и очутились в лесу. Тихо. Снег по пояс. Смотрите, чьи это следы (показ слайда с изображением заячьих следов)? (Ответы детей). (Слайд с изображением зайца у дерева). Остановился косой у дерева, на задние лапы встал, кору обгрызает. Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки – вот и вся еда.
Вдруг насторожился заяц и наутек!
- Что помогло зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши.)
- Кого испугался заяц? (Лису.)
Но нелегко догнать косого.
- Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Задние ноги у него сильные и длинные, намного длиннее передних, поэтому следы задних ног впереди передних оказались. Бежит заяц, петляет. Но если все же настигнет его враг, то и тут задние ногу помогут. Подумайте как? Ложится заяц на спину и начинает отбиваться задними лапами. Покажите. (Показ детьми).
Иногда в лесу на зайцев охотники ставят капканы. Вот попался заяц, охотник его из капкана вынимает, за уши берет, а заяц вырывается и, если человек не очень осторожен, заяц своими сильными лапами может сломать руку охотнику.
Убежал косой, но не останется лиса (слайд с изображением лисы) без обеда. Она под снегом мышей отыскивает. Что ей помогает это делать? (Ответы детей). Слух у нее хороший и нюх тоже отменный. Они-то и помогают ей отыскивать под снегом мышей. А уж если совсем холодно и голодно рыжей, то хоть и боится она человека, а пойдет в деревню кур да уток воровать.
- Кого еще боится заяц? (Волка.) (Слайд с изображением волка).
Но не только зайцев едят волки. Нападают они на более крупную дичь, на оленей, лосей, кабанов. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам.
Волки очень выносливы. Долго могут они гнаться за своей добычей.
А еще зимой в лесу можно увидеть оленей и лосей (слайд с изображением оленей и лосей). Олени бегают очень быстро. Сильные и здоровые олени обычно убегают от волков. Но если уж они встретились, то, как будет защищаться олень? Острые рога и тяжелые копыта – вот его оружие против волка. Иногда волки, когда очень голодны, нападают на оленью семью, где есть слабые, глупые оленята.
- Как вы думаете, как взрослые олени защищают малышей?
Представьте, что вы (часть детей) волки, вы – взрослые олени, а вы – оленята. Волки нападают, стараясь схватить оленят.
- Что сделают их родители?
Дайте возможность детям самостоятельно решить проблему. Затем расскажите, что олени встают в круг, внутри которого оленята.
Лиса и волк – хищники. Они питаются мясом других животных.
- А чем питаются зимой олени, лоси? Ветками, корой деревьев и кустарников. Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормиться после сильных снегопадов. Как вы думаете почему? Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни лось, ни заяц достать не могут. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают сено, морковь, капусту.
- А почему не видно медведя и ежа? (Ответы детей).
- Где отдыхает ночью и вовремя непогоды лось? (Ответы детей). Он прячется в глубоком снегу. У лося из укрытия видны только голова и спина, которая покрыта особо густой шерстью. Ноги он прячет под брюхо. Зачем? (Ответы детей).
- как вы думаете, где спят зимой волки? (Ответы детей). Просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом.
Многим животным трудно ходить по глубокому снегу. Так ведь что придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок и на живот и скатываются. На ровном месте время от времени делают разбег или прыжок, быстро пускаются на живот и скользят.
У зайца на лапах к зиме отрастает плотная длинная шерсть, и он после прыжка может скользить, как на лыжах.
Физкультурная разминка.
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть. (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)
Воспитатель: – А куда делись зимой насекомые? (Ответы детей). Они попрятались в трещины коры, в сухие листья деревьев.
Птицы (слайд с изображением птиц зимой) в лесу тоже есть, но зимой им очень трудно. Почему? (Ответы детей). Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду много птиц погибает от голода. Мелкие птички, например синички, погибают после 6 часов голодания. Поэтому птиц надо обязательно подкармливать.
Наша экскурсия подошла к концу, понравилась она вам? Чем понравилась? (Ответы детей). Что нового узнали? (Ответы детей). Нам пора возвращаться в детский сад, и вернемся так же как и приехали (под музыку дети «возвращаются» в детский сад).
Воспитатель: Ребята, с какими животными мы с вами сегодня повстречались? (Ответы детей), а каких животных леса вы еще знаете? (Ответы детей). У меня на листе есть картинки с изображением животных (показ картинок с изображением волка, лисы, зайца, белки, лося).
- Как одним словом назвать тех, кто здесь изображен? (Ответы детей) Лесные звери. Обводим их в большой круг.
- Как вы думаете, как можно обозначить то, что они живут в лесу? (Ответы детей). Вместе приходим к выводу, что это можно изобразить так:
Рисуем этот значок над большим кругом.
- Что едят лиса и волк? (Других животных. Это хищники.)
- Что едят заяц, белка, лось? (Растения. Они травоядные.)
- Как вы думаете, почему их назвали таким словом? (Ответы детей).
- Значит, на какие две группы можно разделить этих животных? (На хищников и травоядных.)
Рисуем внутри большого круга два меленьких и над ними рисуем символы, например, такие:
хищники -
травоядные -
- Много в лесу птиц и зверей (ответы детей).
- А как вы думаете, кого больше, зайцев или зверей? (Ответы детей)
- Птиц или животных? (Ответы детей)
Обобщение
- Что мы с вами сегодня делали?
- Что нового узнали?
Тема: «Царство диких зверей»
II часть
Программное содержание: закрепить умение детей передавать признаки диких животных в технике аппликации из ниток; развитие мелкой моторики рук; формирование навыков самостоятельности; воспитание бережного отношения к диким зверям.
Материал и оборудование: ноутбук, экран, проектор, электронное письмо, , лист ватмана с изображением зимнего леса, следы, конверты с письмами, снеговик, сугроб, елочка, трафареты диких животных (заяц, лиса, волк, белка, медведь), цветные шерстяные нитки, ножницы, клей, кисти.
ХОД:
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправиться в царство диких зверей. Поехали!
(Под музыку дети заходят в группу. Группа оформлена в виде «зимнего леса»).
Воспитатель: Вот мы и приехали в царство. Посмотрите вокруг, что вы видите? (Ответы детей). Как красиво в лесу! Вокруг деревья, ели украшенные снегом. Снег поблескивает на солнце. Действительно, попали в лесное царство. Ребята, а как вы думаете, кого мы с вами встретим в зимнем лесу? (Ответы детей). Да, мы можем встретить лису или белку, а может и зайца. Почему, этих зверей называют дикими? (Ответы детей). Что-то сами жители царства нас не встречают? Вы не знаете почему? (Ответы детей).
Раздается сигнал сообщения.
Воспитатель: ребята, нам пришло электронное письмо. Давайте посмотрим его.
Дети с педагогом размещаются около проектора и просматривают электронное письмо.
«Помогите!!! Украли всех жителей леса! Караул!!! (Ворона)»)
Воспитатель: Какое горе, как же нам быть? (Ответы детей). Давайте поможем жителям царства и вернем их домой, в лес! Ребята, посмотрите, вот чей-то след, пойдем по нему. –– Посмотрите, след привел к сугробу, а на нем конверт, читаем:
Над бумажным над листом
Машет палочка хвостом
И не просто, машет.
Бумагу клеем мажет. (Кисточка)
Воспитатель: Правильно, это кисточка. Пригодится нам она? Пойдемте дальше по следу, след привел нас к снеговику, а у него письмо, читаем:
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от голода – кора. (Заяц)
Воспитатель: Вот и заяц, только без шубы. (Шаблон зайца) А какая шуба у зайца зимой, почему? (Ответы детей). Идем дальше. Пришли к сугробу, читаем письмо:
Я веселенький зверек,
Прыг с елки на дубок.
Шубка серая на мне,
А живу я в дупле. (Белка)
Воспитатель: Вот и остальные дикие животные (шаблоны медведя, белки, лисы, волка, кабана). Только смотрите, они без своих шубок. Какая шуба у каждого зверя? (Ответы детей). А вот еще след. Он привел нас к елочке. Письмо от елочки (читают):
«Если животных одеть в их шубки, то они вернутся в свое царство».
Воспитатель: Ребята, мы по следам прошли, получили необходимые материалы, оденем всех животных? Теперь приготовьте свое рабочее место, возьмите все необходимое для работы и занимайте свои места.
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение. По мере изготовления переносят своих животных в «лес». В заключении проводится анализ детских работ.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Где мы сегодня побывали, кого встретили? Что делали? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру( средняя группа) по теме "Лесные обитатели-звери"
Занятие по ознакомлению с окружающим "Лесные обитатели - звери" в средней группе, через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество....
"Лесные обитатели - звери"
Презентация по окружающему миру...
Лесные обитатели - звери
Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, ёж) зимой. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, спо...
конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе « Лесные обитатели- звери».
конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе « Лесные обитатели- звери»....
конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе « Лесные обитатели- звери».
конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе « Лесные обитатели- звери»....
Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим "Лесные обитатели - звери"
Иллюстрации диких животных в природе в зимнее время....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Лесные обитатели – звери».
Закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах....